Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Тема: Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.

Цель: 1. Закрепить сформированные  понятия «родственные слова»,  «корень  

                 слова», продолжить осмысление этих понятий на основе разграничения

                 родственных слов и слов тех же семантических групп, работать над    

                 способом  действия по нахождению в слове корня; на основе   

                 сопоставления звучания и написания корней в родственных словах   

                 «открыть» «секрет» письма.

             2. Продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной  

                 природы, научить бережному отношению к лесу; развитие внимания,  

                 зрительной и слуховой памяти.

             3. Воспитывать взаимовыручку, аккуратность при работе на доске и в   

                 тетради; интерес к русскому языку.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: картина о лесе, карточки со словами, сюжетные рисунки подберёзовика, животных и лесника, презентация.

План урока:

 

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

    Слайд 1.

  -   Много на нашей земле разных чудес; и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь. Листья зашелестели, птицы поют, кто – то в траве шуршит.  Сколько же в лесу всяких тайн!   Слайд 2.                         

  1. Постановка темы и целей урока:

 -   Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши лесной таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем тайны леса!

 - А тайны леса сегодня нам помогут закрепить умение находить однокоренные слова  и  умение выделять  корни слов.   Слайд 3.           

- А какие цели урока мы поставим?

- Повторить …

- Закрепить умение …

- Учиться отличать и подбирать …

  ( Дети сами сформулируют цели урока )            

  1. Анализ тетрадей
  2. Чистописание.
  3. Изучение темы:

     1)Отгадывание загадок:     Слайд 4.

           Зелена, а не луг,

  Бела, а не снег,

  Кудрява, а не волос.

  Что это? (Берёза.)

      2) Ответы на вопросы и письмо слов:    Слайд 5-6.       

- Напишите слово «берёза».

- Рядышком стоит тоненькая и маленькая берёза. Мы как её   

  называем? (Берёзка.)

- Напишите слово «берёзка».

- Каким ласковым словом можно назвать берёзу? (Берёзонька.)

- Напишите слово «берёзонька».

- А теперь разгадайте  другую загадку:

          Я родился в день дождливый

 Под берёзой молодой,

 Круглый, гладенький, красивый,

 С ножкой толстой и прямой.

-Что это?

- Подберёзовик.

- Напишите слово «подберёзовик».

- В какой лес мы вошли?

- В берёзовый.

- Напишите слово «берёзовый».

- А как называется берёзовый лес?

- Березняк.

    3) Чтение написанных слов:

     Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк.

    4) Ответы на вопросы:

- Как называются эти слова?

- Эти слова называются родственными.   Слайд 7.

       - Какие слова называются родственными?

 - Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются   

   родственными.

- Как по-другому их можно назвать?

-Однокоренными.

- Почему их называют однокоренными?

- Потом, что у них  один и тот же корень.

- Что такое корень?

- Общая часть родственных слов называется корнем.

     4) Обозначение корня в написанных словах.

      5) Ответы на вопросы:   Слайд 8.

- Кокой секрет корня мы знаем?

      - Корни родственных слов пишутся одинаково.

      - Что можете сказать про «е» и «ё»?

      - Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж   

        заменяют  друг друга?

    7) Работа над деформированным текстом.

   В рощу приходят ребята. За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. Они собирают подберёзовики и поют песни.

    8) Озаглавливание текста.

                                                           Роща.

         За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. В рощу  

   приходят ребята. Они собирают подберёзовики и поют песни.

    9) Письмо текста учащимися.

    10) Физкультминутка для глаз.       Слайд 10.

    11) Самостоятельная работа с последующей проверкой. Составление  предложений.

         С братом мы пошли в лес на лесной опушке встретили лесника он охраняет лес от  

      вредителей.

     12) Озаглавливание текста.

     13) Нахождение и письмо однокоренных слов и выделение в них корня:

      Лес, лесной, лесника.

     14) Ответы на вопросы:

  - Что называется корнем?

  - Общая часть родственных слов называется корнем. Слайды 11-14.

       15) Подбор родственных слов к словам: волк, заяц, медведь, сова.   Слайд 15.

       17) Физкультминутка:

      Есть в лесу три полочки:                   (Хлопают в ладоши.)

      Ели – ёлки – ёлочки.                              (Руки вверх, в стороны, вниз.)

      Лежат на елях облака.                     ( Руки вверх.)

      На ёлках – птичьи голоса.                  (Руки в стороны.)

      Внизу на ёлочках – роса.                       (Дети приседают.)

  18) Нахождение однокоренных слов и выделение в них корня.

      Ели, ёлки, ёлочки.

  18) Ответы на вопрсосы:

   - Что можете сказать про е и ё?

         - Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё   

           заменяют  друг друга?                  

6.      Итог урока. Рефлексия.   Слайд 18.

Всё понял.  Всё понравилось.

Не всё понял.  Всё понравилось.

Не всё понял.  Ничего не понравилось

7.      Домашнее задание: упр. 290, стр. 12.

 

 

                             

          

 

 

                             

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.87 МБ
Файл nabl.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. Учитель начальных классов Брынева Елена Ивановна, МБОУ Новобатайская СОШ №9 .

Слайд 3

- Повторить … - Закрепить умение … - Учиться отличать и подбирать…

Слайд 4

Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не волос. Что это ? ( Берёза.)

Слайд 5

Б ерёза берёзка берёзонька

Слайд 6

Я родился в день дождливый Под берёзой молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. Подберёзовик.

Слайд 7

Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк. - Эти слова называются родственными.

Слайд 8

- Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными. -Однокоренными. - Общая часть родственных слов называется корнем. - Корни родственных слов пишутся одинаково.

Слайд 9

Будьте здоровы!

Слайд 10

В рощу приходят ребята. За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. Они собирают подберёзовики и поют песни.

Слайд 11

За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. В рощу приходят ребята. Они собирают подберёзовики и поют песни. Роща.

Слайд 12

Составление предложений. С братом мы пошли в лес на лесной опушке встретили лесника он охраняет лес от вредителей. Лес, лесной, лесника.

Слайд 13

Волк. Волчонок, волчище, волчий . Заяц. Зайчонок, зайчишка, заячий.

Слайд 14

Есть в лесу три полочки: физминутка Ели – ёлки – ёлочки. Лежат на елях облака. На ёлках – птичьи голоса. Внизу на ёлочках – роса. - Что можете сказать про е и ё?

Слайд 15

- Корень считают одним и тем же, а слова родственными , если е и ё заменяют друг друга .

Слайд 16

Оцените свою работу на занятии Всё понял. Всё понравилось Не всё понял. Всё понравилось Не всё понял. Ничего не понравилось

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Слайд 18

Ссылки на источники http://stat19.privet.ru/lr/0d0a0232432ce1eda520ce4bb2097ed3 http://img-fotki.yandex.ru/get/6110/114282386.36/0_8f335_4aeff2ef_XL http://img-fotki.yandex.ru/get/6622/121088187.344/0_839ab_d35115cf_XL http://www.grafamania.net/vector/vectro_icons/250902-vektornyy-klipart-bright-green-nature-icons.html http://www.zemoka.ru/izhs/novyye_berezki.html http://dation.3dn.ru/news/listvennye_i_khvojnye_derevja/2013-07-27-133 http://ru.depositphotos.com/7231357/stock-illustration-Ornament-with-leaves.html



Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.

Цель: 1. Закрепить сформированные  понятия «родственные слова»,  «корень  

                 слова», продолжить осмысление этих понятий на основе разграничения

                 родственных слов и слов тех же семантических групп, работать над    

                 способом  действия по нахождению в слове корня; на основе    

                 сопоставления звучания и написания корней в родственных словах  

                 «открыть» «секрет» письма.

             2. Продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной  

                 природы, научить бережному отношению к лесу; развитие внимания,  

                 зрительной и слуховой памяти.

             3. Воспитывать взаимовыручку, аккуратность при работе на доске и в    

                 тетради; интерес к русскому языку.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: картина о лесе, карточки со словами, сюжетные рисунки подберёзовика, животных и лесника, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

    Слайд 1.

  -   Много на нашей земле разных чудес; и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь. Листья зашелестели, птицы поют, кто – то в траве шуршит.  Сколько же в лесу всяких тайн!   Слайд 2.                        

  1. Постановка темы и целей урока:

 -   Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши лесной таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем тайны леса!

 - А тайны леса сегодня нам помогут закрепить умение находить однокоренные слова  и  умение выделять  корни слов.   Слайд 3.          

- А какие цели урока мы поставим?

- Повторить …

- Закрепить умение …

- Учиться отличать и подбирать …

  ( Дети сами сформулируют цели урока )            

  1. Анализ тетрадей
  2. Чистописание.
  3. Изучение темы:

     1)Отгадывание загадок:     Слайд 4.

           Зелена, а не луг,

  Бела, а не снег,

  Кудрява, а не волос.

  Что это? (Берёза.)

      2) Ответы на вопросы и письмо слов:    Слайд 5-6.       

- Напишите слово «берёза».

- Рядышком стоит тоненькая и маленькая берёза. Мы как её  

  называем? (Берёзка.)

- Напишите слово «берёзка».

- Каким ласковым словом можно назвать берёзу? (Берёзонька.)

- Напишите слово «берёзонька».

- А теперь разгадайте  другую загадку:

          Я родился в день дождливый

 Под берёзой молодой,

 Круглый, гладенький, красивый,

 С ножкой толстой и прямой.

-Что это?

- Подберёзовик.

- Напишите слово «подберёзовик».

- В какой лес мы вошли?

- В берёзовый.

- Напишите слово «берёзовый».

- А как называется берёзовый лес?

- Березняк.

    3) Чтение написанных слов:

     Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый, березняк.

    4) Ответы на вопросы:

- Как называются эти слова?

- Эти слова называются родственными.   Слайд 7.

       - Какие слова называются родственными?

 - Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются  

   родственными.

- Как по-другому их можно назвать?

-Однокоренными.

- Почему их называют однокоренными?

- Потом, что у них  один и тот же корень.

- Что такое корень?

- Общая часть родственных слов называется корнем.

     4) Обозначение корня в написанных словах.

      5) Ответы на вопросы:   Слайд 8.

- Кокой секрет корня мы знаем?

      - Корни родственных слов пишутся одинаково.

      - Что можете сказать про «е» и «ё»?

      - Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж   

        заменяют  друг друга?

    7) Работа над деформированным текстом.

   В рощу приходят ребята. За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. Они собирают подберёзовики и поют песни.

    8) Озаглавливание текста.

                                                           Роща.

         За нашим селом есть берёзовая роща. Летом берёзоньки весело шумят. В рощу  

   приходят ребята. Они собирают подберёзовики и поют песни.

    9) Письмо текста учащимися.

    10) Физкультминутка для глаз.       Слайд 10.

    11) Самостоятельная работа с последующей проверкой. Составление  предложений.

         С братом мы пошли в лес на лесной опушке встретили лесника он охраняет лес от  

      вредителей.

     12) Озаглавливание текста.

     13) Нахождение и письмо однокоренных слов и выделение в них корня:

      Лес, лесной, лесника.

     14) Ответы на вопросы:

  - Что называется корнем?

  - Общая часть родственных слов называется корнем. Слайды 11-14.

       15) Подбор родственных слов к словам: волк, заяц, медведь, сова.   Слайд 15.

       17) Физкультминутка:

      Есть в лесу три полочки:                   (Хлопают в ладоши.)

      Ели – ёлки – ёлочки.                              (Руки вверх, в стороны, вниз.)

      Лежат на елях облака.                     ( Руки вверх.)

      На ёлках – птичьи голоса.                  (Руки в стороны.)

      Внизу на ёлочках – роса.                       (Дети приседают.)

  18) Нахождение однокоренных слов и выделение в них корня.

      Ели, ёлки, ёлочки.

  18) Ответы на вопрсосы:

   - Что можете сказать про е и ё?

         - Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё   

           заменяют  друг друга?                   

  1. Итог урока. Рефлексия.   Слайд 18.

Всё понял.  Всё понравилось. 

Не всё понял.  Всё понравилось.

Не всё понял.  Ничего не понравилось

  1. Домашнее задание: упр. 290, стр. 12.

                             

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание корней в однокоренных словах

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по традиционной системе обучения. Тема урока "Написание корней в однокоренных словах" . Урок - обощения и закрепления по данной теме.  ...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Технологичная карта урока "Правописание корней в родственных словах", 2 класс, русский язык.

Технологичная карта урока "Правописание корней в родственных словах", 2 класс, русский язык....

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....