Урок русского языка во 2 классе по пррграмме ПНШ. Тема: Род слов- названий предметов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рудакова Галина Викторовна

 

Урок  нацелен на формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода, пользоваться и работать со словарем, в данном случае с обратным словарем слов, умение работать в группе,  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации, на способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Рудакова Галина Викторовна  

Учитель начальных классов

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Тверская область

Зубцовский район

  Урок русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»  

                  Тема: Род слов-названий предметов

Цели деятельности учителя: показать, что смысл слова заключается в основе слова;

учить выписывать из обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и  среднего рода;

формировать умение выделять окончания слов-названий предметов разного рода.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выделять окончания слов-названий предметов разного рода;

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре,

анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5».[1]

II.Работа над каллиграфией.

– Сравните словосочетания. Чем похожи? Чем различаются?

– Какого рода слово «плакса» в каждом случае?

–Запишите слова в тетрадь.

–Посмотрите ёщё раз на слова. Какая тема нашего урока?(Определение рода слов-названий предметов.)

–Составьте устно  предложение с этим словом так, чтобы был понятен род слова. (ответы детей)

III. Актуализация опорных знаний.

– Рассмотрите слова мужского, женского и среднего рода в таблице на с. 54. С помощью каких слов можно убедиться, что слова-названия предметов в таблице мужского, среднего и женского рода? (Он, она, оно.)

–Давайте вспомним правило(произносят ученики хором):

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - моя:

Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род- оно моё:

Моё окно, село моё.[1]

    –Приведите примеры слов – названий предметов женского рода(ответы детей), мужского рода(ответы детей), среднего рода(ответы детей).

– Прочтите подсказки Летучей Мыши. На какие вопросы отвечают слова-названия предметов в словарях? Ответьте на блок вопросов, который расположен между двумя подсказками Летучей Мыши. (Именно у слов мужского рода нулевое окончание. Окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; окончание – изменяемая часть слова. Смысл слова позволяет понять его основа, эта часть слова не изменяется.)

IV. Изучение нового материала.

(Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи окончания слова с его родом; регулятивные: применяют освоенные способы действия; осмысливают текстовой материал, выделяют предмет речи и его свойства.)

– Обратимся вновь к таблице на с. 54. Зачитайте в третьей колонке слова женского рода. Какие буквы гласных бывают на конце слов женского рода? (На конце всех этих слов буквы  и .)

– На какие буквы нужно открыть обратный словарь, чтобы обнаружить слова женского рода? (На буквы  и .)

– Откройте обратный словарь на букву а. Прочитайте первые 10 слов-названий предметов (упражнение 31).

– Проверьте: все эти слова – женского рода?

– Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя баб, моя резьб, моя дуг, моя роз, моя гроз.)

– Откройте обратный словарь на букву я, прочитайте первые 10 слов-названий предметов.

– Все эти слова действительно женского рода?

– Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя зме, моя сабл, моя цапл, моя песн, моя зар.)

–Давайте проверим, какие слова  вы выписали.

 –Кто выписал другие слова? Прочтите. (2-3 ученика читают свои слова, не повторяя)

– Вернитесь еще раз к таблице. В каком столбике слова среднего рода?

– Внимательно рассмотрите их окончания.

– На какие буквы будете искать в обратном словаре слова среднего рода? (На буквы  и .)

–Откройте обратный словарь на букву е. Прочтите и  выпишите первые семь слов (упражнение 32).

 –Все ли эти слова среднего рода? Анишит Йокоповна уверяет, что одно из этих слов – мужского рода. О каком слове идет речь? (Слово «кофе».)

–Прочитайте, что говорит Летучая Мышь на с.57.

– Выделите у слов, которые вы написали, окончания (там, где это возможно). Используйте слова «дам» (кому? чему?) и «любуюсь» (кем? чем?).

– У каких слов нет окончаний? (Кафе, кофе.)

– Откройте обратный словарь на букву о.

Физминутка.

–Я называю слова-названия предметов, если слово женского рода - приседаете,

мужского - хлопок над головой, среднего - руки в стороны. Слушайте внимательно:

Корова(ж), топор(м), мотылёк(м), окно(ср), слива(ж), папа(м), рисунок(м), блюдце(ср), урок(м), мама(ж), бабушка(ж), брат(м), стол(м), поле(ср), стул(м), книга(ж), море(ср), горе(ср), фестиваль(м).

IV. Изучение нового материала.

– Прочтите и выпишите первые четыре слова (упражнение 33).

– Устно измените форму каждого из них с помощью слов «дам» и «любуюсь».( по цепочке)

– У какого слова нет окончания? (Какао.)

– Почему вы так думаете? (Слово «какао» не изменяется.) Выделите основы слов и их окончания (там, где они есть).

– Прочитайте все слова на букву о, кроме слов с голубой меткой и слов со звездочкой.

– Какого рода все прочитанные вами слова? (Все слова среднего рода.)

– Найдите среди них и выпишите еще два слова, у которых нет окончаний, потому что они – неизменяемые. (Эскимо, кино.)

– Что же такое нулевое окончание?(ответы детей)

–Помогите Мише. Он хочет  знать, на какую букву в обратном словаре искать слова-названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?(ответы детей)

– Посмотрите обратный словарь на буквы б, в, г. Как выстроены здесь слова? (Слова в Обратном словаре выстроены по концу слова, то есть завершает такое слово последняя буква основы: краб , удав , флаг , клад  и т. д.)

– Есть ли среди слов-названий предметов слова мужского рода? Они все – с нулевым окончанием? Как вы это докажете? (У любого из этих слов есть нулевое окончание, это можно доказать, если изменить слово: краб – краба; удав – удава, флаг – флага, клад – клада.)

– Мы читаем список слов, основа которых оканчивается на буквы б, в, г. Какого рода эти слова? (Мужского рода.)

– Как вы думаете, а на буквы д, ж, з в обратном словаре можно будет найти слова мужского рода? (ответы детей)

– Что вы можете сказать об основах этих слов и об их окончании? (Мы убедились в том, что все эти слова в обратном словаре мужского рода. Таким образом, если слово мужского рода

заканчивается на согласный, то у него нулевое окончание. Если слово в обратном словаре заканчивается на согласный звук (д, ж, з и т. д.), оно мужского рода.)

– Очень важно, чтобы вы правильно формулировали объяснение. Например: «Основа слов клад, лимонад, запад оканчивается на букву д. Докажем, что у них – нулевые окончания: клад – клада, лимонад – лимонада. Окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять. Значит, у слов клад, лимонад, запад – нулевые окончания».

V. Повтор и систематизация знаний.

(Познавательные: используют схемы и таблицы для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания об изучаемом предмете, используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)

 Опрос по цепочке.

– Вернитесь к таблице на с. 56 и расскажите, какие там окончания у слов-названий предметов разного рода.

м. р.

- 

ср. р.

-о, -е

ж. р.

-а, -я

– Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 59. Какие бывают окончания у слов-названий предметов в словарях? Что вам кажется необычным? (У слов мужского рода могут быть окончания , . У слов женского рода – нулевое окончание.)

– Приведите примеры слов среднего рода, у которых есть окончания, и слов, у которых нет окончаний (то есть неизменяемых слов).

Физминутка.

Мы дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

И дружно мы встали.

Руки поднимем,

Потом разведем

И очень глубоко

Всей грудью вдохнем.

И левую ногу поднимем вперед,

И правую ногу поднимем вперед.

Садитесь, продолжим за знаниями поход.

Р а б о т а   в   г р у п п а х.

Класс делится на 2 группы.Каждая группа получает карточку с заданием.

К а р т о ч к а.

 Подберите 10 слов для диктанта из обратного словаря разного рода. Слова запишите на листке. Определите род у ваших слов.

  Продиктуйте ваши слова другой группе, они пусть запишут слова на листках и определят род этих слов.

   Выберите, кто будет диктовать слова. Соберите листки, проверьте, как другая группа выполнила задание. Сообщите результат проверки всему классу- назовите, кто сколько сделал ошибок.

     После составление диктанта, каждая группа по очереди проводят диктант, то есть диктуют слова другой группе, потом проверяют по своим листкам, сообщают результат.

VI. Итог.

 (Личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.)

– Вернитесь к плакату Летучей Мыши. Прочитайте пункт 1. Теперь вы согласны с ним?

– Подтвердите своими примерами.

–Кто  нам скажет о словах, которые мы находили в обратном словаре? (Мы находили слова разного рода)

–Что ты можешь сказать об основах этих слов? А об окончаниях этих слов? (Основы слов оканчиваются на согласный звук, а окончания у данных слов разные, зависят от рода слова-названия)

Сейчас вы оцените свою работу на уроке, постарайтесь ответить на все вопросы.(Ученики получают карточки и заполняют их. После заполнения отдают учителю.)

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО ?) ________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ ?) ________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО ?)

________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО ?)

_________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО   СДЕ ЛАТЬ ?)

Осталось непонятным ( ЧТО ?) _____________________________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) ( КАКИМ   УЧЕНИКОМ ?  КАКОЙ   УЧЕНИЦЕЙ  ?)

_________________________________________________________________

                                                                                                                                                 [3]

– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с солнышком.

– Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с солнышком за облаком.

–Какая работа вам на уроке понравилась? (ответы детей)

–Что было на уроке самым сложным для вашего понимания? (ответы детей)

–Вы можете сделать такую же работу  дома.

             Список литературы

1.Жиренко О.Е., Обухова Л.А.Поурочные разработки по русскому языку:2 класс-2-е изд.,перераб. и доп.-М.:ВАКО, 2007.-352 с.

2.Чуракова Н.А.Русский язык:2 кл.:Учебник :В 3 ч./Н.А.Чуракова;под ред.М.Л.Каленчук.-2-е изд., испр.-М.:Академкнига/Учебник,2012.-Ч.1:176с.:ил.

3. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.Материалы курса «Реализация требований Федерального государ-

ственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов» : лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 100 c.

4. Чуракова Н.А.Русский язык:2 кл.:метод.пособие /Н.А.Чуракова [идр.].–М. : Академкни-га/Учебник, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Состав слова"

конспект урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива  по теме "Состав слова"...

презентация к конспекту урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Состав слова"

презентация к конспекту урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Состав слова"...

презентация к уроку русского языка , 2 класс , программа "Школа России". Тема: "Какие слова пишутся с большой буквы?"

Данный урок проведен в  рамках районного методического объединения  учителей; сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht....