Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения " 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ruskogo_chyazyka-lichnye_mestoimeniya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 | ФИО учителя: Устьянцева Д.А |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Личные местоимения
Цели деятельности учителя:
- развитие умения определять лицо, число и род местоимения;
- развитие умения употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь распознавать личные местоимения среди других частей речи;
- уметь определять лицо и число местоимений.
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Дарья Александровна. Чтобы хорошо учится, С ленью нам не по пути, К знаниям будем мы идти. Ребята, настраиваемся на продуктивную работу. | Приветствие учителя Слушать учителя | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | 4 мин | -Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число и «Классная работа» Спинки держим ровно, пишем красиво. -Сейчас мы с вами проведем словарную работу. -Итак, первое слово, аккуратно. Пишем красиво, спинки ровно. Незабываем подчеркивать орфограмму. Следующие слово вторник, заяц, квартира, лестница, магазин, обезьяна, праздник, растение, столица. -Итак, давайте с вами проверим, написание слов. | Слушать задания Писать слова вторник, заяц, квартира, лестница, магазин, обезьяна, праздник, растение, столица. Сверять слова с эталоном на доске | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Практический: упражнение Словесный: учебный диалог Наглядный: презентация | 7 мин | -Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти? -Верно, и что же мы узнали? -А с какими частями речи мы познакомились и на какие вопросы они отвечают? -Что же мы теперь умеем? -Верно. На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам. (Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.) -Давайте сначала обсудим, как бы вы могли их распределить? (дети предлагают разные варианты группировки). -Нет, так нельзя. Здесь нет ср. рода. А как определить род у слов я, ты? -У кого будут ещё предположения? -Я думаю, можно распределить слова по частям речи. Распределите слова по частям речи в 3 столбика самостоятельно у себя в тетради, затем мы с вами проверим. Проверка выполненной работы: на доске на слайде написаны слова по группам: 1)Весна, птицы, ручей—сущ. 2).Звонкий, яркая, весёлые—прил. 3)Я, ты, она — ?... -Ребята, какая часть речи в первом столбце? -Верно, а какая часть речи во втором столбце?
-Хорошо, а посмотрите, что обозначают эти слова? -Верно, а кто из вас знает, как называется эта часть речи? -Молодцы! Какова тема нашего урока? -Хорошо, какие мы с вами цели поставим на уроке? | Отвечать на вопросы - Мы начали изучать части речи. - Узнали, как изменяются части речи. - имя существительное (кто? что?), имя прилагательное (какой? какая? какой,какие?), глагол( что делать?, что сделать?, что делать?, что сделать?, что будет делать?) - Мы теперь умеем различать части речи, потому что знаем признаки разных частей речи.
Смотреть на слайд Делать предположения -Можно распределить их по родам, потому что на доске есть слова весна (ж. р.), ручей (м. р.) -Никак. Выполнять задания Проверять на доске слова -Имена существительные, т.к они обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что? - Имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета. - Отвечают на вопросы кто? и что? -----Они не обозначают предмет. - Это местоимения -Местоимения. -Узнать, что такое местоимения; -Уметь находить местоимения; -Уметь определять лицо, род и число местоимений. | Р: планирование; Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Р: целеполагание |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Практический: чтение учащихся Физминутка | 7 мин | А сейчас давайте откроем учебник на странице 92 и прочитаем с вами правила, что же такое местоимение. -Кто прочитает на правило? -Хорошо, давайте с вами посмотрим упражнение № 156, что нам нужно здесь сделать? -Кто прочитает нам местоимения? -Хорошо, итак давайте с вами выберем, что же такое местоимение? -Назовите местоимения, которые указывают: а) на того, кто говорит; б) на того, к кому обращаются с речью; в) на того, о ком (или, о чем) говорят. -Верно, давайте с вами немного отдохнем. Ваша задача, услышав местоимения хлопать в ладоши. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если он и я, и ты, Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет доброты, И не будет красоты, Если только я и ты, Если мы сорвём цветы. | Слушать учителя -Местоимение-это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не указывают их. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они-это личные местоимения. Местоимения я, мы, указывают на того, кто говорит. Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения он, она, оно, они, указывают на того, о ком (или, о чем) говорят. -Рассмотреть рисунки. Прочитать местоимения. -Я, ты, он, она, оно, вы, мы, они. -Местоимения указывают на предмет, но не называют его. -а) я, мы; б) ты, вы; в ) он, она, оно, они. Выполнять физминутку | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать; К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их |
5. | Первичное закрепление Словесный: слово учителя Практический: упражнение Словесный: беседа | 5 мин | -А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 157 на странице 93. -Кто хочет, прочитать выразительно. -Что нам нужно еще сделать в этом задание?
-Приступайте к списыванию стихотворения, по вариантам, первый вариант списывает 1 стихотворение, 2 вариант списывает 2 стихотворение, при этом подчеркните все местоимения. -Какие местоимения вы подчеркнули? -Верно, давайте с вами определим вид предложений по цели высказывания и по интонации. Но для начала вспомним, какие предложения бывают по интонации и по цели высказывания. Найдем обращения. Итак. Первое предложение, нам скажет Ваня. -Второе предложение скажет нам Маша. -Третье предложение скажет нам Витя. -Четвертое предложение скажет нам Рита. -Верно, переходим к следующему упражнению № 158. Что нам нужно сделать? -Ребята, обратите внимание, что единственное число – имеет местоимение я 1 лица, ты 2 лица, он, она,оно 3 лица. А множественного числа – имеет местоимения мы 1 лица, вы 2 лица, они 3 лица. -Итак, давайте по тренируемся, на слайде вы видите 5 предложений, ваша задача устно определить у местоимений число, а также лицо. Я люблю малину. Мы с мамой пойдем в театр. Он есть мороженое. Вы очень любезны. Оно светило ярко. Ты сделал домашнее задание. Она ела торт. -Молодцы, теперь нам с вами нужно указать местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворение № 157. Ваня, местоимения какого лица и числа употреблены в этом стихотворении. -Хорошо, а как вы думаете какое местоимение пропущено в данном предложение. У школы рос дуб. ___широко раскинул свои ветви. -Хорошо, а почему ты считаешь, что именно местоимение он подходит, а не она или оно? | Открывать учебник -Прочитать выразительно. Читать выразительно -Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложения обращения. Списать стихотворение и подчеркнуть местоимения. Списывать стихотворение -Ты,я. Смотреть схему, вспоминать какие предложения бывают по цели высказывания и по интонации. -Первое предложение по цели высказывания- вопросительное, по интонации- не восклицательное. -Второе предложение по цели высказывания- повествовательное, по интонации-восклицательное. - Третье предложение по цели высказывания- вопросительное, по интонации- не восклицательное. -Четвертое предложение по цели высказывания- повествовательное, по интонации-восклицательное. -Нам нужно рассмотреть таблицу, назвать каждое местоимение и определить его лицо и число. Я(ед.ч, 1л) люблю малину. Мы( мн.ч, 1л) с мамой пойдем в театр. Он( ед.ч, 3л) есть мороженое. Вы (мн.ч, 2л) очень любезны. Оно ( ед.ч, 3л) светило ярко. Ты (ед.ч, 2л) сделал домашнее задание Она (ед.ч,3л) ела торт -В этом стихотворение употреблены местоимения Ты(ед.ч,2л), я (ед.ч, 1л) - У школы рос дуб. Он широко раскинул свои ветви. -Потому, что в предложение говориться о дубе, а дуб (он мой), м.р, значит и местоимение тоже должно быть мужского рода. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: упражнение Словесный: беседа | 5 мин | - Откройте учебник на странице 94 №159. Прочитаем первое предложение, найдите и подчеркните местоимения, на что каждое из них указывает? -Хорошо, давайте с вами подчеркнем те местоимения, которые встретились нам в тексте. -Найдите загадку об одуванчике в этом тесте. -Верно, сейчас списываем любые 3 предложения, подчеркивая в них местоимения, а также определить у местоимений лицо и род. -Следующие задание на стр 94 №160. Диана, прочитай пожалуйста диалог выразительно. -Хорошо, спишите диалог в тетрадь. -Давайте сейчас разберем 2 предложение по членам предложения, Настя пойдем к доске. Остальные в тетроди. -Хорошо, каким членом предложения является местоимения? -Верно. | Читать текст. -Оно,мы,он,я,вы,ты,он. 1)оно-указывает на том о ком (или о чем) говорят.2)мы,я – указывает на то о ком говорят, он- указывает на том о ком (или о чем) говорят.3)вы-указывает на того, к кому обращаются с речью. 4)ты- указывает на того, к кому обращаются с речью.5)она- указывает на том о ком (или о чем) говорят. 6)ты- указывает на того, к кому обращаются с речью.7)я- указывает на то о ком говорят. -Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым. Выполнять задание Читать выразительно Писать 2 предложение на доске, разбирать по членам предложения -Мы в далекой стране По родной стороне Тосковали. -Второстепенным членом предложения. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа Практический: упражнение | 6 мин | -Давайте с вами прочитаем правило в рамочке, Вова, пожалуйста, прочитай нам его. -Хорошо, сейчас мы по и по упражняемся на то правило, на стр 95 № 161, что нам нужно сделать? -Кто нам прочитает слова, и задания. -Верно, итак по цепочки, остальные внимательно слушают проверяют и записывают. -Первое слово сирень, начинаем по цепочки. - Теперь нам нужно соотнести местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Давайте посмотрим образец. Итак, продолжаем. -Верно.
| -Местоимения 3-го лица единственно числа изменяются по родам: мужской род- он, средний род-оно, женский род-она. Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяется (для все родов -они) -Нам нужно прочитать и выполнить упражнение по заданиям. -Сирень, тополь, картофель, морковь, имя, фамилия, мышь, растение, птица, воскресенье. Нам нужно определить лицо, число и род местоимений в единственном числе, а также соотнести местоимения единственного числа с каждым именем существительным. -Сирень-3л, ед.ч, ж.р; тополь-3л, ед.ч, м.р;картофель-3л, ед.ч, м.р; морковь-3л, ед.ч, ж.р; имя-3л, ед.ч, ср.р; фамилия-3л, ед.ч, ж.р; мышь-3л, ед.ч, ж.р;растение-3л, ед.ч, ср.р; птица-3л, ед.ч, ж.р; воскресенье-3л, ед.ч, ср.р. -Имя (оно) Сирень(она), тополь(он), картофель(он), морковь(она), фамилия(она), мышь(она), растение(оно), птица(она), воскресенье(оно) | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их; К: с достаточной полнотой выражать свои мыли; Лог: доказательство; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 4 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 95 №162. -Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно узнать какова главная мысль этого стихотворения. Затем обозначьте в словах ударения. Подчеркнуть личные местоимения устно определить их лицо и число. А также определить вид предложений по цели высказывания, составить и записать побудительное предложение на тему, заключенную в стихотворение. -Итак, подведем итоге нашей работы на уроке. -Над какой темой мы работали? -Как определить лицо и число местоимений? -Верно. Ребята, на ваших партах лежат листочки, ваша задача обвести свою руку, при этом каждый палец-это какая-то позиция, о которой вам необходимо высказать свое мнение. Большой палец- для меня важно и интересно. Указательный палец- мне было трудно (не понравилось). Средний- для меня недостаточно. Безымянный палец- мое настроение. Мизинец- мои предложения. | Записывать домашнее задание -Мы работали над темой: «Род имен существительных» Я считаю, что цели урока были достигнуты. -Нужно существительно заменить на местоимения он, она, оно. | Р: давать оценку; П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс
Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к ...
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Конспект урока по русскому языку, проводимый в 3б классе ГБОУ Лицея № 281 Адмиралтейского района Паюнен Галиной Владимировной Тема: «Правила орфографии». Урок закрепления изученного материала
Коспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правила орфографии". Урок закрепления....
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...