Урок - исследование "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

Цели  урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора и их элементы.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, системное и творческое мышление, умение анализировать и обобщать, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки; навыки самостоятельного использования литературы и словарей русского языка.

Воспитывающие:  воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок открытия нового.

Форма  урока: урок-исследование в устной форме.

Методы  обучения:

•           Проблемный

•           Исследовательский

•           Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie_po_russkomu_yazyku.docx27.87 КБ
Office presentation icon urok_-_issledovanie2003.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Бугульмы Республики Татарстан

Урок-исследование «Наречие как часть речи».

               Разработала: Сергеева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов

Бугульма   2014

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

-           формирование желания выполнять учебные действия;

-           использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

-           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-           поиск и выделение необходимой информации;

-           выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

-          способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-           использование знаково-символические средства ( моделирование);

Коммуникативные УУД

-           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-          сотрудничество в поиске и сборе информации;

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-           формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-           формирование умения работать в  парах и в малых группах.

Регулятивные УУД

(типы учебных действий)

-           целеполагание;

-           планирование;

-           прогнозирование;

-           контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-           коррекция;

-           оценка.

Тема урока: Урок-исследование «Наречие как часть речи».

Цели  урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора и их элементы.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, системное и творческое мышление, умение анализировать и обобщать, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки; навыки самостоятельного использования литературы и словарей русского языка.

Воспитывающие:  воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок открытия нового.

Форма  урока: урок-исследование в устной форме.

Методы  обучения:

•        Проблемный

•        Исследовательский

•        Информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  ресурсы ИНТЕРНЕТа.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование: а) презентация «Наречие как часть речи»;

б)  «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова;

в)  инструкция с  планом исследований

№ п\п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Эмоциональный настрой.

0,5  мин.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Постарайся все понять,

Много нового узнать!

 Наш девиз:

    Наши правила:

Хочу все знать!

Мыслить всегда!

Говорить по делу!

Уважать друг друга!

Слайд 2.

II.

Самоопределение к деятельности.

0,5  мин.

 Сегодня у нас будет урок – исследование.

Будем исследовать русский язык. «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен». Александр Иванович Куприн.

Готовы?

Тогда в путь!

Попробуйте описать красивый зимний пейзаж при помощи не менее красивейшего русского языка.

Назовите месяц который приглашает нас в зимнюю сказку. А вот как сказал об этом месяце один из известных писателей: «Декабрь бережно укрывает землю снежным покрывалом».

Дети показывают сигнальные карточки (красный, желтый, зеленый).

Ответы детей.

Слайд 3.

III.

Актуализация знаний.

2 мин.

 Домашним заданием было вспомнить разделы русского языка. Соберите мозаику  Итак, что такое лексика?

Что изучает орфография?

Что изучает фонетика?

Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов?

Раздел языка, изучающий слово как часть речи?

Что изучает синтаксис?

Лексикология?

Раздел науки о языке, который изучает строение слова?

Блицтурнир. Отвечаем четко и быстро. А если мы хотим найти более точное значение слова, где его можно найти?

  1. Мало знать значение слова. Необходимо его правильно писать. Какой раздел науки  нам в этом поможет? Какая орфограмма в этом слове?
  2. Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим.

Какой раздел русского языка изучает звуки?

Назовите правильную транскрипцию слов.

Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор.

4  Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов? 

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов (приставка, корень, суффикс, окончание)?

Из перечисленных слов назовите только однокоренные слова.

Выполните разбор по составу, то есть морфемный анализ следующих слов на выбор.

Проверим по эталону.

5Далее нам поможет раздел морфология.

Что изучает этот раздел?

Какой частью речи является слов «декабрь».

6. Какой раздел русского языка мы оставили без внимания?

Составьте предложение со словом зима.

Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Вот оно (см. слайд 16). Составьте предложение.

Выполните синтаксический разбор этого предложения. Нам поможет справиться…

Физминутка.

Собирают мозаику (работа в парах)

Отвечают на вопросы, повторяя разделы русского языка.

Наше исследование связано с временем года – зима.

По презентации

Слайд 4 -14.

IV.

Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач.

2 мин.

Так можно охарактеризовать слово любой изученной части речи. Но давайте вернемся к нашему предложению. Какое слово в предложении является для нас мало изученным как часть речи.

Что можем сказать об этом слове?

Что мы знаем о наречии?

Какова тема нашего исследования?

Сформулируйте цель исследования. Для чего нам необходимо это исследование?

Как вы думаете, можно исследовать наречие как часть речи?

Бережно.

Это наречие.

Дети затрудняются.

Наречие.

Исследовать наречие как часть речи, чтобы больше узнать о новой части речи и употреблять ее в речи.

Высказывают предположения.

Слайд 15-16.

Физминутка

1 мин.

Делают произвольные движения.

Слайд 8.

V.

Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Исследование 1-4

(1-4 группа).

10 мин.

Ознакомьтесь с алгоритмом нашего исследования.

Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

Дети выполняют задания, готовят отвечающего от группы, делают выводы:

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие отвечает на вопросы где? Когда?  Куда? Откуда?

В предложении является обстоятельством. Поясняет в основном глагол. Делает нашу речь яркой, образной.

М.Горький «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

См. Приложение 2.

Слайд 17-19.

Физминутка.

2 мин.

Пусть отдохнут наши глазки.

Следят за снеговиком глазами.

VI.

Формулировка вывода.

1 мин.

 Итак, вспомним нашу гипотезу?

Дети показывают сигнальные карточки.

VII.

Самостоятельная работа (дифференцированное).

1 мин.

1.Образовать наречия.

2. Выписать словосочетания с наречиями, задать вопросы

Охарактеризуем слово «БЕРЕЖНО» ПРИ ПОМОЩИ ВСЕХ РАЗДЕЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дети выполняют задание

Слайд 20.

VIII.

Творческая работа.

1 мин.

Заменить фразеологические обороты словами – синонимами.

Работа в группах.

IX.

Контроль знаний. Тест.

1 мин.

Сейчас вы проверите еще раз свои знания, выполнив тест. Пользуемся сигнальными карточками.

Дети отвечают на вопросы, пользуясь карточками.

Слайды 21.

X.

Итог.

2 мин.

Наш урок подходит к концу.

Какое слово мы сегодня исследовали на уроке?

Какие разделы науки нам пригодились?

С какой частью речи познакомились ближе?

Как вы думаете, выполнили ли мы цели и задачи нашего исследования?

Подтвердилась ли наша гипотеза?

Русский язык настолько богат, что можно хоть каждый день проводить исследования.

 Прочитайте послание, которое пришло на адрес нашего класса по итогам нашего исследования.

Дети отвечают на вопросы.

Затем читают послание.

Слайд 22.

X.

Рефлексия.

1 мин.

Я предлагаю вам поставить себе итоговую оценку за урок, используя наречия.

Я благодарю всех присутствующих. Спасибо за внимание.

Пользуются сигнальными карточками.

Слайд 23.

Слайд 24.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы

1. Анимации http://gifanimation.ru/anipti7_new.htm

2.  Композиция «Кабы не было зимы»  http://muzyaka.com/song/436

3. Полоски цветной бумаги разного цвета.

4. Слайды с изображением природы – http://imaqes.yandex.ru   

5. Слайды «Животные»: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

6. Чайковский П. И., «Времена года» http://www.fivemusic.ru/song/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Урок русского языка. 2 класс. тема урока: "Что такое части речи?"

Дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Наречие как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие как часть речи". Урок был проведен в 4 инклюзивном классе. К конспекту прилагается презентация....