Картотека игр формирующих фонематический слух
картотека по русскому языку на тему

Подгорная Анастасия Владимировна

Картотека игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Картотека игр

Формирующих фонематический слух

1.На уроках в период обучения грамоте уделяется большое внимание развитию фонематического слуха, поэтому вводятся чистоговорки, скороговорки, которые проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же- же- же- дождь прошёл уже.

Жо-жо-ж о- лужок, снежок, пирожок, творожок.

2. Во время урока обязательно проводятся физминутки, которые также содержат тот звук, который изучают на уроке. Например:

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

3. Весёлые стихи, закрепляют правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

4. Скороговорки, помогают детям также развивать фонематический слух и понять, как важно правильно произносить  каждый звук в слове: ошибёшься  - получится другое слово, будет непонятно, о чем идёт речь.

Белые бараны били в барабаны.

Ишак в кишлак дрова возил,

Ишак дрова в траву свалил.

5. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку, которые обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, помогают совершенствовать речь, тренируют память и внимание.

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

Ученики определяют на слух, какой звук повторяется, и характеризуют его. Материал должен быть игровой, занимательный, способный развивать детей во время игры.

6. Дети очень любят сказки, где главные герои – звуки рассказывают о себе. Например, сказка про звук и букву  «Й». Дети с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, перевёртыши.

7. Наборщик» слов, из  нескольких букв составляют   слова. Например, в класс пришёл Незнайка и принес десять букв: б, к, а, л, т, н, у, ы, и, в , из которых нужно составить десять слов, начинающихся с буквы «Б». Дети помогают Незнайке справиться с заданием и составляют слова: бак, бант, бинт, булка, белка, бык, бук, бал, банк, буква, банка, балка.

8. Собираем слово, которое рассыпалось, например: ББАААРН (БАРАБАН),находить слово в слове, например: ВОЛЯ (ОЛЯ), ВАЗА (АЗА), ВЕТЕР (ВЕЕР)

9. Во время урока обязательно проводятся физминутки, которые также содержат тот звук, который изучают на уроке. Например:

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

10. Положительно влияют на развитие не только  фонематического слуха, но и развивают воображение, ум, смекалку, такие упражнения как «Шарады». Например:

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

11. В первом классе в период  обучения грамоте  огромная работа ведётся над звуком и буквой, поэтому   вводятся карточки в виде квадратов разного цвета: красный  обозначает гласный звук, зелёный без колокольчика - глухой  мягкий согласный, синий без колокольчика – глухой твердый согласный, зелёный с колокольчиком – звонкий мягкий, синий с колокольчиком – твёрдый звонкий.  Дети путешествуют  по «Буквограду». Где в разных домах живут разные звуки и буквы. Играя, дети узнают, что гласные могут быть ударные или безударные. А вот согласные, особенно звонкие очень «хитрые» звуки, они могут оглушаться и превращаться в глухие. Дети знакомятся в этот период с  буквами, которые  обозначают два звука – согласный звук [Й]  и гласные звуки: [Й'Э], [Й'О],  [Й'Ю], [Й'А]. Дети выкладывают на парте схемы слов, используя карточки, или наоборот по схеме придумывают слово, соотносят слова и схемы.

12. На урок «приходят мальчики и девочки» в разных по цвету одеждах, с закрытым и открытым ртом, дети распознают по сомкнутым губам – согласные звуки, по одежде – мягкий или твёрдый, при  наличии колокольчика - звонкий или глухой. Исходя из всех этих признаков, подбирают имя мальчику или девочке. Например, мальчик «одет в зеленую рубашку с колокольчиком, можно его назвать Миша, Никита, и т.д. А если у него синяя рубашка без колокольчика, значит – это Коля, Саша или Павел. Так, с помощью игровых упражнений ненавязчиво, первоклашки распознают звуки и дают им характеристику, объясняя  свой выбор.

13.Звукоподражания («мяу-мяу» - кричит кошечка, «га-га-га» - гуси, «тик-так» - идут часы). Увлекательная, весёлая игра побуждала малыша к многократным повторениям одного и того же звукоподражания. На таких занятиях дети меньше утомлялись, потому что они заинтересованы самой игрой: то малыши берут на себя роль цыплёнка, то курочки, изображают летящий самолёт, движущийся поезд и т.д. Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечён ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идёт успешнее.

14.  Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяла такие игровые приёмы.

Скажи, как:

девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение);

мышонок смеётся - и-и-и:

волк зовёт другого волка - у-у-у;

лось трубит в лесу - о-о-о;

ребёнок маленький плачет - уа-уа-уа и т.д.

15. На этапе появления звука важно закрепить его правильное произношение; использовала игры для закрепления в произношении изолированных звуков - для чего деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси».

16. Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям предлагалось произносить вслух чистоговорки. Например: от-от-от - полосатый кот, та-та-та - увидели кота, ту-ту-ту - подошли к коту.

Гу-гу-гу- гуси на лугу, га- га-га - зелёные луга, ги-ги-ги - с сыром пироги, ге-ге-ге - начинка в пироге.

17. Для развития фонематического слуха, использовала игры - загадки. В этом возрасте детям доступны простые загадки,

содержащиеся в тексте звукоподражательные слова или другую намекающую на отгадку информацию.

Примеры загадок. «Доскажи словечко»:

В подполье, в каморке

Живёт она в норке

Серая малышка

Кто это? (мышка).

        

18.Способствует развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

 Тили - тили - тили - бом - загорелся кошкин дом!

 Тюшки – тютюшки- на горе пичужки, там Ванюшка бывал, пичужку поймал.  Гу - ту - ту, гу - ту – ту- вари кашку круту, подливай молочка подкорми казачка.

19. Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

20. Пальчиковая игра «Гроза»

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра 
(громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой 
(хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

21. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Учитель читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

22. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

23. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Учитель читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

24. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Учитель: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

25. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Учитель предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....