Тема: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Папанова Светлана Юрьевна

Урок открытия новых знаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 3 класс

Тема: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных".

Цели и задачи:

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; закреплять и уточнять знания учащихся по теме;
  • формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
  • умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
    связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к Родине;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля;

личностные результаты:

  • самооценка на основе критериев успешной деятельности;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к изучению языка;

Коммуникативные УУД:
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– задавать вопросы;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Оборудование:учебник «Русский язык» 3 класс Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, звукозапись П.И.Чайковский «Времена года. Зима. Декабрь», иллюстрация с изображением Зимы, снежинки с заданиями для учащихся, таблица «Алгоритм написания окончаний имён прилагательных»

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Чистописание

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь».

Учитель: - Прочитайте слова на доске.

-В какое время года мы чаще их употребляем?

- Сегодня к нам на урок пришла гостья – Зима. (На доске учитель выставляет изображение зимы в виде человека).

- С какой буквы начинаются эти слов?

- Написание этой буквы будем сегодня вспоминать на минутке чистописания.

Сс  СссС  сССс  СсСс

Снег, снеговик, снегопад

(Учащиеся списывают с доски сочетания букв и слова).

Учитель: - Можно ли эти слова назвать однокоренными?

- Выделите в данных словах корень и допишите ещё одно однокоренное слово.

3. Орфографическая работа.

(Учитель читает стихотворение).

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

Учитель: - Пошёл снег и залепил буквы в словах. Если мы правильно определим букву в словах, то снежинка растает.

Су *, к* вёр, ска*ки, в* кзал, з*ма, дру*, с*стра, лис*, сер *це, п *нал, ос* нь,

в *гон, с* ло, со* нце.(Суп, ковёр, сказки, вокзал, зима, друг, сестра, лист, сердце, пенал, осень, вагон, село, солнце).

(Учащиеся списывают с доски слова, вставляют пропущенную букву)

Учитель: - Поменяйтесь тетрадями с «соседом» по парте и проверьте работы друг друга.

(Учащиеся оценивают работы «соседа» по парте, затем называют букву в каждом слове, доказывают свой выбор и убирают снежинку).

Учитель: - Какие орфограммы встретились в этих словах? Как их написание проверяли?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Что вы можете рассказать об этой части речи?

4. Самоопределение к деятельности.

Учитель: - Обведите  в этих словах последнюю букву.

- Прочитайте получившееся слово.

Учащиеся: - Прилагательное.

Учитель: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что вы можете рассказать об этой части речи?

5. Повторение об имени прилагательном.

Учитель: - Зима принесла с собой много разных заданий.

 (У учителя на столе лежат большие снежинки с заданиями для учащихся).

(Ученик берёт со стола учителя снежинку и читает классу задание).

Ученик: - Прочитайте слова на доске и найдите среди них имена прилагательные.

На доске: Пушистый, тропинка, хмурое, бегает, мороз, быстрая, зелёное, рисует, сладкий, ненастье, узкая.

(Учащиеся записывают в тетрадь имена прилагательные).

Учитель: - Давайте проверим правильность вашего выбора слов.

( Один из учащихся выходит к доске и стирает слова, которые не являются именами прилагательными).

-Молодцы. С первым заданием Зимы вы справились.

6. Упражнение в правописании родовых окончаний имён прилагательных.

Учитель: - Зима приготовила для вас ещё одно задание.

Ученик читает задание:

- Прочитайте текст, написанный на доске. Вставьте пропущенные слова.

Всю землю покрыл…….. снег. Над нами …….. небо. Под толстым льдом спряталась …….. река. Мы очарованы красотой зимней природы.

Учитель: - Как вы думаете, какой частью речи будут слова, пропущенные в тексте?

Учащиеся: - Именами прилагательными.

Учитель: - Какие имена прилагательные можно вставить в эти предложения?

( Учащиеся предлагают свои имена прилагательные, выбираются лучшие ответы, и текст записывается с предложенными словами).

- Какой текст точнее и красивее на доске или ваш?

- Для чего мы используем в нашей речи имена прилагательные?

- Выделите у вставленных имён прилагательных окончания.

- Одинаковые ли они?

Учащиеся: - Разные.

- Как вы думаете, почему?

(Выслушиваются разные варианты ответов)

Учитель: - С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Учащиеся: - С именами существительными.

Учитель: - Как определить род и число у имени прилагательного?

- Какая форма у прилагательных будет одинаковая, какая разная?

Учащиеся: - Форма числа одинаковая, форма рода разная.

Учитель: - Так почему у этих прилагательных окончание разное? От чего это зависит?

На доске открывается запись:

Ед.ч.

М.р (какой?) –ой, -ий, -ый

Ж.р (какая?) –ая, -яя

Ср.р (какое?) –ое, ее 

Учитель: - Давайте разработаем алгоритм, как грамотно написать окончание прилагательных. Подумайте, с чего надо начать?

Алгоритм.

1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.

2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

4. Вспомни окончание прилагательных в этом роде.

7. Физкультминутка

Здравствуй, Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?       
    (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,            
   (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     
  (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,             
 (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                  
   (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

8. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных множественного числа.

(Ученик читает новое задание):

- Запишите данные словосочетания во множественном числе. Выделите у имён прилагательных окончание.

Пушистый снег -………(пушистые снега)

Хмурое небо - …………(хмурые небеса)

Быстрая река - …………(быстрые реки)

Учитель: - Сделайте вывод.

Учащиеся: - Имена прилагательные во множественном числе отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание.

На доске добавляется запись:

Мн.ч. (какие?) –ие, -ые

9. Закрепление.

Учитель:- Зима очень любит русскую природу и приготовила для вас стихотворение.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, -

Это русская природа,

Это Родина моя.

а)Работа над содержанием стихотворения. Письмо по памяти.

Учитель: - О чём это стихотворение?

-Что автор подразумевает по словом «Родина»?

- Почему оно написано с заглавной буквы?

- Найдите слова, на которые при написании надо обратить внимание.

(Стихотворение прочитывается несколько раз, находятся и объясняется правописание орфограмм в словах. Учитель закрывает текст. Учащиеся записывают стихотворение по памяти. После записи учитель открывает доску. Учащиеся осуществляют проверку написанного и  корректируют свои записи).

б) Учитель: - Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите в каком роде они употреблены, и выделите у них окончание.

- Молодцы.

в) (Ученик читает  новое задание):

-Образуйте от имени существительного зима однокоренное имя прилагательное.

Запишите с ним словосочетание прилаг. + сущ. Выделите окончание.

1 ряд – в ж.р

2 ряд – в м.р

3 ряд – в ср.р

(После записи один учащийся каждого ряда читает своё словосочетание и называет окончание имени прилагательного).

- Молодцы.

10. Самостоятельная работа (по разноуровневым заданиям)

Учитель: - У вас у каждого на парте лежат 2 карточки с заданием. Выберите карточку и прочитайте задание.

Карточка 1 (базовый уровень)

Грибн..   суп

Хитр..  лиса

Зелён..  яблоко

Трескуч..  мороз

Глубок..  озеро

Задание: Определите род имени прилагательного, допишите окончание.

Карточка 2 (высокий уровень)

Грибн..

Хитр..

 Зелён..

 Трескуч..

 Глубок..

  озеро

  мороз

  суп

  яблоко

  лиса

Задание: Подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные и допишите окончание.

(Учащиеся выбирают задание, выполняют его, и в конце урока сдают учителю).

11. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Порадовали вы сегодня нашу гостью, все её задания выполнили.

- Какое задание для вас было самым трудным? А самым лёгким?

- Как грамотно написать окончание прилагательных.

(Повторение алгоритма)

12. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа»

Технологическая карта урока  содержат максимальную информацию по объяснению нового материала. Урок выдержан по всем нормам ФГОС. Апробирован на практике.Конспект урока направлен на решение умений...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе. Образовательная система "Школа России".  На уроке учащиеся работают в группах, парах, проводят оценочную деятельность, работают по уровням: базовому или ...

Тема "Правописание родовых окончаний имён прилагательных" (3 класс)

Конспект по русскому языку. 3 класс. Тема "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"...