Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Шелтукова Татьяна Борисовна

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку (авторы С.В. Иванов, М.Н. Кузнецова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по русскому языку.

Учебник:     Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3_klass.docx91.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку (авторы С.В. Иванов, М.Н. Кузнецова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по русскому языку.

Учебник:     Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Рабочие тетради: Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / М.Н. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Тетрадь для контрольных работ по русскому языку: 3 класс для учащихся общеобразовательных учреждений, / В.Ю Романова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Цели и задачи курса «Русского языка».

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».

        Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования  учебной деятельности на уроках русского языка.

Специфика русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Систематический курс русского языка представлен в 3 классе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на изучение программного материала в 3  классе отводится 5 часов в неделю. Соответственно программа рассчитана на 170 учебных часов.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта по русскому языку, разработана на основе авторской программы по русскому языку (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по русскому языку.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета,  учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русского языка».

Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Предметные результаты:

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

Различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

- словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • освоение личностного смысла учения, желания учиться,формирование интереса (мотивации) к учению;
  • воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда,  совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности  или  неуспешности  учебной деятельности;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
  • сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;
  • определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах,  памятках);
  • сознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-
  • ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • формлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
  • задавать  вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.

          Ученик научится:

  • различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

  • выделять, находить:

- собственные имена существительные;

- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

- грамматическую основу простого двусоставного предложения;

- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

  • решать учебные и практические задачи:

- определять род изменяемых имён существительных;

- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

- определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению;

- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65 – 80 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- составлять план собственного и предложенного текстов;

- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

- составлять собственные тексты в жанре письма;

  • применять правила правописания:

- приставки, оканчивающиеся на з, с;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);

- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

- буквы и, ы после ц в различных частях слов;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

     Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имён существительных –ок-, -ец-,      -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Содержание программы.

     «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (76 ч.)

     Фонетика и графика

Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.

     Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

     Состав слова

Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.

     Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

     Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имён существительных. Наблюдение за одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Словообразование имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

     «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (67 ч.)

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
  • буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

     «Развитие речи» (27 ч.)

     Устная речь.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы.  Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

     Письменная речь.

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Учебно-тематическое планирование уроков русского языка в 3-ем классе

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Диктанты с орфографическим  заданием

Изложения

Контрольное списывание

Проверочные работы

Тестирование

Творческая мастерская

Итоговая комплексная контрольная работа

«Как устроен наш язык»

76

67

7

2

«Правописание»

67

52

9

3

1

1

1

«Развитие речи»

27

25

2

Итого:

170

144

9

2

3

7

3

1

1

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 3-ем классе

п/п

Наименование раздела и темы

Кол

-во

ча

сов

Тип

урока

Характеристика деятельности учеников

Дата проведения

План

Факт

I  четверть  45 часов

Как устроен наш  язык. Повторяем фонетику

1 ч.

Повторение ранее изученного

Создать условия для знакомства с учебником «Русский язык 3 класс»; повторить соотношение количества гласных звуков и букв, согласных звуков и букв, отрабатывать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции. Повторить правила написания заглавной (прописной буквы, правило слогоделения, переноса слов.

Повторить признаки текста ( смысловая целостность; наличие заголовка, связанного с текстом); последовательность предложений в тексте.

Правописание. Правила  написания большой
буквы

1 ч.

Как устроен наш  язык. Фонетический анализ слова

1 ч.

Повторение ранее изученного

Правописание. Правила  переноса слов

1 ч.

Развитие речи. Повторяем: текст, его признаки и типы

1 ч.

Как устроен наш  язык. Фонетический анализ слова

1 ч.

Повторение ранее изученного

Правописание. Правила обозначения гласных после шипящих

1 ч.

Как устроен наш  язык. Состав слова

1 ч.

Повторение ранее изученного

Активизировать знания учащихся о составе слова, знакомить с алгоритмом полного разбора слова по составу, повторение и тренировка в обозначении буквами безударных гласных в корне слова.

Повторить изученные типы текстов ( рассуждение и повествование). Развивать умение формулировать основную мысль текста, выбирать подходящий заголовок, составлять план.

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Правописание. Правописание  безударных гласных в корне слов

1 ч.

Развитие речи. Признаки  и типы текста

1 ч.

Как устроен наш  язык. Разбор слова по составу

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Входной контрольный диктант

1 ч.

Проверка и оценка знаний по теме

Работа над ошибками

Правописание. Повторяем изученные орфограммы

1 ч.

Правописание. Правописание  согласных в   корне

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Словообразование

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Отрабатывать умение определять способ образования слов, тренировка в составлении слов из заданных морфем, усвоение алгоритма разбора по составу.

Повторение изученных во 2 классе правил написания суффиксов, приставок

Повторить знание о связи заголовка с текстом. Развивать речь детей. Формировать умения подбирать тексты по данным признакам.

Правописание. Правописание  непроизносимых согласных в корне слова

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Развитие речи. Текст и его заглавие

1 ч.

Как устроен наш  язык. Разбор слова по составу и словообразование

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Правописание. Вспоминаем правописание суффиксов

1 ч.

Правописание. Повторяем правописание приставок

1 ч.

Развитие речи. Заглавие и начало текста

Содействовать повторению понятия «предложение», тренировка  в определении цели высказывания и интонации.

Учить видеть в каждом абзаце микротему. Наблюдать за последовательностью абзацев. Упражнять в восстановлении последовательности абзацев.

Как устроен наш  язык. Предложение и его смысл. Слова в предложении

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Виды предложения по цели высказывания
и интонации

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Как устроен наш  язык. Последовательность предложений в тексте

1 ч.

Развитие речи. Деление текста на абзацы

1 ч.

Как устроен наш  язык. Главные члены предложения

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Ввести понятие «подлежащее», «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных членов предложения.

Познакомить с правилом написания приставок без/бес, из/ис, раз/рас.

Учить сравнивать словосочетания и предложения.

Познакомить детей с различными способами выражения подлежащего. Формировать умения находить подлежащее в предложении.

Познакомить с письмом, как видом письменного общения. Учить правильному обращению в письмах. Развивать умение составлять план письма.

Учить редактировать неправильные тексты, составлять план текста по заданному

Словарный диктант Правописание.

Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

1 ч.

Проверка и оценка знаний по теме

Как устроен наш  язык. Главные члены предложения

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Правописание. Учимся писать приставки

1 ч.

Правописание. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-

1 ч.

Как устроен наш  язык. Подлежащее

1 ч.

Как устроен наш  язык. Сказуемое

1 ч.

Правописание. Правило  правописания согласных в   корне

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Сказуемое

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

Как устроен наш  язык. Второстепенные члены предложения

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение»

1 ч.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Работа над ошибками

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Как устроен наш  язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Содействовать знакомству с обстоятельством, как второстепенным членом предложения, орфографический тренинг написания слов с приставками

Повторить признаки текста (смысловая целостность). Учить создавать текст по заданному финалу (окончанию), исправлять тексты с неоправданным повтором слов.

Правописание. Учимся писать приставку с-

1 ч.

Как устроен наш  язык. Обстоятельство

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

Как устроен наш  язык. Определение

1 ч.

Знакомство с определением, как второстепенным членом предложения, отработка умений находить в предложении определения.

Повторение и закрепление.

Урок закрепления знаний, умений.

Повторение и закрепление.

II  четверть   34 часа

Правописание.

Учимся писать слова с двумя     корнями.    

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Создать условия для орфографического тренинга написания слов с соединительными гласными, отрабатывать изученные орфограммы.

Повторить признаки текста (смысловая целостность). Учить создавать текст по заданному финалу (окончанию), исправлять тексты с неоправданным повтором слов.

Как устроен наш  язык. Определение.

1 ч.

Правописание. Запоминаем соединительные гласные О, Е.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  письма.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Дополнение.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знакомство с дополнением. Как второстепенным членом предложения, отработка умения находить в предложениях дополнение, определять, каким членом предложения являются неизменяемые слова.

Развивать умение объяснять значение фразеологизма. Совершенствовать умение корректировать текст.

Правописание. Учимся   писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

1 ч.

Как устроен наш  язык.  Дополнение.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений

 Развитие речи.  Учимся писать  письма.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.

1 ч.

Комбинированный урок

Познакомить с однородными членами предложения, обучение составлению предложений с однородными членами.

Правописание.

Учимся обозначать  звук Ы    после звука   Ц

1 ч.

Комбинированный урок

Контрольная     работа по   теме:  «Простое предложение»

1 ч.

Проверка и оценка знаний по теме

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Работа над ошибками.

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знакомство с союзами при однородных членах предложения, тренировка в нахождении однородных членов, постановке знаков препинания при однородных членах.

Закреплять умения детей в подборе заголовка текста, составлении плана, сопоставлении текстов описания и повествования.

Познакомит детей с правилами оформления почтового адреса и поздравительной открытки.

 Правописание.

Знаки препинания при однородных  членах предложения.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   письма

1 ч.

 Как устроен наш  язык. Однородные  члены  предложения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Правописание.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами    

1 ч.

 Как устроен наш  язык. Однородные  члены предложения.

1 ч.

Комбинированный урок

Правописание.

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Развитие речи. Учимся писать письма

1 ч.

   Как устроен наш  язык.  Повторяем фонетику и состав слова.

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Повторение алгоритма фонетического анализа, отработка алгоритма разбора по составу, поиск в тексте однокоренных слов.

 Правописание. Словарный    диктант. Повторение.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Части    речи.

1 ч.

Наблюдение за грамматическими признаками слов, знакомство с понятием «части речи», различение самостоятельных и служебных частей речи.

Как устроен наш  язык. Части    речи.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык. Самостоятельные    и служебные части    речи.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Как устроен наш  язык. Самостоятельные  и служебные  части    речи. Повторение.

1 ч.

Как устроен наш  язык.  Имя  существительное

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Знакомство с именем существительным как частью речи, наблюдение за значением имён существительных. Отработка алгоритма определения рода имён существительных, закрепление знаний о роде несклоняемых имён существительных.

Познакомить детей с новым видом учебной деятельности - написанием изложения. Обобщить сведения, необходимые для написания изложения.

Как устроен наш  язык. Имя   существительное  Повторение.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  изложение.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Род имён существительных.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык. Род имён существительных.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Итоговый диктант  по теме «Правописание изученных орфограмм»

1 ч.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Правописание. Работа над ошибками.

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Развитие речи. Учимся писать    изложение.

1 ч.

Обучать детей письменному пересказу. Отрабатывать умения определять типы текста.

III  четверть  51 час

Как устроен наш  язык. Имя существительное Число      имен  существительных

1 ч.

Комбинированный урок

Знакомство с изменением имён существительных по числам, введение понятия о числе имён существительных, отработка написания слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Правописание. Правописание     мягкого     знака после шипящих у    имен  существительных.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 Правописание. Правописание     мягкого     знака после шипящих  у  имен  существительных.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Число      имен  существительных

1 ч.

Комбинированный урок

Содействовать знакомству с именами существительными, тренировка в определении числа имён существительных. Отработка сложных случаев образования формы множественного числа.

Развивать умение анализировать и корректировать текст, составлять план текста и записывать часть текста по плану.

Как устроен наш  язык. Изменение  имен  существительных  по   числам

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Как устроен наш  язык. Изменение  имен  существительных  по   числам.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  изложение.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык. Изменение  имен существительных  по падежам.

1 ч.

Комбинированный урок

Создать условия для знакомства с понятием «изменение по падежам», наблюдение за употреблением в предложении текста одного и того же слова в форме разных падежей. Тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.

Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Как устроен наш  язык. Падеж имен существительных

1 ч.

Правописание. Слова   с  удвоенными  согласными  в корне   слова.

1 ч.

Отрабатывать написание слов с удвоенными согласными в корне слова

Развитие речи. Учимся писать   письма

1 ч.

Комбинированный урок

Обучение написанию писем и письменному пересказу текста.

Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных

1 ч.

Комбинированный урок

Закрепление знаний о системе падежей русского языка, отработка алгоритма определения падежа.

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существитель

ных»

1 ч.

Проверка и оценка знаний по теме

Работа над ошибками.  Правописание.

Учимся писать  суффикс –ок- в  именах существительных

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Как устроен наш  язык. Падеж  имен существительных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Закрепление знаний о системе падежей русского языка, отработка алгоритма определения падежа.

Правописание. Учимся писать   суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-.

1 ч.

Отработка написания суффиксов; повторение правописания суффиксов имён существительных

Правописание. Учимся писать   суффиксы -ец- и –иц- и сочетания –ичк- и ечк-

1 ч.

Развитие речи. Работа с текстом.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Закрепление навыков работы с текстом – определение типа текста, выделение ярких деталей при описании и составлении собственного текста по образцу; редактирование текста с нарушением норм письменной речи.

 Как устроен наш  язык. Склонение  имен  существительных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знакомство с понятием «склонение имён существительных», отработка умения определять склонение существительного. Тренировка в определении склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей.

Познакомить с понятием «несклоняемые имена сущ.».Отрабатывать написание форм родительного падежа множественного числа некоторых имен сущ..

Совершенствовать умения работать с текстом

Правописание. Учимся писать сочетания -инк-, -енк-.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Склонение  имен  существительных

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Правописание. Правописание  безударных  окончаний  имен существительных  1 склонения.

1 ч.

Развитие речи. Работа с текстом.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Склонение имен существительных

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»

1 ч.

Проверка и оценка знаний по пройденному материалу

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

  Правописание. Правописание  Безударных  окончаний  имен существительных 1 склонения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Закрепление способов проверки безударных гласных в окончании существительных 1 и 2 склонений. Тренировка в написании безударных окончаний. Различение существительных 1-го и 2-го склонений при выборе окончания.

Обучать детей письменному пересказу текста с изменением лица повествователя. Развивать умения подбирать заголовки, составлять план, редактировать текст.

Как устроен наш  язык. Имена  существительные  одушевленные и  неодушевленные.

1 ч.

Правописание.  Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных  2 склонения.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Развитие речи. Учимся писать   изложение.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Имена  существительные  одушевленные и неодушевленные.

1 ч.

  Правописание. Правописание  безударных окончаний   имен существительных  2 склонения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Как устроен наш  язык. Имена существительные собственные   и  нарицательные.

1 ч.

Способствовать знакомству с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками. О/Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Отработка правописания слов с данной орфограммой.

 Правописание. Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после  шипящих  и   Ц.

1 ч.

Правописание. Словарный диктант. Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после шипящих  и   Ц.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Развитие речи. Учимся писать изложение

1 ч.

Обучать детей сжатому пересказу и умению делать вывод из прочитанного текста. Формировать умения использовать алгоритм написания изложения.

Как устроен наш  язык. Способы  образования имен  существительных.

1 ч.

 Правописание. Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знакомство с системой падежных окончаний существительных 3-го склонения. Тренировка в написании безударных окончаний.

Как устроен наш  язык. Способы образования имен существительных.

 Правописание. Правописание   безударных  окончаний   имен существительных 3 склонения.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать   изложение.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Обучение сжатому пересказу и умению делать вывод из прочитанного текста. Работа по редактированию текста. Уметь правильно применять правописание.

 Как устроен наш  язык. Повторяем  фонетику  и состав  слова.

1 ч.

Комплексное повторение материала по фонетике и составу слова.

Правописание. Повторяем правописание безударных  окончаний   имен существительных 1, 2,  3  склонения.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Отработка правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

Как устроен наш  язык. Имя прилагательное.

1 ч.

Правописание. Правописание  окончаний   имен  существительных  множественного  числа.

1 ч.

Итоговый контрольный  диктант на тему: «Орфограммы, изученные в третьей четверти» 

1 ч.

Проверка и оценка знаний по пройденному материалу

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Работа над ошибками.

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Совершенствовать умения по восстановлению порядка предложений в тексте. Подбору заголовка, составлению плана.

Развитие речи. Работа  с деформированным текстом

1 ч.

Как устроен наш  язык. Имя прилагательное.

1 ч.

Способствовать знакомству с именем прилагательным, его значением, зависимостью от существительного. Отработка написания падежных окончаний имён существительных множественного числа, имён существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящими на конце.

Правописание. Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Имя прилагательное.

1 ч.

IV  четверть 40 часов

 Правописание. Правописание имен существительных на -ий, -ия,  -ие. Повторение  правил  правописания  безударных  окончаний   имен  существительных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Отработка написания падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.

Как устроен наш  язык Качественные имена  прилагательные.

1 ч.

Комбинированный урок

Наблюдение за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого, комплексное повторение изученных признаков имени прилагательного. Развивать умение анализировать текст, самостоятельно писать текст по данному плану.

Знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Как устроен наш  язык Качественные  имена  прилагательные.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

1 ч.

Правописание. Правописание  окончаний  имен  прилагательных

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать изложение

1 ч.

Комбинированный урок

Совершенствовать умение анализировать текст, составлять план. Обучать составлению самостоятельного письменного текста как вывода из содержания прочитанного.

Правописание. Правописание  окончаний  имен  прилагательных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Обеспечить знакомство со способами проверки безударных окончаний имён существительных, закрепление алгоритма проверки написания окончаний имён прилагательных.

Познакомить детей с новым видом письменной работы. Закреплять умения подбирать заголовок и редактировать текст с нарушением последовательности предложений.

Как устроен наш  язык  Краткая форма  качественных  прилагательных.

1 ч.

Правописание. Правописание  окончаний  имен прилагательных.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  сочинение.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык. Относительные  имена  прилагательные.

1 ч.

Комбинированный урок

Содействовать знакомству с относительными именами прилагательными, наблюдение за признаками относительных прилагательных. Отработка правописания относительных прилагательных.

 Правописание. Словарный диктант. Правописание  относительных  имен  прилагательных

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Как устроен наш  язык.  Образование  относительных  имен  прилагательных

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

 Правописание. Правописание  относительных  имен  прилагательных.

1 ч.

Развитие речи. Учимся писать  сочинение.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

 Правописание. Правописание  относительных  имен  прилагательных.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык.  Притяжательные  имена  прилагательные.

1 ч.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Наблюдение за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных.

 Правописание. Правописание  притяжательных  имен  прилагательных.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Повторение. Имя прилагательное.

1 ч.

Урок закрепления знаний, умений.

Контрольная работа на тему: «Имя

прилагательное и его грамматические признаки»

1 ч.

Проверка и оценка знаний по теме

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Работа над ошибками.

1 ч.

Уметь правильно применять правописание.

Как устроен наш  язык. Повторяем фонетику и состав слова.

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Комплексное повторение (фонетический анализ, разбор слов по составу, словообразовательный анализ), закрепление сведений об относительных прилагательных.

 Правописание. Правописание   краткой  формы  имён  прилагательных.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Местоимение.

1 ч.

Комбинированный урок

Содействовать знакомству с новой частью речи – местоимением. Наблюдение за признаками местоимения и его функциями в тексте.

Знакомство с личными местоимениями.

Развитие речи. Работаем  с текстом.

1 ч.

Как устроен наш  язык. Личные  местоимения.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык. Личные  местоимения.

1 ч.

Правописание. Правописание  местоимений  с предлогами.

1 ч.

Комбинированный урок

Как устроен наш  язык. Как  изменяются  местоимения.

1 ч.

Правописание. Правописание  местоимений.

1 ч.

Наблюдение за правописанием местоимений с предлогами, за изменением местоимений и их использованием в предложениях.

Развитие речи. Учимся писать изложение.

Как устроен наш  язык. Как  изменяются  местоимения.

1 ч.

Комбинированный урок

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.

1 ч.

Комплексная итоговая работа

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Комплексное повторение. Закрепление изученного в 3 классе.

Правописание. Повторение  пройденного.

1 ч.

  Итоговый контрольный  диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»

1 ч.

Проверка и оценка знаний по пройденному материалу

Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика.

Правописание. Работа над ошибками.

1 ч.

Закрепление знаний и способов деятельности

Уметь правильно применять правописание.

Как устроен наш  язык. Повторение. Имя существительное.

1 ч.

Тренировочные и творческие упражнения на повторение изученного.

Правописание. Повторение. Правописание имён существительных.

1 ч.

Развитие речи. Работаем  с текстом.

1 ч.

Учебно-методическое обеспечения

1. Методические и учебные пособия.

 - Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования по русскому языку (2009г)

- Примерная программа начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений

- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Учусь писать без ошибок: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. /М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф. 2012.

- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку: 3 класс для учащихся общеобразовательных учреждений, / В.Ю Романова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Дидактический материал

- Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2011.

- Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: В.Ю Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 1 – 3 класс: Пособие для начальной школы. /Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. – К.: ГИППВ, 1999.

- Сборник изложений по русскому языку 2 – 4 классы. /Н.Н. Максимук. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995.

- Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/Н.Н. Максимчук, И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2012

- Дидактический материал к урокам чистописания 3 класс. /Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1992.

3. Образовательные диски

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с интерактивным приложением/ С.А. Маркова – М.: Планета, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Школа XXI века

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В. Иванова, А.О.Евдокимовой....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012..)....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века

В программе предоставлены: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, литература...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс, Школа 21 века.

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. УМК "Школа 21 века"....

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа составлена к учебнику 1 класса "Русский язык" - Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.  ,  "Пропись" -  М.М.Безруких, М.И.Кузнецова...