Урок русского языка 3 класс (автор Н.В. Нечаева) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ермолаева Нина Ивановна

Презентация к уроку русского языка 3 класс(автор Нечаева Н.В.) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"

Урок начинается со слов, которые будут девизом урока. Повторяют учебный материал, который пригодится для открытия новых знаний. После пробного действия (работа по учебнику упр.318.319) проверяются предположения детей. Через наблюдения (упр. 320) ученики открывают новое знание. Правило выводят работая в группах. На этапе рефлексии подводится учениками итог о правописании Ь после букв  шипящих согласных на конце имён существительных. В самостоятельной работе (работа по выбору) ребята проверяют как освоили  работу по данной орфограмме. 

Сценарий урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знанье не водица - в рот само не станет литься

Слайд 2

Мышь ( ж.р., ед.ч. ) , дочь ( ж.р., ед.ч. ) , печь ( ж.р., ед.ч. ) , кирпич ( м.р., ед.ч. ) , багаж ( м.р., ед.ч. ) , ландыш ( м.р., ед.ч. ) .

Слайд 3

Туч(мн.ч.), луч (ед.ч, м.р.), Сторож (ед.ч., м.р.), ключ (ед.ч., м.р.), гараж (ед.ч., м.р.), Дочь (ед.ч., ж.р.),брошь (ед.ч., ж.р.), Сокровищ (мн.ч.), чудовищ (мн.ч.)

Слайд 4

Марш, репортаж, поможешь, решишь, свеж, пахуч



Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 3 классе (по программе Л.В.Занкова, автор учебника Н.В. Нечаева)

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных».

Автор урока: Ермолаева Н.И.

Основные цели: Формирование образовательных компетенций учащихся  в предметной области «Русский язык» по теме «Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных».»

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

•         формирование  умения ориентироваться в своей системе знаний;

•        знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных      после букв шипящих согласных;

•        закрепление знаний по теме “Имя существительное”;

•        совершенствование умения распознавать существительные по родам;

•        формирование умения применять на практике полученные знания;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

•        формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

•        развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

•        развитие способности к самооценке;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

•        формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;

•        развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;

•        развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Предлагаю девиз нашего урока  (Слайд) Знанье не водица -  в рот само не станет литься.

Как вы понимаете эту пословицу?

Какие шаги мы делаем, чтобы открыть новое?

-Определяю, что я не знаю, останавливаюсь  подумаю и сам найду способ

На каком этапе, вы понимаете, что вы не знаете?

-на этапе пробного действия, встречаем новое, пробуем, может не получиться

Какую часть речи мы изучаем  сейчас на уроках русского языка?

-имена существительное

-И сегодня мы узнаем новое об именах существительных. Я желаю вам успеха

С чего начнём?

- с повторения того, что нам пригодится для открытия нового знания

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Начнём с работы по упражнению 84 в раб.тетради на стр.39

Упр.318

Какое слово «лишнее» в первом ряду? –подъезд     на доске

Во втором ряду?-вьюга

-Зачем Ь в словах ВЬЮГА, ВЬЮН

Он  указывает, что  буква  Ю  после букв согласных обозначает два звука согл. Й и гласный у

Обобщим, какую же работу  может выполнять Ь? –указывает на мягкость согл на конце слова и перед другими согласными;

Помогает буквам е ё ю я обозначать звук й на письме

Мы с вами вспомнили какую работу выполняет Ь. Попробуем использовать эти знания.

 3. Выявление места и причины затруднения.

Рассматриваем 3 и 4 ряд   лишнее слово в 3 ряду ? –дочь (после  ч ь)

В 4 ряду? (морж)

Докажите, что Ь  в слове ДОЧЬ  указывает на мягкость согласного

-звук Ч мягкий

А нужно ли специально обозначать на письме мягкость звука Ч? Может ли звук Ч быть твёрдым? Нет, звук Ч непарный мягкий

Следовательно буква Ь в слове ДОЧЬ не указывает на мягкость согласного

Может  четвёртый ряд слов нам поможет разобраться

Какую работу выполняет   Ь в словах МОЛОДЁЖЬ, РОЖЬ

Каким является звук Ж, Ш (хотя Ж не произносится на конце слова)

-непарный, твёрдый

Тогда, какую же роль выполняет Ь в словах 3 и 4 строчек, если не указывает на мягкость согласной?

4.Построение плана выхода из затруднения и его реализация

Подумайте и скажите, что общего  в звуковом составе этих слов? (их основа оканчивается на шипящий)

Какие грамматические признаки у этих слов общие?

( сущ.,ед.ч.)

А какими грамматическими признаками эти слова различаются? (1-м.р., другие ж.р.)

Итак, у каких сущ. пишется Ь, а в каких он не употребляются

Попробуем сделать вывод,  какую работу выполняет Ь у сущ.

-…С основой на шипящий?- указывает на ж.р. ед. ч.

На какие грамматические признаки указывает отсутствие Ь у сущ на шипящий? (м.р., ед.ч.)

Итак обобщим, какие три работы выполняет Ь.

Мы с вами убедились, как важно правильно определять род у имён сущ.

Давайте отдохнём и заодно проверим это своё умение.

Физкультминутка

Встали. Если я называю сущ. Ж.р. нужно подпрыгнуть вверх и хлопнуть над головой руками, если я назову сущ. м. р.- прыжок вверх без хлопка над головой.

Пляж  печь тираж малыш мышь ночь багаж глушь ковш молодёжь  ёрш

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упр 319

Прочитаем диалог. Что вы можете сказать? В чём ошиблась Оля?

Работа в парах по заданию : Б)

Прочитайте задание, как мы будем его выполнять?

-выписать им. сущ., заканчивающиеся на шипящий согл. В скобочках записывай род и число. Проговариваем.

     Двое за доской работают самостоятельно.

Проверим и сверим с образцом. Слайд

Задание    в)

Так какая тема нашего исследования?

Чему вы сегодня учитесь?

Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных.

Продолжим наблюдения

Упр.320

Прочитайте задание.  На какой вопрос мы попытаемся ответить? В каких случаях пишется Ь?

 Комментированное письмо

Туч(мн.ч.), луч (ед.ч, м.р.),

Сторож (ед.ч., м.р), ключ (ед.ч., м.р.), гараж (ед.ч., м.р.),

Дочь (ед.ч., ж.р.),брошь (ед.ч., ж.р.),

Сокровищ (мн.ч.), чудовищ (мн.ч.)

 Слайд Проверьте работу по образцу

Работа в группах.

Составим правило, опираясь на знания которые вы сегодня приобрели

Три варианта помощи предлагает вам в учебнике упр. 323.

1вариант-даны опорные слова на основе которых нужно составить  формулировку;

2вариант  в виде памятки. Отражает орфографические действия показывают последовательность выполнения  действий для решения вопроса о написании Ь в сущ. С основой на шипящий.

Третий вариант тоже самое но на основе схемы.

Сформулируйте правило и решите, кто  из учеников вашей группы его будет представлять

1 ряд работает в группах по 1варианту ……

Заслушиваем варианты. К какому стилю отнесём получившийся текст?

6.Включение нового знания в систему знаний.

Почему для определения написания Ь в словах нужно сначала определить, оканчивается ли слово на шипящий? Может следует сразу  определить число и род?

-Нет, т.к.  если слово не на шипящий, например: день, не нужно определять число и род.

Я утверждаю, что написание Ь зависит от того, на твёрдый или мягкий  шипящий оканчиваются сущ. Согласны вы со мной? Обоснуйте.

 -Нет т.к.  у Ь  в сущ. с основой на шипящий другая работа: не указывать на твёрдость или мягкость согл., а быть показателем формы слова

Слайд

Почему нужно определить какой частью речи является слово на шипящий? Может следует сразу определить род и число слова на шипящий?

(Марш. Репортаж, поможешь, решишь, свеж, пахуч)

На шипящий могут оканчиваться не только существительные, но и другие части речи. О правилах написания Ь в этих словах мы ещё не знаем  

-Согласны ли вы с утверждением, что для правильного написания  Ь в сущ. на шипящий достаточно определить род?

Нет, нужно определить род и число сущ

Почему для правильного написания Ь нужно обязательно определить не только род, но и число?

В форме мн. ч. Ь не пишется

Самостоятельная работа

Проверьте себя в применении знаний.

Кто хочет поработать по карточке. Не забудьте доказывать своё суждение записью в скобочках.

Кто хочет поработайте по учебнику упр.324. стр. 28

дрож.  

репортаж.

матч.  

дич.  

уж.

чуш.

реч.  

крыш.

афиш.

гореч.

Давайте подведём итог.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чему мы  учились сегодня на уроке русского языка?

-правописанию Ь после букв согласных на конце имён сущ.

Зачем нам это нужно?

Знать, чтобы уметь правильно грамотно писать

Так  какие шаги алгоритма вы вывели?