Формирование правильного чтения и безошибочного письма при изучении темы «Словосочетание» в начальной школе.
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Колбасина Ирина Викторовна

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, т.к. взаимосвязь лексического значения слоаа, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется  в строе словосочетания предложения, в связном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного чтения и безошибочного письма при изучении темы «Словосочетание» в начальной школе.

Цель начального обучения русскому языку-развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.

В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, т.к. изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, т.к. взаимосвязь лексического значения слоаа, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется  в строе словосочетания предложения, в связном тексте.

Проведение систематической работы по синтаксису способствуют повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников. Наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и среднем звеном школы в общей системе обучения русскому языку.

Работа над словосочетанием в 1-4 классах - это методический принцип, позволяющий осуществить связь между морфологией и синтаксисом и организовать изучение частей речи с учётом их сочетательных свойств.

Словосочетание- это синтаксическая единица, представляющая собой лексико-грамматическое  единство. Словосочетание не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно.

Словосочетание характеризуется наличием главного и  зависимого слова. Та часть слова, от которого ставится вопрос, называется главной; то слово ,которое отвечает на вопрос, называется зависимым.

По главному слову определяются различные  группы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

При работе над словосочетанием дети осознают правила построения и нормы употребления падежных форм, повышают уровень орфографической грамотности, в частности написаний, основанных  на  установлении связи слов, совершенствуют умения в области морфологического и синтаксического анализа.

Возможность обучения учащихся составлению словосочетаний при работе над именем существительным, глаголом, наречием, предлогом обусловлено морфолого-синтаксической особенностью данных тем, т.к. все морфологические свойства данных частей речи  находят своё выражение в синтаксисе. Усвоение падежа  вследствие его «синтаксичности» возможно только на основе установлении связи между словами , т.е. на основе  словосочетания; например, рисовал сестру, рисовал сестре, рисовал с сестрой. Предлог как часть речи –категория морфологическая, а его роль в словосочетании является синтаксической. Уяснение особенностей  изменения  имён прилагательных по родам, числам и падежам в зависимости от существительных так же возможно только при анализе словосочетаний: морозный день. Морозные дни или  глубокий овраг, глубокая река. Глубокое озеро. При изучении названных тем знания учащихся о словосочетании формируется без каких либо дополнительных сведений из области грамматики.

Словосочетание-это мысль в процессе становления: Обучать детей словосочетаниям- значит работать над элементами мысли, учить детей пониманию словосочетаний- значит  учить их пониманию логических отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Самостоятельные работы по изученным темам УМК "Перспективная начальная школа " 3 класс.

Здесь представлены самостоятельные работы по различным темам....

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.

Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Практические основы формирования фонетических навыков при изучении китайского языка в начальной школе

В любом языке присутствуют звуки, непривычные для тех, кто изучает его. Отсюда и возникают трудности в произношении, а поэтому изучение языка следует начинать именно с постановки произношения. Проблем...

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей изучения геометрического материала в начальном курсе математики, проанализированы подходы к формированию измерительных умений и навыков обучающихся...