Урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ходулева Татьяна Викторовна

Урок в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок русского языка в 3 классе.

 Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель урока: Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова», используя морфемное чтение и письмо.

Задачи: - закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографической задачи;

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

- воспитание любознательности, пытливости при получении знаний.

 Оборудование для учителя: Учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Т.Г. Рамзаева); карточки с заданиями; тест.

 Оборудование для учеников: учебник, тетрадь, ручка: синяя и зелёная, карандаш.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

Учитель. На доске дано предложение.  Подсчитайте: сколько в нем орфограмм, какой орфограммы больше?

Дети. Больше безударных гласных.

У. Над какой орфограммой мы сегодня  будем работать?

Д. Безударные  гласные.

У. Сегодня на уроке мы  закрепим умение проверять безударные гласные в словах.

3. Чистописание.

У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем заглавную и строчную вторую букву алфавита.(Б б)

4. Составление корневого гнезда.

 У. Ребята, давайте выясним происхождение слова «богатый» и составим корневое гнездо этого слова.

Читает 1 ученик заранее подготовленный материал о происхождении данного слова.

На доске открывается запись:

БОГАТый, БОГАТство, оБОГАТиться, БОГАЧ, оБОГАЩение.

  У. Прочитайте по морфемам  данные слова, спишите их в тетрадь, проявляя корень зелёной ручкой.

5. Словарная работа

Задание  на  доске:   Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарю в конце учебника.

Б…рёза, б...блиотека, б…лото, б…тинки, с…л…вей, с…ва, с…р…ка.

  У. Какое слово здесь «лишнее»?

Д. Сова.

У. Почему?

Д. Это не словарное слово.

У. Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

6. Физминутка.

7.Работа по учебнику.

У. Откройте учебник на странице 26. Найдите 66 упражнение. Прочитайте задание. Сначала ученики по цепочке читают слово (выделяя голосом корень), подбирают к нему проверочное. Затем ребята списывают данное упр-е к себе в тетрадь, выделяя корень зелёной пастой, подчёркивают вставленные буквы.

…- тр..ва, …- д…ревья, …- р…ды, …- гн..здо, …- п…ро, …- зм…я, …- цв…ты, …- гр…за, …- пл…ды,

…- зв…но, …- др…зды, …- св…ча, …- стр…ла.

8. Закрепление пройденного материала.

У.  Найдите 69 упражнение . Прочитайте задание. 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадке.

Составь из данных слов предложения. Напиши, вставляя пропущенные буквы. Зелёной пастой проявляй корни в словах.

широко, р..ка, разлилась, Волга

красивые, ст..ят, г..рода, на, б..регах, её

– Определите орфограмму в словах с пропущенными буквами.

Д. Слова с безударным гласным звуком в корне.

У. Проговаривание правила.

– Я  предлагаю вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.

Этап 1. От значения слова – к правильной букве

У. Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.

На доске:

   

нос, носильщик, носатый, носик

Д. Носильщик.

У. Докажите, почему слово «лишнее»?

Д. Оно имеет другое значение.

У. Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют?

Д. Ленивый человек – тот, кто ленится.
– Грязнуля – тот, кто грязный.
– Силач – сильный человек.
– Чистюля – тот, кто чистый.
– Бегун – человек, занимающийся бегом.
– Малютка – маленький.
– Старушка – старая женщина.
– Хитрец – хитрый человек.

У. Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

Дети отвечают.

Этап 2. «Закрой окошки». Работа по карточкам.

У. Вставьте букву.

е
и

б...гуны
м...ста
л...сты
зв...рек
б...лизна

а
о

п...ля
р...са
тр...ва
гр...за
сл...вечко

и
я

т...нуть
гл...деть
п...так
м...сной
в...зание

– Какие способы проверки вы использовали?

Выслушиваются ответы детей.

9. Физкультминутка

10. Закрепление пройденного материала (продолжение)

  Тест  для  проверки правописания безударной гласной в корне

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Безударный гласный звук в корне слова:

а) побег;
б) столик;
в) старушка;
г) маленький.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая
(каша).

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) пальто.

11. Итог урока

У. Что мы повторяли на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи?

Выслушиваются ответы детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...