Метод интеллектуальных игр как способ развития познавательного интереса к обучению младших школьников
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Полиева Елена Ивановна

Развитие интеллектуальных способностей — одно из приоритетных  направлений в психологии развития личности. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик уже в младших классах способен решать задачи, которые требуют  от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а дают возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_intellek.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод интеллектуальных игр как способ  развития познавательного интереса к обучению младших школьников»

        Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических  знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.

        Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

        Для того чтобы обучение младших школьников было успешным,  необходимо чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Как определить реальные возможности ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось все более успешным? Для этого необходимо формировать познавательный интерес младших школьников. Для пробуждения и развития познавательного интереса существенное значение имеет содержание знаний.  Прежде чем призвать младшего школьника к какой-либо познавательной деятельности, необходимо заинтересовать его, позаботиться о том, чтобы ребенок почувствовал, что он готов к деятельности, что он будет действовать сам, а учитель будет только направлять его деятельность. Даже трудные задания, представленные в занимательной форме, носят ярко выраженный развивающий характер. 

        Познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. В процессе его развития заметно активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Наиболее эффективными путями развития познавательных интересов школьников являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении; предоставление возможности каждому ученику для интеллектуальной и творческой активности. 

        Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно - познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.
        Развитие познавательного интереса учащихся представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково - информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности. Именно такой подход позволяет поставить личность ученика в центр образовательного процесса. В  младшем школьном возрасте формируется познавательный интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний. Развитие школьника будет более результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение у него вызывает положительные эмоции и доверительное взаимодействие с учителем.

        К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства: 
• учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность) 
• непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием); 
• перспективно - побуждающие (чувство долга, ответственность) . 

        Для того чтобы не пропало желание учиться, я применяю на уроках различные формы познавательной деятельности. Одной из форм является игра. Игра побуждает учиться, стремиться узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, рассуждать. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Провожу такие игры, как игры - наблюдения, игры - путешествия, дидактические,  познавательные, интеллектуальные игры.  «Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)» (Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр.)

        С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

        Подбирая задания в играх,  учитываю сочетание посильности и определенной трудности – постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся

        Участие в интеллектуальных играх требуют от школьников развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования. Вторым обязательным условием является выполнение задания самостоятельно. «Именно осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже эмоционально-трудных для себя действий. Особенно это важно для «трудных» подростков». (Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр.)
        Ценность данных видов работ состоит в том, что они позволяют выйти не только за рамки учебных тем, но и закрепить материал, расширить и углубить знания учащихся, ориентируя их на поиск дополнительных источников информации. Кроме того, эти занятия построены в более свободной, чем урок форме, позволяют развивать и творчество учащихся

        В информационном веке добывание знаний из разных источников, их осмысление и отбор становятся обязательным умением для любого человека, поэтому обучение стараюсь вести, используя следующие активные приёмы обучения: выполнения заданий на основе алгоритма (заполнение сравнительных таблиц, составление опорных схем, кластеров, решение кроссворда, составление плана к тексту, изготовление модели, выполнение практических работ, моделирование логической цепочки, проблемные задания (найди экологические ошибки в тексте) и т.д. Решение данных заданий требует переноса знаний в нестандартную ситуацию, помогает формировать на их основе прочные практические навыки, развивает познавательный интерес к предмету. 
        На своих уроках я использую прием сотворчества, в подготовке к уроку привлекаю детей: к изготовлению карточек уже в 1-2 классах, к поиску дополнительного материала, составлению рассказов о писателях, подбору и придумыванию заданий для одноклассников, с использованием компьютерных технологий.

        Хочу отметить, что в процессе деятельности и самонаблюдение укрепляет познавательный интерес, поскольку, сравнивая свои результаты с результатами одноклассников, ученик либо равняется на эталон её у других, либо ощущает удовлетворение собственными успехами. 
        И в том и в другом случае происходит преобразование способов деятельности, реально оцениваемых её результатов. Эта характеристика деятельности обладает как внешними, так и внутренними побуждениями учения, укрепляющими познавательный интерес. 
        Говоря о развитии познавательного интереса необходимо назвать и олимпиады, интеллектуальные марафоны, турниры знатоков, т.е. все аспекты внеклассной работы по предметам, в которых ребята моего класса не только принимают активное участие, но и занимают призовые места. Я вместе с моими учениками радуюсь их успехам, так как внимание к успехам каждого ученика поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания укрепления интереса. 

        Не стоит забывать, что через игру  и  в  игре  постепенно  готовится  сознание  

ребенка   к предстоящим  изменениям  условий  жизни, отношений  со  сверстниками  и  с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые  будущему школьнику. В игре формируются такие качества,  как  самостоятельность,  инициативность, организованность,  развиваются  творческие  способности,   умение   работать

коллективно.

        Игра вызывает у  школьника  живой  интерес  к  предмету,   позволяет   развивать индивидуальные  способности  каждого ученика,  воспитывает   познавательную

активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и  развития познавательных процессов школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников.     Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен...

Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Представляю разработку по теме самообразования: "Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников". Успешное обуче...

Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

   Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   ...

Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».П.Я. Гальперин...

" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...