Урок русского языка (исследование) по теме: Сравнения при описании внешности. Постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?". УМК «Школа 21 века».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Котенёва Надежда Николаевна

На уроке -  исследования  показаны различные  упражнения  в сравнении при описании внешности, умение  подбирать к словам – названиям  предметов  названия их признаков. Хорошая работа велась по умению повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка (исследование) в 1  ом  классе  по программе   УМК «Школа 21 века», проведённый учителем Котенёвой Надеждой Николаевной.

МБОУ «Средняя школа № 26»    г. Балаково  Саратовской области  

Тема. Сравнения при описании внешности. Постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?»…

Цель.

 1.Упражнять в сравнении при описании внешности. Учиться подбирать к словам – названиям  предметов названия их признаков.

2.Повышать культуру речи и грамотность, развивать орфографическую зоркость.

3.Воспитывать в школьниках системное приобщение к доступным им по возрасту словарям, как успешному формированию соответствующего общеучебного умения, важного для развития личности    

 Оборудование: ИКТ, звуковая схема слова «Зима».

1.Организация класса.

              Громко прозвенел звонок.

              Начинается урок.

              Мы пришли сюда учиться,

              Не лениться, а трудиться.

              Работаем старательно,

              Слушаем внимательно.

 – Сядут те ребята, кто соберёт  слово, которое рассыпалось. (Зима) Вручается жетон. (слайд  2, 3)

 – Объясни значение этого слова.

Зима – холодное время года, одно из 4х времён года, катание на санках и лыжах, каникулы.

Попробуем решить  задачу с помощью толкового словаря С. И. Ожегова. (Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне).

 –Что вы видите?

 – Найдите среди схем  звуковую схему к слову зима.

2. Вступительное слово. ( слайд 4)

                   – Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Наш учебник русского языка так и называется «К тайнам нашего языка».

                  - Сегодня я предлагаю провести урок – исследование.

                  -А что значит исследовать? (Выяснить, изучить что - то.)

А вот как толковый словарь даёт значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

                    Сегодня нам с вами предстоит выяснить как при описании внешности человека, его не обидеть; Учиться подбирать к словам – названиям  предметов названия их признаков.

Работать мы будем по этапам. (Этапы написаны на доске)

1этап. Минутка чистописания. (слайд 5)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

На доске и в тетради записаны шесть одинаковых элементов букв. Ваша задача провести исследование.

  – Какие буквы вы узнали? Ученик у доски пишет:

  –  Какая буква лишняя? (гласная «У»)

  – Почему? (Остальные согласные « Р, П, Т, Г, Ф »).

  – Что интересного вы заметили? (Они все заглавные).

               – А зачем в русском языке нужны заглавные буквы?

   –  Проверим каллиграфию у себя в тетради.

   -  Что вы понимаете под словом каллиграфия? (слайд 6)

Проведём   исследование слова «каллиграфия». Заглянем в толковый словарь

 С. И.Ожегова.

        КАЛЛИГРАФИЯ -  (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

           Внимательно посмотрите на первую строчку в тетради и выпишите на поля букву, которая не получилась.

Этап второй. «Реши орфографическую задачу». (слайд 7)

                                 ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО.

 – Что вы видите?

 – Определите жанр.

  – Объясните смысл пословицы. При помощи магнитов проведите орфографическую работу над предложением. Найдите  «опасное» место в слове, где может быть допущена ошибка. Объясните данный выбор. Спишите красивым каллиграфическим почерком в тетрадь. Показ лучшей записи в тетради.

Физминутка (слайд  8)

 

           Этап третий. « Информация автора учебника». (слайд 9)

     с.39, упр.1

    с.40, упр.2

    Вывод.

 

    Этап четвёртый. «Проблемная ситуация» (слайд  10, 11)

    – Что вы видите? Два столбика слов.

    – Прочитайте слова.

    – Как можно первый столбик назвать, одним словом? (Слова предметы, признаки предмета).

     – На какой вопрос отвечают слова предметы?

 

утро                   зимнее                      

снег                    пушистый              

баба                   снежная                              

дети                   весёлые                    

   –  Названия признаков предмета это тоже слова.

 –  Для чего служат эти слова?  (Эти слова служат для описания предмета, чтобы наша речь стала более точной, яркой и красочной).

Физминутка

 – Встаньте. Отдохнём

 Мы снежинки, мы пушинки, 
Покружиться мы не прочь. 
Мы снежинки - балеринки, 
Мы танцуем день и ночь. 
Встанем вместе все в кружок  ─ 
Получается снежок. (Повороты вокруг своей оси)

нём.

Этап пятый «Работа корректора» (слайд 12).

На этом этапе вам предстоит править ошибки, если они имеются.

маша                    чюлан

лыжы                   Волга

    Жучка                 москва  

 Проверка: игра «В снежки»                                                                                            

 – Какие грамотные ребята! Молодцы!

Этап шестой. «Итог исследования» (слайд 13).

 – Как называются слова, которые отвечают на вопросы «кто» или «что»?

(Слова, которые отвечают на вопросы «кто» или «что» обозначают предметы).

- Как называются  слова, которые отвечают на вопросы  «какой», «какая», «какое», «какие»? (Слова, которые отвечают на вопросы  «какой», «какая», «какое», «какие»

обозначают признаки предметов).

Мы знаем правила!

Это есть и ещё одна открытая наша тайна!

Итог.

 – Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит,  становимся более грамотными.

Игра «Самый умный»  (слайд 14, 15)

 За полученный жетон в начале урока приглашается ученик….. для участия в конкурсе «САМЫЙ УМНЫЙ». Ученик  должен ответить на вопросы учителя очень быстро.

  1. Самая первая буква алфавита?
  2. Сколько всего букв в алфавите?
  3. На какой вопрос отвечают слова  предметы?
  4. Сколько буков в слове мама?
  5. Сколько звуков в слове мир?

Рефлексия- гиперссылка)

Итог. (слайд 16, 17)

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка (исследование) в 1 ом классе 3 ей четверти по программе УМК «Школа 21 века» Тема: Сравнения при описании внешности. Постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?»… МБОУ «Средняя школа № 26» г.Балаково Саратовской области Учитель начальных классов Котенёва Надежда Николаевна

Слайд 2

ЗИМА

Слайд 3

Опять зима ... Из красок акварельных – голубой и белый. Метель накинув кружевной платок. На танец вывела снежинок неумелых. Под песню ветра им даёт урок …

Слайд 4

К тайнам нашего языка Исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению !

Слайд 5

Первый этап. Минутка чистописания . У

Слайд 6

К тайнам нашего языка Каллиграфия – искусство красивого письма

Слайд 7

Этап второй «Реши орфографическую задачу». ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО.

Слайд 9

Этап четвёртый. Проблемная ситуация.

Слайд 10

утро снег баба дети зимнее весёлые пушистый снежная ? ? СЛОВА ПРЕДМЕТЫ СЛОВА ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА

Слайд 11

Этап третий. « Информация автора учебника». с.39, упр.1 с.40, упр.2

Слайд 12

Этап пятый « Работа корректора. и у М

Слайд 13

Этап шестой. «Итог исследования» Как называются слова, которые отвечают на вопросы «кто» или «что» ? Слова, которые отвечают на вопросы «кто» или «что» обозначают предметы. Как называются слова, которые отвечают на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие»? Слова, которые отвечают на вопросы «какой», «какая», «какое», «какие» обозначают признаки предметов . МОЛОДЦЫ!

Слайд 14

Игра игра

Слайд 15

ОТВЕТЫ кто? что? А 33 3 4

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ - Я умница! - Я старался, но не всегда получалось! - Я нуждаюсь в помощи!

Слайд 17

Благодарю за урок !

Слайд 18

Интернет ресурсы: http://tasselworld.ru/blog/delaem_novogodnjuju_otkrytku_iz_zimnej_fotografii/2011-12-01-23 чёрная снежинка http://www.detsad14.ru/library/clipart/snowflakes.html http://drozdov-info.ucoz.ru/load/kartinki/paket_novogodnikh_kartinok/4-1-0-7 http://www.mamba.ru/diary/post.phtml?user_id=281435100&post_id=808&offset=220 http://rudocs.exdat.com/docs/index-358830.html http://www.livelib.ru/book/1000206587/readers/read http://director.edu54.ru/node/103375 http://vospitatel.edu54.ru/node/56409?page=18 http://fotki.yandex.ru/users/yurinets-ida/album/175048/ http://detirisuyut.ru/illyustratsii-sova.htm L мудрая сова http://start.comcouponcode.com/shkolnye-chastushki-pro-russkii-yazyk.html кошка http://animashki.ucoz.com/photo/knigi_animashki/0_5a2f6_e4122af9_xl/77-0-2640 книжка