Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Урок-игра по русскому языку по теме: "Распознавание частей речи"

    Триденская Наталия Николаевна

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Распознавание частей речи" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". На уроке используется краеведческий материал, который помогает решить не только образовательную задачу (развивать у детей умение распознавать части речи), но и воспитательную (прививать любовь к родному городу).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx19.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели:

    развивать умения распознавать части речи;

    формировать умение учащихся работать в группе;

    изучать краеведческий материал;

    воспитывать любовь к своему родному городу.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    Начинаем урок русского языка на распознавание частей речи. Урок будет проходить в форме игры “Что? Где? Когда?” За игрой наблюдает умнейшая сова. За правильные ответы Сова будет вручать Орден “Умнейшей совы”.

    3. Разминка.

    Игру начинаем с разминки. Каждая команда получает карточки со словами, которые учащиеся должны разложить по группам за одну минуту.

    Слова: имя существительное, определение, подлежащее, предлог, сказуемое, части речи, глагол, дополнение, имя прилагательное, члены предложения, обстоятельство.

    (Учащиеся делят слова на две группы и обосновывают правильность выбора решения).

    4. Раунд первый.

    Со знатоками играет учитель русского языка и литературы школы №16 Аскарова Н.Г. Слушайте внимательно ее задание. (Включается видеозапись).

    “Уважаемые знатоки! Я давно живу в Клину и очень люблю этот город, уважаю его жителей. У вас на карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.

    Запишите рядом с этими “запрещенными” словами слова-антонимы, и пусть записанные вами слова как можно чаще звучат в нашем городе”.

    (Командам раздаются карточки. За 2 минуты они должны вписать слова-антонимы).

    Карточка:

    злость - …(доброта)

    вражда - …(дружба)

    жадность - …(щедрость)

    ненависть – …(любовь)

    Проверяем выполненное задание.

    Вывод: какой частью речи являются эти слова? Что такое имя существительное?

    5. Физминутка. Эстафета.

    - Давайте представим, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим путешествие по этой улице и расселим по домам части речи. (Учащимся предлагаются на карточках слова. Дети восстанавливают таблицу на доске. Каждой команде даются карточки разного цвета):

    имя существительное        имя прилагательное        глагол

    памятник        огромная        стоит

    фонтан        старинная        создал

    река        удивительный        застроили

    площадь        разнообразный        смотришь

    великолепие        широкие        сохранился

    Проверка выполненного задания.

    6. Раунд второй.

    (Звучит музыка). Внимание, черный ящик! По перечисленным признакам определите, что за предмет лежит в черном ящике: легкая, хрупкая, разрисованная, праздничная, (новогодняя).

    Откроем и проверим. (Елочная игрушка). Да, в нашем городе расположено уникальное предприятие “Елочка”. Строится здание культурно-развлекательного комплекса “Русское подворье”, в котором расположится музей елочной игрушки, мини-цех и мастер-класс, где можно будет своими руками разрисовать игрушку.

    Вывод: с помощью какой части речи вы смогли определить, что лежит в черном ящике? Что такое имя прилагательное?

    7. Раунд третий.

    Со знатоками играет ваш учитель физкультуры - Фомичева О.А. Будьте внимательны. (Включается видеозапись).

    “Уважаемые знатоки! Слушая стихотворение клинской поэтессы Ирины Никитиной о моем любимом городе, вы должны услышать и записать только глаголы:

    Меж Петербургом и Москвой

    Стоит полями окруженный

    Родной старинный город мой,

    Когда-то Клином нареченный.

    Люблю окрестности его,

    Деревни русской угловатость,

    Но более люблю всего

    Природы незамысловатость;

    Мой клинский край, родной простор,

    Пусть красота твоя неброска,

    Здесь с радостью встречает взор

    Родную русскую березку.

    (Дети называют глаголы, которые они услышали).

    Вывод: что такое глагол?

    8. Раунд четвертый.

    С вами играют авторы сказок о Клинской земле, ученики шестого класса гимназии №1 Вика Мухаметова, Дима Бойко, Саша Тимченко. Каждой команде дана карточка, в которой написано начало сказки с пропущенными словами.

    Задание: первой команде вставить пропущенные имена существительные, второй команде – имена прилагательные, третьей команде – глаголы. С этим заданием вы должны справиться за 5 минут.

    Карточка № 1.

    Вика Мухаметова “Кто любит и надеется”.

    “В одном небольшом (городе) под названием Клин жила (девочка). Это была самая обыкновенная (девочка). Училась в самой обыкновенной (школе), жила в самой обыкновенной (семье), но при этом была необыкновенно капризной и себялюбивой. Она часто обижала (людей), которые ее любили и о ней заботились. Каждый раз, когда (мама) приходила поцеловать ее перед сном, она отмахивалась, грубила и отворачивалась. Когда (подруги) звали ее погулять, она заносчиво отвечала: “Вот еще! Буду я с вами водиться”

    И вот однажды ей приснился волшебный (сон)…”

    Карточка № 2.

    Дима Бойко “Конфеты доброты”.

    “Давным-давно в городе Клину жили очень (весёлые) и (добрые) люди. Все дома в городе были необычайно красивы, деревья и цветы, где делали конфеты с начинкой доброты. Жители города очень (любили) эти волшебные конфеты.

    А за городом, на (высокой) горе у озера, в (мрачном) замке жил (злой) колдун. Через своё (волшебное) зеркало он смотрел на город, на его (добрых) жителей и очень злился…”

    Карточка № 3.

    Саша Тимченко “Чудесная открытка”.

    “Однажды знаменитый путешественник (летел) на воздушном шаре из Твери в Москву. Когда он (пролетал) над одним небольшим городом, то (удивился) тому, что с высоты он (выглядел) клином. И он (решил) остановиться в этом замечательном городе.

    Он стал (бродить) по улицам, переулкам, (зашел) в торговые ряды. Потом путешественник (увидел) здание почтового двора. А когда путешественник (зашел) на почту, то там ему (рассказали) одну удивительную историю…”

    (Проверяя задание, учитель открывает на доске плакаты с текстами сказок. Все слова, которые вставляли ребята, выделены другим цветом).

    Ребята, если вы заинтересовались сказками, которые посвящены нашему Клинскому краю и захотели узнать, чем они закончатся, вы можете с ними познакомиться, взяв книжки в нашей школьной библиотеке. (Учитель показывает ребятам книги “Сказки о Клинской земле” и “Журавлиный клин”).

    9. Подведение итогов.

    Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой родной город, относиться к нему, как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут с вами рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

    Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит. А стихотворение, которое вы сейчас услышите, поможет вам не путать части речи:

    Имя прилагательное,

    Мы с тобой дружны.

    Признаки предметов

    Называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусные конфеты,

    Машенькин портфель.

    Что без глаголов предметы?

    Лишь названья.

    А он придет – все в действие приходит:

    Летит ракета,

    Люди строят здания,

    Цветут сады и хлеб в полях растет.

    Давно живет существительное в мире этом,

    Дает названия предметам:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Наша игра закончена. Умнейшая Сова за хорошие знания вручает вам орден. Всего доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

    Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

    Технологическая карта урока по русскому языку 2класс по теме: "Части речи"

    Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС...

    Тест по русскому языку по теме "Служебные части речи"

    Тест по русскому языку для проверки знаний по теме "Служебные части речи"....

    Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

    Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

    Методическая разработка к уроку по русскому языку по теме"Служебные части речи"

    Тема: Знакомство с предлогами.Цели:- познакомить с понятием предлог, учить различать предлоги, наблюдать над тем, как они пишутся с другими словами, показать их роль в предложении, учить читать и анал...

    Проверочная работа по русскому языку языку по теме "Части речи" - 4 класс

    Цель проверочной работы по русскому языку для 4 класса по теме "Части речи" - проверка предметных результатов по русскому языку по теме "Части речи"...

    Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

    Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...