Технологическая карта урока по русскому языку "Степени сравнения качественных имен прилагательных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Панюкова Ольга Васильевна

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Степени сравнения качественных прилагательных

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 3

Цели:

- деятельностные: научить различать степени сравнения, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения; развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока;формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.

-содержательные: сформировать умение правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных, соблюдать правильное ударение  при образовании степеней сравнения; отрабатывать умения образовывать степени сравнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Степени сравнения качественных прилагательных

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 3

Цели:

- деятельностные: научить различать степени сравнения, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения; развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока;формировать интерес к формированию правильной грамотной устной и письменной речи.

-содержательные: сформировать умение правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных, соблюдать правильное ударение  при образовании степеней сравнения; отрабатывать умения образовывать степени сравнения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

.

Дети повторяют за учителем

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Чистописание (см. методичка, с. 76)

2. Словарный диктант.

- Составьте предложение с одним из слов.

3. Повторение.

– Что такое имя прилагательное?

– Как изменяется имя прилагательное?

- Сравните кошек.

- Что можете о них сказать.

Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?

у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного

обращаю внимание на проектор. Слайд 

СУЗ Слайд 3

Регулятивные УУД- контроль

Регулятивные УУД –оценка

Коммуникативные УУД – разрешение проблемы, коллективный поиск, принятие решения

3) Этап выявления места и причины затруднения.

- Сравнивали по одному признаку или по разным?

Часто мы сравниваем признаки предметов, которые называются именами прилагательными. Например, эта дорога длинная, а та длиннее. Эта книга интересная, а та  интереснее.

- А можно ли сравнить хрустальную вазу с красивой вазой, вкусное яблоко с зеленым яблоком, новое платье с шерстяным платьем? Почему?

- Назовите тему и цели урока.

учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Выберите из данных прилагательных качественные.

- Можно ли сравнить эти два яблока? Почему?

Слайд 7

Слайд 9

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5) Этап реализации построенного проекта.

- Сравните по одному признаку ягоду и лимон

- Давайте, с вам заполним таблицу.

- Так какие же степени сравнения качественных прилагательных существуют. Сделайте самостоятельно вывод.

Слайд 10,11

Выполняю работу, делают записи в тетрадь.

Слайд 12

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Какое озеро самое глубокое?

- Прочитайте и запишите предложение в тетрадь.

Байкал

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ча-ча-ча
(Хлопки по бедрам)
Печка очень горяча
(Прыжки вверх)
Чи-чи-чи
(Хлопки над головой)
Печёт печка калачи
(Приседания)
Чe-чу-чу
(Хлопки сзади)
Будет всем по калачу
(Прыжки вверх)
Чо-чо-чо
(хлопки перед собой)
Осторожно, горячо
(Топаем ногами).

Работа по карточкам.

Выберите 5 прилагательных, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок,  детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, глухой старик, глухой согласный,  гусиная лапка, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, соседкин сад,  наблюдательный человек, трагическая судьба, беличий воротник,  дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель.

Выполняют самостоятельно задание, проверяют себя по эталонуСлайд)

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Тест.

1.         Прилагательное в форме сравнительной степени:

  1. лучше;
  2. добрейший;
  3. менее громкий.

2.         Прилагательное в форме превосходной степени:

  1. величайший;
  2. наиболее широкий;
  3. справедливее.

3. Отметьте прилагательные, употреблённые в форме сравнительной степени

  1. Трудный перевал остался позади.
  2. Правый берег круче левого.
  3. Туристы шли кратким путём.
  4. Сирень красивее черёмухи.

4. Укажите прилагательные, которые могут иметь степени сравнения

  1. Паровой
  2. Крутой
  3. Дубовый
  4. Громкий
  5. Красивый

Выполняют задание на карточках, объясняют

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

   Что нового вы узнали на уроке?

      Что понравилось на уроке?

      Что было самым интересным?

      Что было самым трудным?

- Оцените себя с помощью "Лесенки успеха"

Д.з  Придумать 2-3 предложения, используя степени сравнения имен прилагательных.

        Игра: я называю прилагательные превосходной степени, дети хлопают два раза, сравнительной - один (слова взяты из методички)

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.

Тест.

1.         Прилагательное в форме сравнительной степени:

  1. лучше;
  2. добрейший;
  3. менее громкий.

2.         Прилагательное в форме превосходной степени:

  1. величайший;
  2. наиболее широкий;
  3. справедливее.

3. Отметьте прилагательные, употреблённые в форме сравнительной степени

  1. Трудный перевал остался позади.
  2. Правый берег круче левого.
  3. Туристы шли кратким путём.
  4. Сирень красивее черёмухи.

4. Укажите прилагательные, которые могут иметь степени сравнения

  1. Паровой
  2. Крутой
  3. Дубовый
  4. Громкий
  5. Красивый

Тест.

1.         Прилагательное в форме сравнительной степени:

  1. лучше;
  2. добрейший;
  3. менее громкий.

2.         Прилагательное в форме превосходной степени:

  1. величайший;
  2. наиболее широкий;
  3. справедливее.

3. Отметьте прилагательные, употреблённые в форме сравнительной степени

  1. Трудный перевал остался позади.
  2. Правый берег круче левого.
  3. Туристы шли кратким путём.
  4. Сирень красивее черёмухи.

4. Укажите прилагательные, которые могут иметь степени сравнения

  1. Паровой
  2. Крутой
  3. Дубовый
  4. Громкий
  5. Красивый


Выберите 5 прилагательных, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок,  детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, глухой старик, глухой согласный,  гусиная лапка, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, соседкин сад,  наблюдательный человек, трагическая судьба, беличий воротник,  дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель.

Выберите 5 прилагательных, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок,  детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, глухой старик, глухой согласный,  гусиная лапка, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, соседкин сад,  наблюдательный человек, трагическая судьба, беличий воротник,  дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель.

Имя прилагательное

Формы сравнения

больше

самый

добрый

добрее

добрейший

тонкий

лёгкий

строгий

смелый

удобный

Имя прилагательное

Формы сравнения

Больше

(сравнительная)

Самый

(превосходная)

добрый

добрее

добрейший

тонкий

лёгкий

строгий

смелый

удобный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе (УМК « Начальная школа 21 века») Панюковой Ольги Васильевны

Слайд 2

14 апреля Классная работа

Слайд 3

Лагерь, тарелка, галерея, животное, организм, фамилия, океан, костюм, аптека

Слайд 4

имя прилагатель-ное самостоятельная часть речи изменяется по числам (ед.ч., мн.ч.) изменяется по родам (м.р., ж.р., ср.р.) изменяется по падежам Синтакс.роль (определение, сказуемое)

Слайд 5

Поля Плюшка Булка Пушистая Более пушистая Самая пушистая

Слайд 6

СРАВНИВАЛИ ПРИЗНАКУ по одному

Слайд 7

Степени сравнения качественных имён прилагательных

Слайд 8

1.Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? 2.Что показывают степени сравнения имён прилагательных? 3. Как образуются степени сравнения имён прилагательных?

Слайд 9

в к у с н ы й к а м е н н ы й в и ш н ё в ы й з е л ё н ы й с т е п н о й м я с н о й

Слайд 11

в к у с н о е з е л ё н о е

Слайд 12

с п е л а я с п е л е е самая спелая

Слайд 13

к и с л ы й к и с л е е С а м ы й к и с л ы й

Слайд 14

Имя прилагательное Формы сравнения больше самый добрый добрее добрейший тонкий лёгкий строгий смелый удобный

Слайд 15

Имя прилагательное Формы сравнения добрый добрее добрейший тонкий тоньше тончайший лёгкий легче легчайший строгий строже строжайший смелый смелее смелейший удобный удобнее удобнейший больше самый

Слайд 16

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ сравнительная превосходная

Слайд 17

Ч Е М

Слайд 18

Байкал глубже чем Байкал более глубокое озеро чем , ... другие озёра (глубже – сравнительная степень) (более глубокое – сравнительная степень) других озёр другие озёра

Слайд 19

Байкал глубочайшее из озёр чем Байкал самое глубокое озеро чем ... (глубочайшее – превосходная степень) ( самое глубокое – превосходная степень)

Слайд 20

Проверь себя! 1, 1, круче, красивее, 2,4,5

Слайд 21

Домашнее задание. Придумать 2-3 предложения, используя степени сравнения имен прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных

Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы....

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...