Игровой орфографический словарик для 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Анисимова Инна Евгеньевна

         Игровой словарик был разработан с целью повышения орфографической грамотности и предназначен для учащихся 2-х классов.

        При составлении словарика были использованы идеи технологического тренажера, разработанные В.Н. Зайцевым.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. СМЕШАННОЕ ЗАДАНИЕ

о

сс

о

ъ

ь

о

е

е

а

и

е

в

е

о

а

яг.да

кла.

м.роз

под.ём

мурав.и

тольк.

ж.лание

р.бята

ч.ща

ж.вотное

ж.лезный

чу.ство

учит.ль

зв.нишь

к.рандаш

о

о

о

сс

сс

о

о

а

у

и

сс

о

а

о

е

моро.

скольк.

.бед

Ро.ия

ру.кий

п.года

.безьяна

н.род

ч.до

ш.ло

ра.каз

д.рога

.ртист

т.гда

т.атр

  1. ПОДУМАЙ!

о

сс

сс

и

о

л

и

ъ

жж

о

а

ё

в

а

о

зап.ведник

принце.ы

ро.ияне

библ.отека

.днажды

со.нце

ц.рк

пред.юбилейный

жу.ал

громк.

к.пель

ш.л

а.тограф

сначал.

М.сква

о

н

сс

сс

ё

ы

лл

м

бб

а

о

о

ё

а

а

ябл.ко

ю.ый

экспре.

шо.е

ш.пот

ц.плёнок

тро.ейбус

тра.вай

су.ота

к.пуста

направ.

мальч.нка

ж.лтый

.бзац

.втограф

5. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВЫ Ъ И Ь

ъ

ь

ь

ъ

ь

ъ

ь

ь

ъ

ь

ь

ь

ъ

ъ

ь

об.явление

в.юга

л.ёт

под.езд

бел.ё

с.ел

ворон.ё

метел.

в.езд

зел.е

п.ёт

в.ёт

от.ёзд

пред.юбилейный

коп.ё

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ъ

ь

ъ

ь

ъ

ъ

ъ

ь

ь

лест.

мест.

вороб.и

корол.

хлоп.я

кол.я

в.ехать

шампин.он

ад.ютант

медал.он

от.явленный

под.ём

об.ект

мен.ше

бор.ба

6. ВСТАВЬ, ГДЕ НУЖНО «Ь»

ь

-

ь

-

ь

-

-

ь

-

ь

-

ь

ь

ь

-

в.юга

пол.е

л.ет

п.есня

лест.

к.ино

мор.е

пал.то

кул.ёк

сем.я

сем.ена

бел.ё

измороз.

кол.е

нес.ёт

-

ь

-

ь

ь

ь

-

ь

-

ь

-

-

-

ь

ь

пол.ено

щавел.

в.едро

сол.

бол.

мол.

поз.ёмка

кил.ка

вил.ка

зел.е

п.еро

м.ясо

л.ицо

кол.цо

крыл.цо

9.  ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

СЛИТНО «+», РАЗДЕЛЬНО «-»

-

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

(в)лесу

(у)тих

(под)ъехать

(во)дворе

(на)окне

(при)шёл

(за)крыл

(на)улице

(в)кино

(за)брал

(у)нёс

(к)бабушке

(пере)лесок

(при)говор

(про)читал

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

(по)смотрел

(за)глянул

(рас)сказал

(пере)сказал

(у)школы

(за)водой

(на)столе

(из)дома

(о)друге

(на)поле

(на)каз

(за)сов

(по)дарок

(при)чуда

(за)мазка

10. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! СЛИТНО «+», РАЗДЕЛЬНО «-»

+

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

(у)тёс

(к)зиме

(на)волю

(на)дачу

(к)морю

(по)гоня

(за)водь

(от)ъехал

(рас)кол

(к)уроку

(с)подругой

(к)нему

(от)него

(с)права

(на)лево)

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

(за)морозки

(про)гулка

(за)купка

(на)машине

(в)доме

(за)огородам

(в)траве

(на)писал

(за)ревел

(у)кусил

(по)лёт

(про)бежка

(за)бег

(на)природе

(в)воде

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «И», «А», «У» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

13. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ «И» ИЛИ «Ы»

и

и

и

и

ы

и

и

и

ы

и

ы

ы

и

и

и

маш.на

карт.на

мал.на

ш.шка

м.шка

ж.вот

л.мон

п.ла

кам.ш

ш.ло

р.вок

р.сь

к.оск

ж.знь

заж.м

и

ы

ы

и

ы

ы

ы

и

и

и

ы

и

ы

ы

ы

ж.раф

л.жня

м.ло

шп.лька

кр.са

пр.жок

в.дра

р.с

ш.роко

выш.на

р.ба

выш.вка

т.ква

кр.льцо

п.льца

14. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ «А» ИЛИ «Я»

я

а

а

я

я

а

я

а

я

а

я

я

а

а

я

.блоко

ч.до

ч.сы

л.мка

п.ть

щ.вель

.мка

вод.

р.ска

ч.стота

гир.

в.з

молч.

притч.

.корь

а

а

я

я

я

а

я

я

я

я

я

я

а

а

а

гущ.

пущ.

м.ч

ма.к

ма.тник

туч.

.щик

м.со

п.ть

п.тно

кр.ква

кл.кса

чащ.

ч.ща

рощ.

17. БУКВЫ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

б

д

б

д

ж

б

з

г

г

ж

г

ж

д

г

д

зу.

наро.

оши.ка

горо.

сне.ный

ду.рава

гла.ной

кру.

дру.

кни.ка

ро.

кру.ка

ко.

сне.

лё.

з

б

б

ж

д

д

д

в

ф

ф

д

т

ж

д

г

во.

ло.

стол.

стри.

кла.

го.

вре.ный

ле.

жира.

автогра.

ме.вежий

бегемо.

ё.

тру.ный

сапо.

18. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ

М

н

с

в

О

В

г

и

з

Н

Р

б

К

г

А

(М,м)осква

(Н,н)арод

(С,С)обака

(В,в)ода

(О,о)льга

(В,в)олга (река)

(Г,г)ород

(И,и)юль

(З,з)има

(Н,н)овгород

(Р,р)оссия

(Б,б)ерег

(К,к)алининград

(Г,г)ора

(А,а)лексей

л

т

п

Т

Б

п

м

З

к

н

р

к

О

с

р

(Л,л)иса

(Т,т)юльпан

(П,п)обеда

(Т,т)ихий океан

(Б,б)алтийское море

(П,п)арусник

(М,м)альчик

(З,з)ахар

(К,к)орова

(Н,н)осорог

(Р,р)учей

(К,к)аша

(О,о)рёл (город)

(С,с)ело

(Р,р)ека

21. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

а

е

а

е

а

о

а

е

м

о

и

и

о

о

а

к.пуста

учит.ль

р.бота

уч.ник

н.род

яг.да

м.шина

адр.с

тра.вай

гор.д

ул.ца

бибил.отека

М.сква

Р.ссия

в.гон

о

ё

о

а

о

о

а

а

о

о

о

и

сс

а

а

ябл.ко

ш.л

хол.дно

ф.милия

тр.ллейбус

т.мат

п.роход

справ.

налев.

м.роз

к.рова

д.ректор

кла.

.рбуз

.лфавит

22. СМЕШАННОЕ ЗАДАНИЕ

а

д

ь

л

ъ

о

ь

ь

+

и

в

и

лл

ь

уч.ствует

огоро.

в.юга

со.нце

с.ёмка

быстр.

Мар.юшка

стар.ё

(с)тройка

ош.бка

ле.

(у)Пети

ш.ло

а.ея

стул.я

а

+

ь

у

ъ

г

б

-

и

о

о

и

е

ь

з

рощ.

(за)морский

п.ёт

ч.гун

под.ём

сне.

сугро.

чулоч.ки

ж.раф

в.дичка

в.робей

б.лет

з.мля

лен.

заморо.ки

  1. ВСПОМНИ!

и

о

е

е

о

а

а

а

с

о

а

ё

о

о

и

маш.на

яг.да

учит.ль

уч.ник

к.рова

с.рафан

п.льто

щ.вель

Ро.сия

М.сква

н.род

ш.л

гор.д

н.сок

ж.раф

л

е

а

у

и

в

д

е

о

о

а

у

-

-

-

со.нце

з.мля

чащ.

щ.ка

ш.ло

ле.

похо.

с.ло

дв.рняга

с.рока

туч.

ч.кча

жевач.ка

боляч.ка

бан.щик

  1. ПОДУМАЙ!

ь

б

д

ъ

ь

ь

ь

ъ

а

о

о

ы

ы

и

а

метел.

сугро.

парохо.

с.ёмка

трел.

лен.

карусел.

об.явление

к.пуста

м.роз

в.да

м.шь

кам.ш

л.сица

б.рабан

ь

г

б

ю

ю

а

о

ь

-

т

д

ь

-

-

-

кон.

фла.

ду.

л.стра

ут.г

справ.

налев.

мал.чик

девоч.ка

бра.

кла.

кист.

ключ.

колюч.ка

липуч.ка

7. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

-

-

ь

ь

ь

-

ь

-

ь

-

-

ь

ь

ь

ь

спич.ка

лисич.ка

пис.мо

л.ю

в.юга

точ.ка

бор.ба

гон.щик

мал.чик

ласточ.ка

кисточ.ка

бел.ё

в.ёт

завод.

коп.ё

-

-

-

ь

ь

ь

-

-

-

-

-

ь

ь

ь

ь

брюч.ки

патрон.чик

зачин.щик

бит.

мыл.це

пыл.ца

коч.ка

боч.ка

руч.ка

щёч.ка

ноч.ка

пен.

тен.

ноч.

лен.

8. ПОДУМАЙ!

-

ь

ь

-

-

-

ь

ь

-

ь

-

ь

-

ь

ь

птич.ка

лист.я

клин.я

денёч.ки

птен.чик

строч.ка

п.ёт

апел.син

поч.ка

кил.ка

молоч.ко

мол.

сороч.ка

плат.е

рез.ба

-

-

ь

ь

ь

ь

-

-

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

колеч.ко

крылеч.ко

пал.чик

сет.

брат.я

гур.ба

печ.ник

книжеч.ка

метел.

клад.

маст.

щел.

кол.е

пал.то

ворон.ё

11. БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

е

о

и

о

о

а

о

а

о

о

о

е

о

о

о

л.сник

ст.лы

л.сица

с.ва

ств.лы

ж.ра

в.да

с.ды

г.лова

г.родской

м.ряк

з.мляной

д.машний

к.са

к.за

о

о

о

е

и

е

о

и

о

о

о

е

о

и

е

.вца

х.лодный

м.сты

л.нивый

л.сточки

пч.ла

в.лчонок

т.грёнок

к.тёнок

сл.новый

ф.тограф

зв.риный

м.лодой

св.нья

б.лить

12. ПОДУМАЙ!

и

е

е

о

о

о

о

а

е

о

я

и

о

о

о

л.сица

л.сник

б.да

.блака

н.сок

л.коток

измор.зь

тр.винка

п.ринка

д.мишко

гр.да

л.цо

к.льцо

гр.за

к.за

е

е

о

е

о

е

о

о

о

а

о

о

е

о

а

м.тла

дер.во

г.ра

дв.рной

к.лючка

с.стра

к.са

пол.са

л.вушка

в.ренье

л.шадка

с.вёнок

м.дведь

н.га

гл.зной

15. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ «У», «Ю»

ю

у

у

ю

ю

у

у

у

у

ю

ю

ю

у

у

у

.ла

ч.до

л.жа

бр.ква

.бка

ч.дак

щ.ка

щ.пальцы

ч.б

л.к

р.кзак

т.к

ж.к

д.б

ч.м

у

у

у

у

ю

у

у

ю

у

ю

ю

ю

у

у

ю

щ.плый

п.ща

прич.да

круч.

пл.щ

м.ка

ч.кча

.рта

з.б

р.мка

л.стра

т.ль

р.ль

щ.рёнок

кол.чка

16. ВСПОМНИ!

и

и

и

у

а

а

у

и

у

а

у

а

а

у

у

маш.на

ш.ло

ж.знь

ч.довище

ч.сы

ч.йник

прич.да

пруж.на

щ.ка

сч.стье

ч.вство

ч.шка

ч.сть

ч.кча

ч.лок

а

у

и

а

у

а

а

а

и

а

а

а

а

а

и

прич.л

ч.м

наж.вка

чукч.

молч.н

задач.

подач.

оч.рование

заж.м

оконч.ние

худощ.вый

уч.стник

уч.сток

подч.с

прибеж.ще

19. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ В КОРНЕ СЛОВА

бб

сс

сс

сс

лл

сс

сс

сс

сс

пп

мм

сс

лл

нн

пп

су.та

кла.

Ро.ия

ру.кий

а.ея

па.ажир

ро.ияне

кро.овки

ра.каз

гри.

програ.а

бра. (способ плавания)

ба.

анте.а

а.арат

пп

мм

мм

сс

сс

лл

лл

нн

жж

нн

сс

пп

мм

сс

сс

а.етит

гра.

килогра.

иску.тво

коми.ия

ми.ион

мета.

племя.ик

жу.ит

те.ис

экспре.

фотоа.арат

телегра.а

ра.тояние

ра.казчик

20. ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ

е

а

о

и

о

а

е

а

а

и

я

о

я

и

а

с.дая

сп.сение

з.нты

поч.нили

сп.ртивный

схв.тить

л.сничий

д.леко

м.лютка

н.зина

пл.сун

сн.пы

т.жело

м.нута

оч.рование

и

е

о

е

и

и

е

а

я

е

а

о

о

я

а

уд.вительно

м.стечко

вел.сипед

в.терок

ож.дать

р.совать

с.кунда

п.стух

пл.сун

бл.стели

р.кета

к.сичка

в.лчок

п.тёрка

н.род

23. СМЕШАННОЕ ЗАДАНИЕ

м

о

ъ

е

о

о

ж

б

д

а

а

о

е

ь

ь

(М, м)ашина

тракт.р

об.явление

м.дведь

.вца

к.за

чи.

зу.

гра.

туч.

тр.ва

п.года

в.дро

пен.

тен.

Р

бб

о

е

ж

б

б

Ж

ы

а

и

з

ш

ж

у

(Р,р)оссия

су.ота

м.рской

в.сна

стру.ка

ло.

ку.

(Ж,ж)учка

м.шь

пов.р

лыж.

гла.

ко.ка

ло.ка

ч.до

24. ВСПОМНИ!

о

о

К

и

о

о

о

-

а

а

у

у

у

и

и

.сенний

баб.чка

(К,к)ремль

ж.тель

.днажды

стрек.за

.лень

ч.тение

гущ.

площ.дка

ищ.

тащ.

щ.рится

малыш.

ш.повник

о

а

з

М

з

с

и

о

И

О

д

о

-

ж

к

.хота

с.довник

гла.ки

(М,м)орозко

пово.ка

поло.ка

с.лач

м.ряк

(И,и)ра

(О.о)ка

заво.

ст.лы

руч.ка

кру.ка

сунду.

                                                    ИГРОВОЙ СЛОВАРИК

Предисловие

По мнению В.Н. Зайцева, решающую роль в совершенствовании грамотности письма играет частота тренировочных упражнений.

В качестве дидактического средства, для повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы, рекомендуется использовать «Игровой орфографический словарик».

Работа со словарем (в парах, индивидуально) должна осуществляться учащимися ежедневно на уроках русского языка.

Словарик позволяет экономить урочное время, так как за 2-3 минуты младшие школьники могут осуществить взаимопроверку и самоконтроль. После упражнений с игровым словариком каждый ученик выписывает в свою тетрадь те слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. При выполнении домашнего задания учащиеся составляют небольшие рассказы с выписанными словами, содержащими трудные орфограммы.  

Методические рекомендации

 «Игровой орфографический словарик»

         Игровой словарик был разработан с целью повышения орфографической грамотности и предназначен для учащихся 2-х классов.

        При составлении словарика были использованы идеи технологического тренажера, разработанные В.Н. Зайцевым.

       Буквы, пропущенные в словах, вынесены на поля, их следует закрыть листом бумаги и открывать лишь после отгадывания и объяснения орфограммы.

      Чтобы успешно усвоить правописание орфограмм, нужно систематически проводить тренировочные упражнения с этим словариком.

        Экспериментальная проверка технологии позволила установить, что при ее использовании количество ошибок  уменьшается в два раза.

              Словарик подготовила

учитель начальных классов

                      Инна Евгеньевна Анисимова

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зайцев В.Н. С чего начать? / В.Н. Зайцев, Н.Н. Атласкина, В.Л. Дубинина и др.; под ред. В.Н. Зайцева. – Донецк: РИП «Лебедь», 1995. – 32с.
  2. Бушкова М.В. Игровой словарик для 5-7 классов / М.В. Бушкова. – Йошкар-Ола, 1992. – 51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....

Программа по «Игровой экологии» 3 класс

В материале представлена пояснительная записка и календарно - тематическое планирование курса "Игровая экология" ....

Разработка урока по теме "Зерно интонации" в игровой форме 2 класс.

Урок разработан в игровой форме, чтобы детям было интересно. Тема " зерно интонации" проходит через весь урок. Называется урок "Выезд на лужайку", материал подобран с этим расчётом....

Какие бывают профессии (игровой час)- 1 класс

Классный час к 1 сентября в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс

Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...

Игровые технологии. 4 класс.

Примеры образовательных технологий в конспектах уроков....

Игровое занятие с классом "Я - уникальный"

Игровое занятие с классом "Я - уникальный" решает следующие задачи: - воспитание доброжелательного стиля общения;- формирование  групповой сплоченности;- осознание уникал...