Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения  " 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ruskogo_chyazyka-lichnye_mestoimeniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Личные местоимения  

Цели деятельности учителя:

  • развитие умения определять лицо, число и род местоимения;
  • развитие умения употреблять местоимения в речи.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • уметь распознавать личные местоимения среди других частей речи;
  • уметь определять лицо и число местоимений.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Дарья Александровна.

Чтобы хорошо учится,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

4 мин

-Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число и «Классная работа»

Спинки держим ровно, пишем красиво.

-Сейчас мы с вами проведем словарную работу.

-Итак, первое слово, аккуратно. Пишем красиво, спинки ровно. Незабываем подчеркивать орфограмму.

Следующие слово вторник, заяц, квартира, лестница, магазин, обезьяна, праздник, растение, столица.

 -Итак, давайте с вами проверим, написание слов.

Слушать задания

Писать слова

вторник, заяц, квартира, лестница, магазин, обезьяна, праздник, растение, столица.

Сверять слова с эталоном на доске

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

7 мин

 -Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?

-Верно, и что же мы узнали?

-А с какими частями речи мы познакомились и на какие вопросы они отвечают?  

-Что же мы теперь умеем?

-Верно. На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам.

(Весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.)

-Давайте сначала обсудим, как бы вы могли их распределить?  (дети предлагают разные варианты группировки).

-Нет, так нельзя. Здесь нет ср. рода. А как определить род у слов я, ты?

-У кого будут ещё предположения?

-Я думаю, можно распределить слова по частям речи. Распределите слова по частям речи в 3 столбика самостоятельно у себя в тетради, затем мы с вами проверим.

Проверка выполненной работы: на доске на слайде написаны слова по группам:

1)Весна, птицы, ручей—сущ.

2).Звонкий, яркая, весёлые—прил.

3)Я, ты, она — ?...

-Ребята, какая часть речи в первом столбце?

-Верно, а какая часть речи во втором столбце?

 

-Хорошо, а посмотрите, что обозначают эти слова?  

-Верно, а кто из вас знает, как называется эта часть речи?

-Молодцы! Какова тема нашего урока?

-Хорошо, какие мы с вами цели поставим на уроке?

Отвечать на вопросы

- Мы начали изучать части речи.

- Узнали, как изменяются части речи.

- имя существительное (кто? что?),  имя прилагательное (какой? какая? какой,какие?), глагол( что делать?, что сделать?, что делать?, что сделать?, что будет делать?)

- Мы теперь умеем различать части речи, потому что знаем признаки разных частей речи.

 

Смотреть на слайд

Делать предположения  

-Можно распределить их по родам, потому что на доске есть слова весна (ж. р.), ручей (м. р.)

-Никак.

Выполнять задания

Проверять на доске слова

 -Имена существительные, т.к они обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? что?

- Имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета.

- Отвечают на вопросы  кто? и что? -----Они не обозначают предмет.

- Это местоимения

-Местоимения.

-Узнать, что такое местоимения;

-Уметь находить местоимения;

-Уметь определять лицо, род и число местоимений.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Физминутка

7 мин

А сейчас давайте откроем учебник на странице 92 и прочитаем с вами правила, что же такое местоимение.

-Кто прочитает на правило?

-Хорошо, давайте с вами посмотрим упражнение № 156, что нам нужно здесь сделать?

-Кто прочитает нам местоимения?

-Хорошо, итак давайте с вами выберем, что же такое местоимение?

-Назовите местоимения, которые указывают: а) на того, кто говорит; б) на того, к кому обращаются с речью; в) на того, о ком (или, о чем) говорят.

-Верно, давайте с вами немного отдохнем. Ваша задача, услышав местоимения хлопать в ладоши.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Слушать учителя

-Местоимение-это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не указывают их.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они-это личные местоимения. Местоимения я, мы, указывают на того, кто говорит. Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью. Местоимения он, она, оно, они, указывают на того, о ком (или, о чем) говорят.

-Рассмотреть рисунки. Прочитать местоимения.

-Я, ты, он, она, оно, вы, мы, они.

-Местоимения указывают на предмет, но не называют его.

-а) я, мы; б) ты, вы; в )  он, она, оно, они.

Выполнять физминутку

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

-А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 157 на странице 93.

-Кто хочет, прочитать выразительно.

-Что нам нужно еще сделать в этом задание?

 

-Приступайте к списыванию стихотворения, по вариантам, первый вариант списывает 1 стихотворение, 2 вариант списывает 2 стихотворение, при этом подчеркните все местоимения.

-Какие местоимения вы подчеркнули?

-Верно, давайте с вами определим вид предложений по цели высказывания и по интонации. Но для начала вспомним, какие предложения бывают по интонации и по цели высказывания.

 Найдем обращения. Итак. Первое предложение, нам скажет Ваня.

-Второе предложение скажет нам Маша.

-Третье предложение скажет нам Витя.

-Четвертое предложение скажет нам Рита.

-Верно, переходим к следующему упражнению № 158. Что нам нужно сделать?

-Ребята, обратите внимание, что единственное число – имеет местоимение я 1 лица, ты 2 лица, он, она,оно 3 лица. А множественного числа – имеет местоимения мы 1 лица, вы 2 лица, они 3 лица.

-Итак, давайте по тренируемся, на слайде вы видите 5 предложений, ваша задача устно определить у местоимений число, а также лицо.

Я люблю малину.

Мы с мамой пойдем в театр.

Он есть мороженое.

Вы очень любезны.

Оно светило ярко.

Ты сделал домашнее задание.

Она ела торт.

-Молодцы, теперь нам с вами нужно указать местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворение № 157. Ваня, местоимения какого лица и числа употреблены в этом стихотворении.

 -Хорошо, а как вы думаете какое местоимение пропущено в данном предложение.

У школы рос дуб. ___широко раскинул свои ветви.

-Хорошо, а почему ты считаешь, что именно местоимение он подходит, а не она или оно?

Открывать учебник

-Прочитать выразительно.

Читать выразительно

 -Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации. Найдите в предложения обращения. Списать стихотворение и подчеркнуть местоимения.

Списывать стихотворение

-Ты,я.

Смотреть схему, вспоминать какие предложения бывают по цели высказывания и по интонации.

-Первое предложение по цели высказывания- вопросительное, по интонации- не восклицательное.

-Второе предложение по цели высказывания- повествовательное, по интонации-восклицательное.

- Третье предложение по цели высказывания- вопросительное, по интонации- не восклицательное.

-Четвертое предложение по цели высказывания- повествовательное, по интонации-восклицательное.

-Нам нужно рассмотреть таблицу, назвать каждое местоимение и определить его лицо и число.

Я(ед.ч, 1л) люблю малину.

Мы( мн.ч, 1л) с мамой пойдем в театр.

Он( ед.ч, 3л) есть мороженое.

Вы (мн.ч, 2л) очень любезны.

Оно ( ед.ч, 3л) светило ярко.

Ты (ед.ч, 2л) сделал домашнее задание

Она (ед.ч,3л) ела торт 

-В этом стихотворение употреблены местоимения Ты(ед.ч,2л), я (ед.ч, 1л)

- У школы рос дуб. Он широко раскинул свои ветви.

-Потому, что в предложение говориться о дубе, а дуб (он мой), м.р, значит и местоимение тоже должно быть мужского рода.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: беседа

5 мин

- Откройте учебник на странице 94 №159. Прочитаем первое предложение, найдите и подчеркните местоимения, на что каждое из них указывает?

 -Хорошо, давайте с вами подчеркнем те местоимения, которые встретились нам в тексте.

-Найдите загадку об одуванчике в этом тесте.

-Верно, сейчас списываем любые 3 предложения, подчеркивая в них местоимения, а также определить у местоимений лицо и род.

-Следующие задание на стр 94 №160. Диана, прочитай пожалуйста диалог выразительно.

-Хорошо, спишите диалог в тетрадь.

-Давайте сейчас разберем 2 предложение по членам предложения, Настя пойдем к доске. Остальные в тетроди.

-Хорошо, каким членом предложения является местоимения?  

-Верно.

Читать текст.

-Оно,мы,он,я,вы,ты,он.

1)оно-указывает на том о ком (или о чем) говорят.2)мы,я – указывает на то о ком говорят, он- указывает на том о ком (или о чем) говорят.3)вы-указывает на того, к кому обращаются с речью. 4)ты- указывает на того, к кому обращаются с речью.5)она- указывает на том о ком (или о чем) говорят. 6)ты- указывает на того, к кому обращаются с речью.7)я- указывает на то о ком говорят.

-Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым.

Выполнять задание

Читать выразительно

Писать 2 предложение на доске, разбирать по членам предложения

-Мы в далекой стране

По родной стороне

Тосковали.

-Второстепенным членом предложения.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

6 мин

-Давайте с вами прочитаем правило в рамочке, Вова, пожалуйста, прочитай нам его.

-Хорошо, сейчас мы по и по упражняемся на то правило, на стр 95 № 161, что нам нужно сделать?

-Кто нам прочитает слова, и задания.

-Верно, итак по цепочки, остальные внимательно слушают проверяют и записывают.

-Первое слово сирень, начинаем по цепочки.

- Теперь нам нужно соотнести местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Давайте посмотрим образец. Итак, продолжаем.

-Верно.

 

-Местоимения 3-го лица единственно числа изменяются по родам: мужской род- он, средний род-оно, женский род-она. Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяется (для все родов -они)

-Нам нужно прочитать и выполнить упражнение по заданиям.

-Сирень, тополь, картофель, морковь, имя, фамилия, мышь, растение, птица, воскресенье.

Нам нужно определить лицо, число и род местоимений в единственном числе, а также соотнести местоимения единственного числа с каждым именем существительным.

-Сирень-3л, ед.ч, ж.р; тополь-3л, ед.ч, м.р;картофель-3л, ед.ч, м.р; морковь-3л, ед.ч, ж.р; имя-3л, ед.ч, ср.р; фамилия-3л, ед.ч, ж.р; мышь-3л, ед.ч, ж.р;растение-3л, ед.ч, ср.р; птица-3л, ед.ч, ж.р;  воскресенье-3л, ед.ч, ср.р.

-Имя (оно)

Сирень(она), тополь(он), картофель(он), морковь(она), фамилия(она), мышь(она), растение(оно), птица(она), воскресенье(оно)

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 95 №162.

-Давайте посмотрим, что вам нужно сделать в этом задание. Для начала вам нужно узнать какова главная мысль этого стихотворения. Затем обозначьте в словах ударения. Подчеркнуть личные местоимения устно определить их лицо и число.  

А также определить вид предложений по цели высказывания, составить и записать побудительное предложение на тему, заключенную в стихотворение.  

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Как определить лицо и число местоимений?

-Верно. Ребята, на ваших партах лежат листочки, ваша задача обвести свою руку, при этом каждый палец-это какая-то позиция, о которой вам необходимо высказать свое мнение.

Большой палец- для меня важно и интересно.

Указательный палец- мне было трудно (не понравилось).

Средний- для меня недостаточно.

Безымянный палец- мое настроение.

Мизинец- мои предложения.

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Род имен существительных» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

-Нужно существительно заменить на местоимения он, она, оно.

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...