Урок русского языка во втором классе по теме"Прилагательные, близкие и противоположные по значению"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

ЧИКАЛО Маргарита Викторовна

Цели:   Формирование представления о прилагательных-синонимах и антонимах и их роли в речи.

Задачи:

 Обучающие:

научить подбирать   к существительным имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу;

устанавливать связь  между существительным и прилагательным;

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие

воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, рабочая тетрадь,  карточки,   слайд -презентация.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Познавательные :

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные :

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

­­- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

­- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

­­- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия

­­Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prlag._blizkie_i_protivopolozhnye_po_smyslu.doc84.5 КБ
Файл prilozhenie.docx10.24 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока № 3

Тема: Прилагательные, близкие и противоположные  по значению.

Цели:   Формирование представления о прилагательных-синонимах и антонимах и их роли в речи.

Задачи:

 Обучающие:

научить подбирать   к существительным имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу;

устанавливать связь  между существительным и прилагательным;

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие:  

воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, рабочая тетрадь,  карточки,   слайд -презентация.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные : 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные : 

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: 

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия

Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Технологическая карта

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

инструментарий

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Личностные:

- учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

Метапредметные:

 Познавательные: 

умение принимать учебную задачу;

- осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативны: 

- использовать речь для регуляции своего действия.

- выражение собственного мнения, аргументирование его с учетом ситуации общения;

Предметные:

- проявлять интерес к изучению темы;

-Прочитайте запись на доске

ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ,  А ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ

- Чем является эта запись?

-Объясните смысл пословицы

-Назовите  имена прилагательные?

-Докажите  что это имена прилагательные.

-Что вы можете о них сказать  ещё?( признак предмета,  средний род…  )

принимают и сохраняют учебную задачу

Анализируют и объясняют  пословицу;

Решают задачу известным способом,

анализ информации

Формирование умения слушать ,выражать свои мысли

 Слайд №1  с пословицей.

Этап 2: Актуализация знаний  и пробные учебные действия.

Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к учебному заданию;

Метапредметные:

 Познавательные: 

-сравнение, классификация по разным критериям

Регулятивные: 

-умение принимать учебную задачу урока,

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

Предметные:

Умение классифицировать синонимы и антонимы.

 -Как называются  слова противоположные по смыслу (антонимы)

-Какими ещё по смыслу могут быть слова? (близкими по смыслу)

-Как называются они? ( синонимы)

Запишите в тетрадь прилагательные из пословицы  (доброе - злое).

-составьте словосочетания с этими словами.

-запишите их.

На  партах  карточки  с пословицами                                                                    

  МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО лучше  большого      безделья.

Хорошая книга лучший друг.

Выберите пословицы, где есть прилагательные  противоположные по смыслу.

-Прочитайте слова на  слайде

БОЛЬШОЕ   СПЕЛОЕ   КРУПНОЕ

-Можно ли объединить их в группы?

-Что для этого  нужно сделать? (род, число)

Какое слово лишнее, что нужно сделать, чтобы его найти? По какому признаку оно лишнее

Что вы скажете о первом и третьем ?

Подберите синонимы к прилагательным умный, молочный

(работа в парах)

Принимают учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Анализируют, сравнивают прилагательные.

Формулирование и аргументация своего мнения

Приложение №1

Карточки с пословицами

Слайд №2

3.Выявление места и причины затруднения.

Личностные:

- интерес к решению проблемы

Метапредметные:

 • Познавательные : 

Формулирование проблемы,

речевое высказывание в устной форме; осуществление анализа способов проверки сомнительных написаний

Регулятивные : 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

Предметные:

Фиксирование во внешней речи причины затруднения

Ко всем ли прилагательным вы подобрали синонимы.

Какие трудности вы испытали?

Осознает, то что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие .

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные:

- проявление учебно – познавательного интереса к учебному заданию;

- применение на практике своих знаний.

- формулирование темы и цели урока;

Метапредметные:

 Познавательные: 

-формирование умения принимать учебную задачу урока;

-  построение логической цепочки рассуждения;

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации.

Предметные:

Умение различать  прилагательные синонимы и антонимы

Какова цель урока? ( формирование  знаний о синонимах и антонимах)

Назовите тему урока?
Вывод: не ко всем прилагательным можно подобрать синонимы.

Работа со словарем.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Формулирование и аргументация своего мнения.

Словарь школьника.

5.Реализация построенного проекта.

-Метапредметные:

Познавательные: 

 -построение логической цепочки рассуждения;

нахождение способов и путей решения проблемы;

Регулятивные: 

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- внесение  необходимых корректив в действие после его завершения Коммуникативные: 

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- согласование  позиции с партнерами и находить общее решение.

Предметные:

Находить нужные прилагательные в словаре,

-умение подбирать к прилагательным синонимы и антонимы.

Работа со словарем школьника.

Подберите к словам антонимы и синоним, работая в группе.

Черный-

Сладкий-

Весенний-

Красный-

Громкий-

Грубый-

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют

осуществляют анализ способов проверки.

Анализируют, сравнивают полученные результаты

Работают в группе .

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций и выбор нужного  способа подбора прилагательного.

Словарь школьный.

Слайд №3

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: 

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

 Коммуникативные: 

- формулирование и аргументирование своего мнение в коммуникации;

Предметные:

Умение подбирать синонимы и антонимы.

А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача вставить нужную букву и подобрать  синоним  к прилагательному

Упр155 с90  комментируем  свой выбор
Проверьте по образцу.

Контроль, коррекция, саморегуляция.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Сотрудничают в паре,

-планируют учебное сотрудничество.

- формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

Учебник.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

 Познавательные: 

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные:.

Предметные: Умение подбирать синонимы и антонимы.

 -Поработаем самостоятельно. Упр№156 с. 91

-Прочитайте задание.

Выполните его по образцу.
Записываем упр. в тетради.

Проверим упр.

Самоконтроль по результату и способу действия.

Индивидуальная самостоятельная работа с использованием общих приёмов решения задач.

Рефлексия способов и условий действий.

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Учебник стр23

Упр№35

8.Включение в систему знаний и повторения.

Метапредметные:

Познавательные: 

 Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-  самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные: 

 Осуществление итоговый контроля по результату.

Предметные: Умение подбирать синонимы и антонимы.

-Игра «Синоним –антоним»

Подбери слово –

Близкий ,   добрый ,   огромный,   медленный,  

мудрый,  смелый,  храбрый,  больной.

Запишите одно  предложение, составленное с этими славами. в тетрадь.

Подчеркни прилагательное.

Повторите тему урока и цель

Удалось ли достичь цели?

Какие знания вам понадобились?

Какие новые знания вы приобрели?

Принятие и сохранение учебной задачи.

Подведение под понятие.

Построение речевых высказываний.

Тетрадь

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

 Познавательные : 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме. 

Коммуникативные : 

- умеют излагать свое мнение и позицию

Слайд :

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому,что..

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Домашняя задание: ст91 упр157

Рефлексия способов и условий действий.

Адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.

Формулирование и аргументация своего мнения.

Слайд №3

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому. Что..

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Домашняя задание: стр23 упр. 37,правило стр.22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Ковалёва, Г. С., Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009
  2. Панченко, Ю.В., Фалалеева И.В., Урок в свете требований ФГОС НОО, часть 1/ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2014.
  3. Ситникова, Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю, Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
  4. Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. ч. 1, Канакина В.П., В.Г. Горецкий. – 2 издание. – М.: Просвещение, 2012 .
  5. http://omczo.org/publ-Лаборатория начального образования- методические рекомендации по организации урока в рамках системно – деятельностного подхода/
  6.  Волк - http://cxxzzz.narod.ru/z4.htm
  7. Белка - http://www.beloch-ka.ru/gallery/4246.htm 



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Пословицы

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО лучше  большого      безделья.

Хорошая книга лучший друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"

Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....

Урок русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами а, и, у после шипящих".

Разработка урока русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами у, и, а после шипящих"....

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему"Написание слов с буквами и, у, а после шипящих".

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему " Написание слов с буквами и, у, а после шипящих". Урок-обобщение по теме....

Урок русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".

Конспект урока русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных".

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему "Обобщение знаний об именах существительных"....

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"

Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...

Урок русского языка во втором классе по теме "Что такое имя прилагательное?"

Тип урока: открытие нового знанияЦели: распознавание  имен прилагательных среди других частей речи Задачи: Обучающие: Научиться распознавать  имя прилагательное среди других частей...