Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Роль местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Саитхужина Виктория Сергеевна

Конспект урока и задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx34.94 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема урока: Роль местоимений в речи

Цели урока: формирование  понятия о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • Личностные: развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация, карточки.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности.

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

1 мин.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.  

(Слайд 1)

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Учащиеся высказывают свои предположения

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуальность знаний и мотивация.

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

1 мин.

- Время нам нельзя терять,
Новую часть речи мы будем изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными,  писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3. постановка учебной задачи.

Целеполагание.

Выяснение значения слова.

Работа с учебником.

Словарная работа.

 

2 мин.

2 мин.

2 мин.

4 мин.

                                  А  сейчас внимание,

Необычное  задание.

Какая тема урока  у нас?

      Разберемся мы сейчас.     

(Слайд 2)     

- У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

- Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

 (место имени существительного) (Слайд 3)

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена! (Слайд4)

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4)

 - Сформулируем цель  урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь  отличить местоимение от других частей  речи, уточнить  о роли местоимений в речи.

- Молодцы!

-С темой разобрались,

За работу все взялись!

- Напомнить вам, следим за своей посадкой.

(Слайд 5)

- Скажите,  как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Словарная  работа (Слайд 8)

Кто догадался, что нас ожидает?

Словарные слова.

-Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая     орфограммы. (Слайды от 9 до 13)

(Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга  правильность выполнения работы. Оцените работу.

 Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит.

- Почему эти слова называются словарные.

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)                           

Учащиеся читают рассказ.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащиеся  читают слово из выделенных букв.

Ученик рассказывает о происхождении слова.

Учащаяся отвечает на вопрос

Ученица читает стихотворение.

Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника.

Учащиеся открывают учебник на с.52.

-Следить за посадкой.

Выполнять словарную работу  со взаимопроверкой.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации

4. Открытие нового знания.

Работа с правилом.

Работа с карточками.

5 мин.

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- Прочитайте правило. Назовите личные местоимения?

(Слайд 17)

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.

Учащиеся показывают карточки с местоимениями.

Учащийся читает стихотворение.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в парах по карточкам.

Коллективное обсуждение.

9 мин.

- Работа в парах. У вас на столе карточки.

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

(Слайд19)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 20)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) (Слайд 20)

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Работа в парах.

Записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Учащиеся записывают текст в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Поисковая игра.

Работа с упр.

5 мин.

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет»  (Слайд 24)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- сейчас давайте выполним упражнение 111.

Учащиеся пишут в тетрадях слова.

Выполняют упражнение

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний

7. Включение в систему знаний.

Тестирование.

4 мин.

Проведение тестирования. (Слайд 26)

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

 б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение: (Слайд 27)
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Проверка: (Слайд 28)
1. б)    2. а)   3. в)   4. в)  5. в)  6. б)

Учащиеся выполняют задания тестирования индивидуально, оценивают работу.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

8. Рефлексия деятельности.

Инструктаж домашнего задания.

Фронтальный опрос

Самоанализ работы. 

3 мин.

- Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 110, сделать карточки местоимений.

- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. (Слайд 29)

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы).

- Как называется часть речи. с которой мы познакомились?

- Почему так называется эта часть речи?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд  31)

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…

Записывают домашнее задание.

Отвечать на вопросы для закрепления

Анализировать свои действия на уроке.

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка 45гр.

Могилёва Виктория

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

 



Предварительный просмотр:

Задание 1.

В. Осеева

«Кто наказал его?»

Я обидел друга. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.

- Он сам себя наказал, - ответила мама.

Задание 2 (работа в парах)

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Задание 3 (работа в группах)

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Однажды …. шёл по лугу. Ко …. пристала ласточка.   … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно.    …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…

Я

ТЫ

МЫ

ВЫ

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)

Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения " 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения  " 3 класс...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Изменение личных местоимений 3-го лица в ед.ч. по родам" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3 лица в единственном числе. Планируемые результаты Предметные: -знать что такое местоимения; как изменяются личные местоимени...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Изменение личных местоимений 3-го лица в ед.ч. по родам". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе, повторение роли местоимения в языке.Планируемые результатыПредметные:знать что такое местоимени...