Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе с применением ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imen_sushchestvitelnyh.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Род имен существительных

ФИО (полностью)

Утёмова Ольга Александровна

Место работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Кирс Верхнекамского района Кировской области

Должность

учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Род имен существительных

Базовый учебник

Русский язык: учебник для 3 класса/ Зеленина Л.М. – М., 2010.

8. Цель  урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

9. Задачи:

- обучающие:

Познакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом.

Формировать умение распознавать род имен существительных.

- развивающие: Способствовать развитию речи, воображения учащихся, орфографической зоркости, мыслительной деятельности.

 - воспитательные: Содействовать формированию экологической культуры младших школьников.

 10. Тип урока: комбинированный.

  1. Формы работы учащихся: фронтальная (1 ПК – класс), индивидуальная, парная.
  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
  3. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Орг. момент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

1

2

Целеполагание и мотивация

Приглашает совершить путешествие в лес.

Предлагает посмотреть, какой беспорядок оставили на полянке в лесу горе - туристы (на доске прикреплен рисунок полянки, на нем слова: колесо, веревка, кирпич, пружина, стакан, стекло, коробки) и ответить на вопрос:

- А вам приходилось бывать на такой полянке? Какие чувства вы испытываете, оказавшись там?

Поясняет, что в течение урока они наведут на полянке порядок. А пока здесь беспорядок.

Просит подобрать слова близкие по значению к слову «беспорядок».

Отвечают на вопросы.

Подбирают синонимы к слову «беспорядок».

3

3

Актуализация знаний

А) Минутка чистописания. 

Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

- В слове «лес» она обозначает согласный, звонкий, мягкий, непарный звук. 

Показывает образец письма на доске.

- Есть много пословиц о лесе. Приведите пример.

Предлагает познакомиться с еще одной пословицей.

Предлагает объяснить значение пословицы, записать ее в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу.

Дерево не от добра листья роняет.

Б) Орфографическая разминка.

Предлагает вспомнить изученные орфограммы и вставить в слова пропущенные буквы. (За.ц, здоров.е, доро.ка, дер.во, кувш. нка, со.нце,  мух.мор)

Предлагает проверить задание.

Учащиеся определяют, что это буква «л».

Работают в тетрадях.

Приводят пример пословиц о лесе.

Работают в парах, складывают «рассыпанную» пословицу.

Объясняют значение пословицы, записывают ее в тетрадь.

(1 ученик работает у доски)

Работают самостоятельно.

Один ученик комментирует, остальные проверяют.

8

4

Первичное усвоение учебного материала

А) Проблемная ситуация.

Предлагает вновь посмотреть на  слова и ответить на вопросы:

- Что в них общего?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

Поясняет, что сегодня узнают еще один грамматический признак имени существительного и научатся его определять.

Предлагает разделить существительные на три группы. В первую группу включить существительные, к которым можно подставить слова «он, мой».

Предлагает назвать имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя».

Предлагает определить, какие слова можно подставить к оставшимся именам существительным.

Поясняет, что, распределив имена существительные по трем группам, разделили их по родам. (На доску прикрепляет табличку «Род имен существительных»)

Отвечают на вопросы.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся определяют, что это слова «оно, мое».

7

Б) Самостоятельно сделанный вывод.

Предлагает определить, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он, мой» (Прикрепляет

табличку «мужской»);

какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя» (Прикрепляет табличку «женский»);

определить род существительных, к которым можно подставить слова «оно, мое» (Прикрепляет табличку «средний»)

5

Осознание и осмысление учебного материала

Физминутка

№ 1 Род имён существительных (N 193697)

Предлагает прочитать правило в учебнике и ответить на вопросы:

- Существительное какого рода можно заменить местоимением он?

- Каким местоимением можно заменить существительное женского рода?

- Существительное какого рода можно заменить местоимением оно?

Демонстрирует ресурс

Предлагает выполнить задание.

Предлагает отдохнуть.

 

Читают правило, отвечают на вопросы

Выполняют задание на интерактивной доске

Выполняют упражнения

5

6

Систематизация знаний и умений

Предлагает полянку сделать красивой и чистой,

- Очистим полянку от мусора, распределив слова по родам в три столбика.

- Почти очистили полянку, осталось одно слово. Куда поместим его?

Учащиеся убирают слова с полянки, распределяя в три столбика

Учащиеся делают вывод: чтобы определить род имени существительного во множественном числе, необходимо поставить его в единственное число

5

7

Применение знаний и умений

№ 2 Таблица "Род имен существительных" (N 140185)

- Я вам хочу приоткрыть сегодня еще одну тайну. Сегодня на урок я снова принесла Ларец мудрости. (Из Ларца достает свиток)

- Есть такие языки, в которых у существительного нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. А есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а сорок. Например, в языках африканских народов.

-  Оказывается, и в русском языке остались тайны. В нем есть существительные, у которых род определить нельзя. Но об этом вы узнаете при дальнейшем изучении русского языка.

Демонстрирует ресурс.

Предлагает прочитать словосочетания и составить небольшой рассказ, используя эти словосочетания.

  • голоса птиц
  • журчание ручья
  • волшебные деревья
  • лесная полянка
  • прекрасное настроение

Предлагает определить род имен существительных.

Рассматривают представленный ресурс.

Учащиеся работают самостоятельно, несколько человек зачитывают рассказ вслух

Делают вывод: чтобы определить род имени существительного необходимо поставить его в начальную форму

7

8

Проверка уровня усвоения знаний и умений

№ 3 Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 1 (N 139297)

№ 4 Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 2 (N 139367)

Демонстрирует ресурс

Предлагает выполнить задание.

Выполняют задание самостоятельно

5

9

Информация о домашнем задании

Предлагает

выбрать любое задание.

  1. Упр.33, стр.65 (выписать сущ., указать род)
  2. Подобрать и записать по 3 существительных каждого рода.
  3. Упр.36, стр.66 (составить рассказ на тему «Полюбуйся, весна наступает!»)

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.

2

10

Рефлексия (подведение итогов урока)

Предлагает продолжить фразу.

Сегодня на уроке

- я узнал(а) …

- я научился…

- меня удивило …

 

2

Приложение к плану-конспекту урока

Род имен существительных

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Род имён существительных (N 193697)

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8248c2e0-aba7-45a6-85ef-08c60262833d/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BIG_020%5D.swf 

2

Таблица "Род имен существительных" (N 140185)

Информационный

Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43b7ddb8-4ee0-45e8-b5fb-06d7bccee3b7/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_03-AT%5D.swf

3

Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 1 (N 139297)

Практический

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf4d2e-0a01-00ee-00f2-a0ef589a586c/%5BRUS5_004%5D_%5BQS_131%5D.html 

4

Электронное задание "Род имён существительных". Вариант 2 (N 139367)

Практический

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf500a-0a01-00ee-018f-cdceda58c6d6/%5BRUS5_004%5D_%5BQS_132%5D.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...