Авторская программа внеурочной деятельности "Раз словечко, два словечко..."
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Голубева Тамара Александровна

Программа по развитию речи будет решать проблемы устной и письменной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_obrazovatelnaya_programma.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Раз словечко, два словечко… .»

Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №17

г. Сызрани. Самарской области

Голубева Тамара Александровна

        

1.Пояснительная записка.

     Речь – очень широкая сфера деятельности человека, это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. От того, насколько ученик овладеет речью в начальной школе, зависит успешность его дальнейшего обучения. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познаёт сложные связи в природе и в обществе. Хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Данная программа по развитию речи будет решать проблемы развития устной и письменной речи и ей будет заложен фундамент для продолжения работы по развитию речи в средней и старшей школе.

Цель:

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

обучение нормам языка и их использованию в речи

формирование коммуникативной компетенции ,развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений

обучение навыкам культуры речи и речевого общения

развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания, чтения

развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности

Задачи:

          помочь детям осмыслить их речевую практику, дать понятия о том,

          для   чего нужна речь, что такое текст, разновидности текста

          организовать активную речевую деятельность учеников

          развивать чувство уместности высказывания, формировать

          вежливую речь

          разбудить творческое воображение учащихся

Обеспеченность программы средствами обучения:

Тетрадь для творческих работ 1,2, 3, 4 классы. Автор: Е.Н.Леонович «В мире языка и речи», Е.Н.Леонович «Учимся говорить и писать», Л.Я.Желтовская «Родная словесность», М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов»

Время на изучение:

Программа рассчитана на 4 года(1-4 классы). 1класс-33 часа, 1 час в неделю, 2класс-34 часа, 1 час в неделю, 3класс-34 часа, 1 час в неделю, 4класс-34 часа, 1 час в неделю.

Образовательные результаты:

     К концу 4 класса учащиеся должны уметь определять тип текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста.

     Определять тип текста(повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи.

     Писать изложение и сочинение(60-75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

     В соответствиями с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отках, приглашение, поздравление.

     Содержание программы:

Программа каждого класса состоит из трёх разделов.

1.Речь и её значение в жизни. Раскрывать основные функции речи.

   Речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми.

   Речь является средством передачи и усвоения определённой информации, служит целям познания мира.

   Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

2.Текст.

   Научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

   Признаки текста: тематическое единство, подчинение основной мысли, целостность текста(зачин, средняя часть, концовка)

   Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

   Понятие о речевых произведениях малых форм: считалки, скороговорки, загадки.

3.Культура общения.

   Формировать навыки речевого этикета.

   Обогащать речь ребёнка антонимами, синонимами, фразеологическими оборотами.

   Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства.

   Формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

2.Содержание программы.

№ п/п

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Речь и её значение в жизни

4

5

6

2

2

Текст

22

24

22

30

3

Культура общения

7

5

6

2

Календарно – тематическое планирование уроков.

1 класс

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Наш родной язык.

1

2

Что мы знаем о языке. Звуки и буквы.

1

3

Для чего людям нужна речь. Речь – средство общения.

1

4

Как узнать что-то новое. Речь – средство познания. Слушание, говорение.

1

5

Работа над предложением. Составление предложений из слов.

1

6

Правильная и точная речь. Учимся правильно высказывать свои мысли.

1

7

Составление предложений – ответов на вопросы. Умеем ли мы говорить?

1

8

Восстановление деформированного текста по логически законченным частям с помощью серии картинок

1

9

Говорим и пишем

1

10

Скороговорки

1

11

Составление устных предложений по наблюдениям

1

12

Культура поведения во время разговора

1

13

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»

1

14

Различные формы приветствия и прощания

1

15

Словарь вежливых слов

1

16

Семь «Я» в одном доме

1

17

Загадки. Сочиняем загадки сами.

1

18

Составление предложений из слов

1

19

Деление сплошного текста на предложения.

1

20

Восприятие текста на слух. Рисуем непонятные слова.

1

21

Как составить толковый словарик.

1

22

Составление рассказа по серии картинок

1

23

Устное изложение на основе слухового восприятия.

1

24

Восстановление деформированного текста

1

25

Сотавляем поздравления знакомым и близким.

1

26

Что такое рифма?

1

27

Составляем свои рифмовки с заданным набором слов.

1

28

Инсценирование русских народных сказок.

1

29

Как учиться вежливости.

1

30

Составление рассказа по серии картинок.

1

31

Чтение – лучшее учение.

1

32

Помощники речи.

1

33

Слово. Предложение. Речь.

1

34

Инсценирование стихотворений А.Л.Барто.

1

2 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Для чего нужна речь.

1

2

Устная и письменная речь.

1

3

Тембр голоса и темп речи.

1

4

Помощники устного слова: мимика, жесты.

1

5

Деление сплошного текста на предложения.

1

6

Словом можно убить, словом можно спасти.

1

7

Я пришёл в гости.

1

8

Работа с толковым словариком.

1

9

Разговорный и деловой стили речи.

1

10

Ты и твой собеседник.

1

11

Урок – рассуждение «Ежели вы вежливы»

1

12

Что такое текст?

1

13

Тема и основная мысль текста.

1

14

Виды текстов (описание, повествование, рассуждение)

1

15

Умение общаться с друзьями. Мы играем.

1

16

Построение текста.

1

17

Заголовок и ключевые слова.

1

18

План текста.

1

19

Составление плана текста.

1

20

Что такое пересказ?

1

21

Краткий пересказ.

1

22

Поздравление с праздником или днём рождения устное и письменное.

1

23

Текст - описание.

1

24

Описание животного.

1

25

Для чего нужно сравнение.

1

26

Сравнительное описание внешне похожих предметов.

1

27

План текста изложения.

1

28

Изложение.

1

29

Вежливая речь .Как разговаривать  со старшими или младшими по возрасту.

1

30

Смешилки, дразнилки.

1

31

Практическое занятие. Сочиняем смешилки.

1

32

Откуда вы приходите, слова?

1

33

Значение и смысл слова.

1

34

Урок – обобщение.

1

3 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Тема текста. Опорные слова. Связь предложений в тексте.

1

2

Что такое диалог и монолог?

1

3

Как вести беседу?

1

4

Культура общения.  Правила поведения в театре.

1

5

Соблюдение речевого этикета в споре и дискуссии.

1

6

Что значит писать и говорить на тему.

1

7

О чём можно узнать их заглавия?

1

8

Для чего нужен план?

1

9

Составление плана изложения. Изложение по составленному плану.

1

10

Что такое сочинение?

1

11

Сочинение по наблюдениям.

1

12

Составление рассказа по серии картинок.

1

13

Громкость, темп и тон – средства выразительности устной речи.

1

14

Когда и где используется разговорный стиль.

1

15

Книжные стили речи: научный и художественный.

1

16

Практическая работа.

1

17

Практическая работа.

1

18

Изобразительно – выразительные средства языка. Олицетворение.

1

19

Изобразительно – выразительные средства языка.

Метафора. Сравнение.

1

20

Изобразительно – выразительные средства языка.

Эпитет.

1

21

Сочинение загадок.

1

22

Урок-  утренник «У самовара»

1

23

Как описать предмет.

1

24

Текст – рассуждение.

1

25

Клички животных. Хорошо ли давать клички людям?

1

26

Письмо близким людям.

1

27

Расширяйте свой словарь.

1

28

Виды словарей.

1

29

Слова – синонимы.

1

30

Слова – антонимы.

1

31

Знакомство. Как вести себя при знакомстве.

1

32

Вырастешь ты, вырастет и твоё имя.

1

33

Этикет и этикетка. Внутренняя культура человека.

1

34

Обобщающий урок.

1

4 класс.

№ п/п

Тема

Кол - во часов

1

Жизнь слова. Новые и устаревшие слова.

1

2

Сочинение – описание портрета.

1

3

Что такое риторика?

1

4

Секреты письменной речи.

1

5

Что такое лексика?

1

6

Многозначность слова.

1

7

Сочинение – повествование с элементами описания.

1

8

Просьба. Какой должен быть при этом тон.

1

9

Омонимы.

1

10

Диалектизмы.

1

11

Профессионализмы.

1

12

Жаргонизмы.

1

13

Заимствованные слова.

1

14

Архаизмы и неологизмы.

1

15

Фразеологизмы.

1

16

Крылатые слова и выражения.

1

17

Умей слушать и слышать.

1

18

Сочинение – рассуждение с использованием фразеологизмов.

1

19

Редактирование сочинения.

1

20

Учимся  смотреть и видеть.

1

21

Что такое орфоэпия?

1

22- 24

Благозвучие русского языка. Чтение русских народных сказок, инсценирование их.

3

25

Омографы

1

26

Научный стиль речи.

1

27

Научные слова. Словарные статьи, как пример научного стиля.

1

28

Сочинение по картине.

1

29

Сочинение по опорным словам

1

30- 32

Сочинения по темам

3

33 -34

Уроки повторения и обобщения

2

Список литературы:

1. Учебное пособие «Методическая копилка» для учителей начальных классов. Автор В.П.Шульгина.

2. Н.И.Политова  «Развитие речи учащихся начальных    классов»

3. М.Р.Львов «Методика развития речи младших школьников»

4. М.Н.Мельников «Русский детский фольклор»

5. Л.Д. Мали и др Речевое развитие младших школьников»

6. Воспитание 1, 2, 3 классы. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов педагогических учебных заведений.

7. М.Р. Львов «Словарик антонимов и синонимов»

8. Е.Н.Леонович «Учимся говорить и писать»

                               « В мире языка и звуков»

9. Л.Я.Желтовская и др «Родная словесность»