конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме:"Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Матюнина Татьяна Александровна

Урок повторения и закрепления изученного во 2 классе. В разработке данного урока много дидактического материала, игровых моментов, через которые дети лучше усваивают материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx87.31 КБ

Предварительный просмотр:

3 «Б»                                                                                                Матюнина Т.А.

Русский язык

Тема: «Глагол как часть речи»

Тип урока урок повторения и закрепления изученного во 2 классе

Цель – обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы  в тексте и выявлять их роль; развитие умений устной связной речи при обобщении сведений о глаголе; воспитание интереса к русским традициям.

Ход урока

  1. Орг.момент
  1. Игра – приветствие

«Здравствуйте!» (Учащиеся и гости поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

- Желаю (соприкасаются большими пальцами)        

  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всем (безымянными)
  • и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! (Прикасаются всей ладонью)

2. Минутка чистописания

- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

- Запишите число, классная работа.

- А сейчас представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

Представили? Изобразим морские волны в тетрадочке:

ггг

Первый элемент пропишите столько раз, сколько согласных звуков в слове волна, второй элемент столько, сколько гласных букв е в слове ветер. 

  1. Введение в раздел. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.
  1. Вызов

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах… (модель парусника)(Откуда эти строки?Автор?)

Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. А поскольку это сказка, то завести корабль можно только сказочным путём с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы повторите словарные слова и узнаете тему нашего урока.

- Прочитайте отрывки из сказок А. С. Пушкина. На месте пропуска необходимо подобрать слово и записать его в кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/513223/img1.gif

Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи.
И, дивясь, перед собой,
Видит 
(город) он большой…
Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят…

Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная 
(картина)!
Перед ним его два сына.

Море вздуется бурливо,

Расплеснётся в скором беге – 
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три 
(богатыря)…

Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет, 
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далёк:
Восвояси на 
(восток)…”

Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей 
(столицы)- объяснить значение слова, его происхождение
Петушок вспорхнул со спицы…

- Прочитайте слово по вертикали. Правильно, это глагол. Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть (Глагол как часть речи).

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Зачем глаголы нужны в речи?

  1. Постановка учебной проблемы

Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

- Рассмотрите рисунок на с 103. Что делает Афанасий? (Плывёт).

- Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами? А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

- Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью… (глаголов).

  1. Актуализация изученного о частях речи
  1. Беседа

- Посмотрите на слова в кроссворде. Что можно сказать о частях речи?( Имя сущ.). На какие вопросы отвечают имена сущ.?

- Как называются слова, о которых можно спросить: Какой? Какая? Какое? Какие? (Имя прил.)

- Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоим.)

  1. Игра

Один ученик называет слово, другой отвечает, какая это часть речи (сущ., прил., мест.)

  1. Углубление и обобщение сведений о глаголе.
  1. Ознакомительное чтение

Работа с учебником с. 104 № 346.

- Прочтите текст и ответьте на вопросы:  Что означает глагол? и Откуда это слово в русском языке?

- Прочитайте последнее предложение. Вы согласны с этим утверждением? (Да) Давайте на примере убедимся, как глагол может «оживить» картину.

Работа с учебником с. 103 № 344. Прочитайте тексты. Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковые ли эти картины? (Читают) Чем они отличаются? Какие слова «оживили»?(Глаголы) Почему? Чем похожи глаголы в тексте?(Они обозначают действия.) На какие вопросы отвечают? (Что делает? Что делают?)

 - Посмотрите на задание № 2 (на листах). Побудьте редакторами и «оживите» картину вашего текста. Вставьте глаголы, которые отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? Слова для справок даны ниже.

        ______________ солнце. Ветер _________________ туман. ____________ весеннее утро. _____________ птицы. Ребята весело ________________ в школу.

________________ урок. Ученики ______________ и ________________ задачи. Быстро __________________ время.

Слова для справок: лететь, всходить, петь, идти, разгонять, начинаться, наступать, писать, решать.

Выступление ребят. Понаблюдайте, в каком случае глаголы отвечают на вопрос «Что делает?», и в каком «Что делают?».

Найдите в тексте предложение, в котором есть фразеологизм, т.е. где глагол употребляется в переносном смысле. Объясните. Замените этот глагол другими (несется время, идет, промчалось).

Игра

Замени фразеологический оборот глаголом

Физминутка

Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю «радость», то представляю светлое, разноцветное, например, радугу. Давайте попробуем до нее дотронуться. Встаньте, пожалуйста.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

В стороны их разведем

И над головой сомкнем.

А потом быстрей-быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

  1. Продолжение наблюдений. Осмысление

А сейчас наш кораблик пристал к пристани. Да и Афанасий решил отдохнуть, попить чай. И тут он вспомнил пословицу наших предков: «Чай пьем – деревню берем». Давайте подумаем, какой в ней спрятан смысл. Да, оказывается, без чашки чая не обсуждался ни один серьёзный вопрос. Чаёвничали с большим удовольствием, с чувством, с толком, с расстановкой. Чаепитие с самоваром, пряниками, ароматным вареньем было не просто утолением жажды. За чаем решали семейные дела, заключали сделки и брачные союзы.

 Появление чая овеяно легендами. Вот одна из них. (рассказывает ребенок)

В провинции Юньнань Юго-Западного Китая пастухи заметили: после того, как овцы или козы поедят листики какого-то вечнозеленого деревца, становятся резвыми, бойкими. Решили испытать действие листьев на себе. Высушили, заварили в кипятке, как поступали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой. Так была открыта «божественная трава» – чай.

У каждой хозяйки был свой секрет чая, передавался из поколения в поколение. Считалось, что чай от семи бед помогает. Давайте посмотрим, как (задание № 3 на листах).

Чай вам жажду утолит,

Успокоит, ободрит.

Он излечит все болезни,

Нет напитка вам полезней.

 Сейчас вы побудьте в роли учителя и предложите нам задание по этому стихотворению, опираясь на тему урока. (Найти глаголы, на какие вопросы они отвечают.) Выполнение заданий. А как вы понимаете смысл этих глаголов?

Физминутка для глаз

  1. Отличие глаголов от других частей речи

В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар или чайник. И хозяева, по обычаю, пили с ним чай. Стол накрывали красивой скатертью, подавали угощения. Среди них и такие названия, которые образованы от глаголов.

Задание № 4 на листах.

сушки – сушёный – сушить – сухой – засушить

отварить – варенье – отвар – варёный – варить

лепка – лепной – слепить – лепить – лепёшки

запечь – печь (пирожки) – печенье – (каменная) печь

лёд – леденить - леденцы

 Прочитайте. Что общего у слов в каждой группе? Что передает корень в этих группах? (действие или признак) Как же найти глаголы? (Нужно поставить вопросы.) Выпишите глаголы в два столбика:

Что делать?                                         Что сделать?

Вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением слова).

Вот такими гостеприимными были наши предки. Но, чтобы в своем хозяйстве иметь все это, необходимо было много трудиться. Поэтому и детей своих учили быть трудолюбивыми, передавая им свои знания. Давайте и мы потрудимся, закрепим то новое, что узнали.

  1. Первичное закрепление
  1. Игра «Ответ – в конверт»

Класс – 3 команды. Каждый ряд получает карточку с предметом и вопросом. Задача игроков – написать слова, обозначающие действия, которые может производить:

I ряд                                        II ряд                                        III ряд

солнце                                ветер                                        корабли

(что делает?)                        (что сделает?)                        (что делают?)

Начинают игру сидящие за последними столами. Последний игрок вкладывает листок в конверт. Проверка.

  1. Слуховой диктант

- Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.          (Глагол)

Послушайте еще раз и выпишите все глаголы ( 6). На какой вопрос они отвечают?

  1. Словесное рисование

Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа. Хотите посмотреть, как представила его себе я? Наш гость так спешил к вам, что растерял одежду. Давайте поможем ему. Но сначала прочитаем правило на с. 105. Итак, что мы узнали о глаголе?( одеваем) Это самост. часть речи (одеваем ботинки), отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (брюки). Мы еще не все знаем о глаголе, поэтому продолжим свое обучение и оденем нашего гостя в красивую рубашку, а волшебные лепестки цветочков научат нас правильно писать глагольные окончания.

  1. Итог урока. «Шесть шляп»
  2. Домашнее задание. Правило с. 105; упр. 347.

http://spb-bukets.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/Thea_1i.jpg

Чайное дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Методическая разработка по русскому языку 4 класс по теме "Глагол, как часть речи".

В меитодической разработке по теме "Глагол, как часть речи" в 4 классе даны различные задания для проверки усвоенных знаний по данной теме....