"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Зубарева Мария Александровна

 Конспект урока по русскому языку для 2 класса и презентация на тему "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

муниципального образования город Горячий Ключ

Сценарий урока

по русскому языку

во 2 классе

на тему: «Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова».

                                                               

                                                               

                                                           Составила и провела урок

                                                              учитель начальных классов

                                                         Зубарева Мария Александровна

« Белоснежка и семь гномов»

 

 Интеграция предметов: русский язык, внеклассное чтение, окружающий мир.

 Тема: «Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова».

 Цели урока:

 - способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять пред-ложения, выделять в предложении главные члены;

 - развивать речь, мышление, воображение, память, наблюдательность учащихся;

 - воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, магнитофон.

Ход урока

 

 1. Организационный момент

 - Садитесь. Откройте тетради, запишите число (сегодня …), классная работа.  

                        Прозвенел уже звонок

                        Начинается урок.

                        В путешествие пойдём,

                        В страну сказок попадём.

                        Слушай, думай, наблюдай,

                        Сказку нашу отгадай.

                        Глазки дружно закрывайте,

                        Сказку в душу пропускайте.

 (Звучит музыка из мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Входит Белоснежка)

                        За горами, за лесами,

                        За широкими морями,

                        В чудном домике своём

                        Живут гномы всемером.

                        С ними поселилась я.

                        Ну-ка, открывай глаза!

 - Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня зовут, кто знает? (Белоснежка.)

 - Из какой сказки я к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)

 - А на какую сказку она похожа? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

 2. Постановка целей и задач урока

                        Отгадали вы меня,

                        Вы правы, Белоснежка – это я.

                        Живу у гномиков своих,

                        А кто мне скажет

                        Сколько их? ( 7.)

 Учитель: Семь – это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7  часто упоминается в пословицах и поговорках.)

 - Какие пословицы и поговорки  с этим число вы знаете?  (Семь пятниц на неделе.  Семеро одного не ждут. У  семи нянек дитя без глаза. Семь дней в неделе.  За семь вёрст киселя хлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)

 - Ребята, а что особенного  в слове «семь»?  (Смягчающий  ь на конце.)

 - Сколько букв в слове «семь»?  (4 буквы.)

 - Сколько звуков в слове «семь»? (3 звука.)

 - Почему букв больше, чем звуков? (Буква ь не обозначает звука?)

 - Сегодня мы с вами повторим всё о правописании смягчающего ь на конце слов.

 3. Чистописание

 (Помогает провести гном Пишичитай.)

 Белоснежка:  Мои гномы – шалунишки,

                        Поиграть они хотят.

                        Никогда им не встречалось,

                        Столько умненьких ребят!

 Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает своё задание. Игра «Найди лишнюю букву» (Буквы  я е ё и ь ю)    

 - Какая буква лишняя? (Ь).

 - Почему? ( Ь не обозначает звука?)

 - Какие общие свойства у остальных букв, изображённых на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)

 - Напишите на следующей строчке красиво букву «мягкий знак» так, чтобы она понравилась гномику.

                        Я тетрадочку открою.

                        Уголочком положу.

                        Я, друзья, от вас не скрою.

                        Ручку я вот так держу.

                        Сяду прямо не согнусь,

                        За работу я возьмусь.

 - Молодцы, вы справились с заданием гномика. Но нам пора идти дальше.

 4. Словарная работа

 - Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание, а вот и сам гномик. Запишите только те слова, в которых мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «декабрь, мороз, календарь, тетрадь, работа, портфель, ворона, корабль.

 - Какое из записанных слов можно считать лишним и почему? (Слово «декабрь» не является предметом.)

 (Работа по карточкам со слабоуспевающими детьми.)

 - Что общего в этих словах? (В них имеется мягкий знак.)

 - Какова  роль мягкого знака в этих словах? (Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)

 - Молодцы, вы все справились с заданием. Пойдём дальше.

 5. Составление слов

 - А вот и гномик Буквоежка.

                        Что за ужас, что за хлам?

                        Везде буквы по углам.

                        Давайте в доме уберём.

                        Из букв мы слово соберём.

                             1 вариант: Ь У С Г;  

                             2 вариант: Н К Ь О.

 (У доски два ученика по вариантам записывают слова.)

 - Какие слова вы составили? (Гусь, конь.)

 - Где стоит Ь? Для чего он нужен?

 - Хлопните у кого слово написано так же, как на доске, топните – у кого не так.

6. Физкультминутка

 - Ребята, а гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

                        Вижу, сильно вы устали.

                        Позову Весельчака,

                        Проведёт он физкультминутку,

                        Всем понравится она.

                        Гномы шли – шли – шли,

                        Земляничку нашли.

                        Раз и два, и три, и четыре, и пять,

                        Мы начнём искать опять.

7. Группировка слов по значениям

 - Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задание:

                        А вот и гномик Любознайка.

                        Он однажды на прогулке

                        Повстречал животных тьму

                        Где здесь птицы, а где звери?

                        Ничего я не пойму!

 - Ребята, давайте поможем Любознайке расселить птиц в свой домик, а зверей в свой.

  - Разбейте слова на две группы: 1 группа – звери, 2 группа - птицы.

 - На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)

 - Как называются слова, которые отвечают на вопрос КТО? (Одушевлённые предметы.)

 - Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков на конце слова. Что общего в написании этих слов? (Ь.)

 - Какова его роль? (Обозначает мягкость согласных на конце слова.)

  - Отгадайте загадки и запишите отгадки:

                        Он зимой лежит в берлоге,

                        Добровольно одинокий,

                        Спит и видит сны о том,

                        Как весной пройдёт по лесу,

                        Как всё будет интересно,

                        А пока всё подо льдом…

                        А чтоб сон хороший снился,

                        Не давил чтоб груз забот,

                        Лапу он свою сосёт. (Медведь.)

                       

                        Красногрудый, чернокрылый

                        Любит зёрнышки клевать.

                        С первым снегом на рябине

                        Он появится опять! (Снегирь.)

                        Талантливая крошка

                        Рисует понемножку,

                        Кисточки достала –

                        К ушкам примотала. (Рысь.)

                        Пятибуквенное слово

                        Это быстроногий зверь,

                        А лишится первой буквы –

                        Что получится теперь?

                        То, с чем лодыри на «ты»,

                        Царство сонной пустоты.

                        Отгадать попробуй что это за слово! (Олень.) 

 - Какое это слово? А если убрать первую букву, какое слово получится? (Лень)  

 - А вот лень, ребята,  в школе нам с вами не помощник. Вы должны быть трудолюбивыми. И ещё одна загадка:  

             

                        Сизый в луже сидит,

                        Глуп да  сердит,

                        Житель городской,

                        Пернатый да босой.

                        А белый его брат –

                        Миру в мире рад,

                        Символ чистоты,

                        Любви и красоты. (Голубь.) 

 - Что общего у всех слов – отгадок? (На конце слов пишем Ь; все слова означают одушевлённые предметы (живые существа).)

 - Какие ещё названия зверей и птиц вы знаете? Назовите.

 - В нашей стране принят Закон об охране животных. Под охраной находятся животные в заповедниках. Кстати, на территории Краснодарского края находится Кавказский заповедник. Это место, где не только нельзя охотиться или ловить рыбу. Там запрещается жечь костры, собирать ягоды, грибы и даже травы. В заповеднике учёные изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало. Помогают спасению редких животных и зоопарки, но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Необходимо подкармливать их в зимнее время, строить скворечники и кормушки.

 - Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

                        Не стреляй воробьёв,

                        Не стреляй голубей,

                        Не стреляй просто так

                        Из рогатки своей!

                        Эй, малыш, не стреляй

                        И не хвастай другим,

                        Как без промаха бьёшь

                        По мишеням живым.

                                                       Ю. Шевчук

8. Комментированное письмо

                        В уголочке кто сидит?

                        Тихо что-то говорит?

 - Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложение из слов: «Белоснежка, каждый, убирала, в, день, домике».

  - Каким образом можно расположить слова в предложении? (Белоснежка каждый день убирала в домике. Каждый день Белоснежка убирала в домике.

Белоснежка убирала в домике каждый день. Убирала в домике Белоснежка каждый день.)  

 - Как вы напишите слово «Белоснежка», если он будет стоять в середине предложения? Запишите в тетрадях тот вариант предложения, который вам больше понравился.

 - Как вы думаете, ребята, для чего люди стараются поддерживать чистоту и порядок в помещении? Какой вред может принести человеку проживание в грязном и пыльном помещении?

 - А кто помнит, в каком произведении даже посуда убежала от хозяйки, потому что не хотела быть грязной?

 - Назовите автора этого произведения.

 - Какие правила личной гигиены вы знаете?

 9. Физкультминутка

 - А сейчас положите ручки и мы  немного отдохнём: 

                        Чтобы лучше нам писать,

                        Надо пальчики размять!

                        Рыбки плавали, ныряли

                        В тёплой, ласковой воде.

                        То сожмутся, разожмутся,

                        То зароются в песке.

 10. Закрепление правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

 - Ребята, нас уже поджидает гномик Повторялка со своим заданием. Вам необходимо вставить пропущенные буквы в слова. Прочитайте первое слово. Какую букву надо вставить? (Надо вставить букву «и».)

 - Почему? (Жи-ши пиши с «и». 2 и 3 слова разбираются по такой же схеме.

Остальные слова дети записывают самостоятельно с последующей проверкой по рядам.)

                        Лыж_, рощ_,

                        щ_ка, ж_раф,

                        мыш_, ч_до,

                        ч_йник, ш_шки.

 - Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

 - Молодцы!

 11. Итог урока

 - Но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.

 - Что обозначает мягкий знак на конце слова? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.)

 - Чем буква Ь необычна? (Буква Ь не обозначает звука.)

                        Мягкий знак, мягкий знак,

                        Без него нельзя никак.

                        Без него не написать

                        «Тридцать», «двадцать», «десять», «пять».

                        Вместо «шесть» получим «шест»,

                        Вместо «есть» напишем «ест».

 - Понравилось вам путешествие?

                        Закрываем снова глазки,

                        Улетаем мы из сказки,

                        Раз, два, три, четыре, пять –

                        В класс вернёмся мы опять.

   - Ребята, на следующих уроках мы познакомимся с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного звука в середине слова, а так же с разделительным мягким знаком в словах.  А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 115, упр. 192.

 - Урок окончен. Можете идти на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание слов с мягким знаком на конце"

Правописанию слов с мягким знаком уделяется значимое место на уроках русского языка...

"Написание слов с мягким знаком на конце"

Урок русского языка во 2 классе Рамзаева Т.Г....

Игра "Пять названий"(закрепление написания слов с мягким знаком на конце)

Урок коррекционного занятия по закреплению знаний учащихся со 2 класса по написанию слов с мягким знаком на конце....

Написание слов с мягким знаком на конце.

презентация для уроков проверки знаний учащихся о мягком знаке в 3 классе....

"Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова", 2 класс...

Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова

Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать   мягкие согласные звуки и правильно обозначать  мягкость согласного звука на письме при помощи мягко...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....