Эстетическое воспитание младших школьников
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Воспитание духовной сферы возможно через развитие эмоционального восприятия мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_2.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая рефлексия. Изучение

затруднений в педагогической деятельности»

Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

В основе любого педагогического затруднения лежат определённые противоречия, которые становятся движущими силами профессионально-личностного развития специалиста только при их успешном разрешении. В противном случае они снижают эффективность педагогической деятельности и приводят к педагогическим ошибкам.

Практика показывает, что, анализируя свою деятельность, учителя испытывают значительные затруднения при выявлении собственных ошибок, их причин и путей их устранения. Вместе с тем, увидеть свои ошибки, понять их причины, наметить возможности для их преодоления и работать над их устранением, постоянно сверяясь с полученными результатами - это весьма эффективный путь к овладению профессиональным мастерством. Иначе говоря, работу педагога по повышению профессиональной компетентности можно представить как совокупность реализуемых в деятельности функций самоуправления: самоанализа, самомотивации, самоцелеполагания, самоконструирования, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции. Педагогические ошибки отрицательно сказываются на эффективности работы педагога при её осуществлении, однако они могут быть допущены (как, впрочем, замечены и исправлены) на предыдущих этапах. Поскольку работа над ошибками относится к регулятивно-коррекционной функции управления, устранение педагогических ошибок логично рассматривать как самокоррекцию, осуществляемую во взаимосвязи с прочими функциями самоуправления.

Структура профессиональной компетентности в области устранения педагогических ошибок включает два взаимосвязанных блока компетенций: аксиологический и практический.

В аксиологическом блоке выделяются:

- знание типологии, сущности и характера, признаков и примеров педагогических ошибок;

- знание возможных негативных последствий тех или иных педагогических ошибок;

- понимание важности устранения педагогических ошибок в своей работе;

- знание способов устранения тех или иных педагогических ошибок.

В практический блок входят:

- опыт классификации и узнавания педагогических ошибок в практической деятельности;

- опыт выявления причин педагогической ошибки;

- опыт моделирования и осуществления деятельности, направленной на устранение педагогической ошибки;

- опыт преодоления педагогических ошибок в новых для себя ситуациях. Для более эффективного устранения собственных ошибок в педагогической деятельности ниже представлен алгоритм самокоррекции:

1) выделение недостатков в педагогической деятельности при анализе, самоанализе;

2) работа с технологическими таблицами, которая происходит при выполнении следующих операций (в скобках указаны функции самоуправления, реализуемые посредством этих операций):

- узнавание ошибки (самоконтроль);

- осознание возможных негативных последствий ошибки и необходимости её устранения в своей работе (самомотивация);

- выявление причин ошибки (самоанализ);

- определение задач работы над устранением ошибки (самоцелеполагание);

- моделирование своей деятельности, направленной на устранение ошибки (самоконструирование и самоорганизация);

3) практическая реализация модели деятельности по устранению ошибки;

4) самоанализ эффективности работы над ошибкой.

Итак, разработанная нами технология самокоррекции педагогической деятельности реализуется с помощью двух основных инструментов: пакета технологических таблиц и алгоритма самокоррекции. Следует отметить, что по мере профессионально-личностного развития у специалиста меняется характер профессиональных затруднений: он избавляется от прошлых ошибок, однако может допускать ошибки в новых способах деятельности. Поэтому технологические таблицы нуждаются в периодической корректировке (примерно - каждые 1-2 года). Частота корректировок, количество и масштабность вносимых изменений зависят от интенсивности обновления педагогических кадров, степени включённости педагогов в инновационную деятельность. При этом алгоритм самокоррекции остаётся неизменным.

Вышеописанная технология ориентирована на учителей, испытывающих затруднения в профессиональной деятельности (прежде всего это касается начинающих специалистов и учителей, не имеющих педагогического образования, которых много в сельских школах). Устраняя свои педагогические ошибки по чётко прописанному алгоритму, они усваивают логику самостоятельного преодоления затруднений, приобретают опыт, необходимый для дальнейшего совершенствования в профессии. В результате в школе растёт общий уровень профессиональной компетентности, сокращается квалификационный разрыв в педагогическом коллективе, что создаёт предпосылки для активизации инновационной деятельности, коллективного педагогического творчества. Кроме того, данная технология, реализуемая в системе методической работы, позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, усилить действенность внутришкольного контроля, ускорить процесс профессиональной адаптации начинающих учителей. При её систематическом использовании улучшается качество педагогического анализа, возрастает управленческая активность педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.
  3. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990.
  4. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. - 1994. - № 5.

Управление самообразованием

и самосовершенствованием младших

школьников

Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители и учителя своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования.

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.

Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся? Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели (например, экономить время, доводить до конца начатое дело), но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.

Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Итак, на пути дальнейшей разработки теории развития личности, развивающего обучения выстроились пять проблем.

По словам А. А. Ухтомского, самые важные для человека и общества доминанты  поведения,  которые  следует  воспитывать,  — это  доминанта постоянного нравственного совершенствования и доминанта творчества, искания истины.

Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие   личности   в   самостоятельной   и   творческой   деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений

3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Самосовершенствование   личности процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества.

В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной этой мотивации поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности, главной проблемы — в создании мотивации учения без внешнего принуждения.

Технология саморазвития личности включает в себя все сущностные особенности развивающих технологий, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

1)  в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора занятия по интересам);

2) в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности);

3) в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

4) в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

На удовлетворение этих потребностей направлена вся учебно-воспитательная работа школы, включая клубную сферу, социум, все его воспитательные институты.

Учебно-воспитательный процесс, дающий удовлетворение всех интересов и потребностей ребенка, повышает уровень общей мотивации к школе, к школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам. Введение человековедческого психолого-педагогического курса значительно расширяет арсенал инструментальных средств, используемых педагогами для индивидуализации процесса обучения и решения проблем мотивации.

Создание положительной Я-концепции заключается в применении личностно ориентированной педагогики, личностного и индивидуального подходов к ребенку, построение системы сотрудничества педагогов и взрослых. Ребенок должен учиться победно, быть результативным и поощряемым во внеурочной среде.

Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая и приоритетная цель — формирование самосовершенствующейся личности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2009.

3. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред.О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 2008.

4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2000.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008.

6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. – 904 с.

7. Болотов, В.А. Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития// Профессиональное образование. – 2000. - №9.

Педагогические династии

Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

Педагогическая династия - это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому: в школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей.

Быть учителем - талант особый, и состоит он, по определению Карло Досси, итальянского писателя и политика, из триады - инстинкта, памяти и воли  [1, 235]. Следует добавить еще и четвертую составляющую - труд. Ведь трудиться педагогу приходится много. Достаточно взглянуть на кипы бумаг, горы тетрадей и книг, которыми окружен быт педагога. Каждый человек волен в выборе собственной профессии, и происходить этот выбор может по-разному. Однако обычно силен бывает пример людей, которые всегда перед глазами: мать, бабушка, отец, тетя.

Россия славится учительскими династиями, не стала исключением и наша Белгородчина. Ведь учительская профессия одна из самых уважаемых в нашем крае.

Нельзя не отметить учительскую династию Никулиных из Белгородского района, победителя областного конкурса «Лучшая трудовая династия» [3, 125].

Основал учительскую династию участник гражданской войны Иван Андреевич Никулин, руководивший Церковнянской школой Курской губернии, его супруга Ксения Никулина работала там же учительницей, а из пятерых детей четверо пошли по родительским стопам.

Старшая дочь Раиса Ивановна более тридцати лет была завучем в школе. Сын Юрий Иванович ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен, после освобождения Белгородского района работал в Толоконовской школе. Средняя Дочь Инна Ивановна Ефаменко занесена в энциклопедию Белгородской области в числе лучших педагогов. Младшая дочь Светлана Ивановна Пашкова заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Белгородского района, отличник народного просвещения, победитель конкурса в рамках национального проекта «Образование».

Внучка Тамара Юрьевна Новоченко имеет педагогический стаж 42 года, награждена грамотами министерства, отличник народного образования. Внучка Алла Владимировна - доцент Московской дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации [3, 317]. Учитель-логопед Жанна Владимировна Зайцева представляет пятое поколение династии. Она отмечена знаком «Почетный работник общего образования РФ». В династии белгородских учителей Никулиных любовь к профессии, творческий подход к делу, педагогическое мастерство передается из поколения в поколение.

Педагогическая династия сельских учителей Головчанских-Береговых из Новооскольского района была по достоинству оценена за многолетний труд, за свое педагогическое мастерство, любовь "и бескорыстное служение школе. В областном конкурсе был присужден диплом победителя в номинации «Самая старейшая династия».

Начало династии положил Афанасий Никифорович Козлитин, еще во времена ликвидации безграмотности в 20-е годы XX века. Его дочь Аннушка во время войны окончила курсы физиков и математиков и в 1944 году обучала ребятишек в сельской местности тогдашней Курской области, а затем в родном селе Малое Городище. В 1947 году встретила Андрея Максимовича Головчанского, зачинателя другой ветви династии - филологической. Андрей Максимович проработал в школе 45 лет, эту же школу закончили дети -Александр и Нина. Они тоже пришли работать в «семейную» школу Головчанских. Внучка Лена, под влиянием дедушки, решила отойти от семейно традиции и стала учителем немецкого языка. Кандидат филологических наук Елена Александровна преподает немецкий и английский язык в Старооскольском технологическом институте в филиале Национального исследовательского университета «Московский институт стали и сплавов».

В третьем поколении трудятся учителя физики и математики Нина Андреевна Береговая (Головчанская) и ее муж Владимир Александрович. Их сын Александр закончил физико-математический факультет БелГУ. Успешно сдал экзамены в аспирантуру. Общий стаж девяти педагогов в пяти поколениях династии Головчанских-Береговых насчитывается 248 лет.

В 2012-2013 учебном году исполняется 100 лет педагогической династии учредителей школы семьи Ладошкиных.

В год учителя вышла в свет книга под названием «Что не имя - то легенда» о педагогических династиях Святого Белогорья. Она рассказывает о 49 педагогических династиях.

На Белгородчине сотни поколений педагогов, стаж которых составляет не один десяток лет. Учительские династии Белгородчины - золотой фонд нашего образования. Это основные, добрые связи с учениками, коллегами со многими, многими людьми. Учредительские династии несут в себе опыт самых разнообразных экспериментов с отечественным народным образованием. Их объединяет бескорыстная любовь к ученикам, преданность своему делу и трепетное отношение к своей профессии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания - М.: Академия, 2000.
  2. Амурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1980.
  3. Белгородская энциклопедия. - Белгород: Областная типография, 2000.
  4. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Духовное краеведение Белгородчины (учебная программа). Автор составитель: С.С. Чернова. - Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2005.
  6. Пряжников Н.С., Пряжников Е.Ю. Психология труда человеческого достоинства. – М., 2001.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
  2. Ананьев В.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания// Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. Т. 2.
  3. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя. - М., 1991.
  4. Базисный учебный план образовательных учебных заведений Российской
  5. Федерации. - М., 1992.
  6. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990.
  7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
  8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.
  9. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990.
  10. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. - 1994. - № 5.
  11. Бим-Бад В.М. Педагогическая антропология. М., 2000
  12. Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
  13. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
  14. Гинецианский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
  15. Гусинский Э.Н. Образование личности. – М., 1994.
  16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.
  17. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М.,1992.
  18. Дидактика средней школы. М., 1982.
  19. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу/ Под ред. О.А. Абдуллиной. – М., 1992.
  20. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,1987.
  21. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., 2001
  22. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
  23. Загвязинский В.И.Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
  24. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.
  25. Инновации в школе: характер и результаты// Народное образование. -1993. - №6. - С. 16-27.
  26. Кан-Калик В.А, Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
  27. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2-5.
  28. Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 3-18.
  29. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М, 2000.
  30. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
  31. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. - М., 1990.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ЛИТЕРАТУРА

  1. Асташова Н.А., Лазарев B.C. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. – 2002. - №8.
  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
  3. Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. - М., 1989.
  4. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. - М., 1992.
  5. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
  6. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1984.
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 2000.
  8. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. - М., 1996.
  9. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования// Педагогика. – 2002. - №2.
  10. Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988.
  11. Вербицкий А.А. Контекстное обучение. - М., 1996.
  12. Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. – 2002. - №2.
  13. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М., 1998.
  14.  Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.
  15. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977.
  16. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
  17. Кнебель М.И. Поэзия педагогики. - М., 1976.
  18. Леднев  B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
  19. Лихачев В.Т. Педагогика. - М., 1993.
  20. Максимова В.Н. Акмеологическая  теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. – 2002. - №2.
  21. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
  22. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб., 2002.
  23. Методологические проблемы сравнительной педагогики // Педагогика. – 2002. - №2.
  24. Механцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. - 2002. - №2.
  25. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990.
  26. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.
  27. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991.
  28. Орлов А.А. Восхождение к индивидуальности. - М., 1997.
  29. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
  30.  Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
  31. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. - 1994. - №3.
  32. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.
  33. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб., 2001.
  34. Севрук А.И. Информационное обеспечение качества образования на муниципальном уровне управления // Педагогика. – 2003. - №1.
  35. Современный словарь по педагогике /Составитель В. Рапацевич. - Минск, 2001.
  36. Тонков Е.В. Общие основы педагогики. - М. -Белгород, 1992.
  37. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2001.

СПИСКИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

И ОСМЫСЛЕНИЯ

(Перечень научных работ «Моей хрестоматии по педагогике»)

В.А.СЛАСТЁНИН. Национальная идея как феномен православной педагогической культуры.

В.А.СЛАСТЁНИН. Аксиологические основания общего и профессионального образования.

В.А. СЛАСТЁНИН, Л.С. ПОДЫМОВА. Педагогика: инновационные процессы.

Е.А. ЯМБУРГ.  Школа для всех

Е.А. ЯМБУРГ. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика.

С.И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.

Б.С. Гершунский. Философия образования XXI века.

В.П. ВАХТЕРОВ. Основы новой педагогики (1913 г.)

Э.Д. ДНЕПРОВ. Школа и общество.

В.В. КРАЕВСКИЙ. Педагогика между философией и психологией.

ОБОДОВСКИИ А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания.

К.Д.УШИНСКИИ. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.

В.Д. СЕМЕНОВ. Социальная педагогика: история и современность.

А. СПИРКИН, И. БИРИЧ. Из концепции образования. Цель образования. Формирование человека с новым уровнем сознания.

Б.М. БИМ-БАД. Антропологические основания теории и практики образования.    

М.И. ДЕМКОВ. Педагогические гипотезы и теории, их история и современное значение.

А. МНОВИКОВ. Работа с научной литературой.

Я. СКАЛКОВА. Понятия: методология, научный метод, методика.

Н.П. ДУБИНИН. Генетика и педагогика.

И.А. ДОНЦОВ. Самовоспитание личности.

П.Н. КАПТЕРЕВ. Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма.

В.П. КАЩЕНКО. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?

Е.С. ЛЕВИЦКАЯ. Индивидуализация.

А.Б. ДОБРОВИЧ.  Почему в прошлом люди были общительнее,  чем теперь?

Н.П. ДУБИНИН. Генетика и педагогика.

В.А. ХУТОРСКОИ. Развитие одарённости школьников.

В.А. СЛАСТЁНИН, В.А. МИЩЕНКО. Целостный педагогический процесс

как объект профессиональной деятельности учителя.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ. О воспитании

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Список основной литературы

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 2005.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,2005.

Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. - М.: Проспект. 2005. - 208 с.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 284 с.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы- М.: Аспект Пресс, 2002. - 381 с.

Немов   Р.С.   Психология.   В   3   кн.:   Кн.З.:   Экспериментальная   педагогическая   психология   и психодиагностика. - М., 2003.

Список дополнительной литературы

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 2001.
  2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1995.
  3. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: кн. 3.:  Экспериментальная педагогическая психология   и психодиагностика. - М., 2003.
  5. Пронин М.В. Практикум по экспериментальной психологии.- Воронеж, ВЭПИ. 2004. - 124 с.
  6. Пронин М.В. Экспериментальной психологии: учебно-методическое пособие. - Воронеж, ВЭПИ. 2005.-50 с.
  7. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: УРАО, 2000.
  8. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. - СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...