Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык".
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Бугрова Наталия Анатольевна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Развитию познавательного интереса по русскому языку способствует программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bna.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МОУ «СОШ с.Орлов-Гай»

Внеурочная деятельность в начальной школе

Бугрова Н.А.учитель

начальных классов

2014г.

       В современном обществе к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Именно русский язык и литературное чтение способны выполнить эту задачу.

 Изучение русского языка направлено на формирование творческого мышления, развитие познавательных способностей, формирование и обогащение словарного запаса, на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся развиты слабо, многим обучающимся эти учебные предметы  даются  с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения познавательным и интересным.

Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей.

Наши дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, воображения, музыкального и изобразительного искусства, творчества. Развитие способностей – это важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, побуждает к инициативе и самостоятельности принимаемых решений, к свободному самовыражению, уверенности в себе.

Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и  как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Средства достижения этой цели:

1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт учащихся;

2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;

6) поощрение стремления ученика высказывать свою точку зрения, анализировать высказывания других учеников в ходе урока;

 7) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;

 8) предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Практика показывает, что при работе с детьми младшего школьного возраста можно и нужно использовать занимательные упражнения, ставить проблемные ситуации.   Такие занятия очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их познавательную деятельность.   

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. В отборе материала к занятиям ориентируюсь на связь с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Программа пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Занимательный русский язык ” обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....