Урок русского языка во 2 классе по теме: «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

создать условия для  развития  умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа   Вейделевского  района Белгородской области»

Урок  русского  языка    во  2  классе  по  теме:

«ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

                                                           

Учитель  начальных  классов:

Сиротенко  Ольга  Александровна

2014-2015  учебный год.

Цели: создать условия для  развития  умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1.        Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

2.        Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

3.        Познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

4.        Коммуникативных: учить  формулировать собственное мнение, договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание: К, к,  Кк.
  3. Словарная работа: Сосулька, месяц, сорока.

I. Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение А. Барто.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

– Услышали ли вы бой барабана?

– А в каких словах это особенно слышалось? (Барабанит, барабанит.)

– Повторением   какого звука передается барабанный бой? (Повторением звука [б].)

– Ну-ка еще раз ударим в барабан: б-б-б

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук  [б].

– Но дальше случилось вот что:

                Левой, правой! Левой, правой!

                Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко? (Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо.)

– Попробуйте изобразить их. ([П-п-п].)

– Сравните звуки [б] и [п].

– Что заметили? (Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса.)

– Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (Глухие.)

– Как называются согласные, которые произносятся с участием звука? (Звонкие.)

– Назовите тему нашего урока. (Звонкие и глухие согласные звуки.)

– Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки.

2. И г р а  «Рассели двойняшек».

– Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.

– Сколько квартир на первом этаже? (6.)

– Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам.

Если дети затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель.

– Что можно сказать об этих согласных? (Они парные.)

Записать эти пары в тетрадь.

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.) 

– Сколько согласных букв вы записали? (12.)

– Куда же поселить остальные согласные?

– Что вы о них можете сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные.)

– Поселите их в оставшиеся квартиры.

Записать их в тетрадь.

II. Работа с учебником.

Упражнение № 21 стр.13 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упражнение выполняется в соответствии с заданием.

Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова земляника.

Физкультминутка.

III. Фонетические загадки.

1) Как звали миленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? (Пуфф или Буфф.)

2) Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (Мама, папа или бабушка.)

3) С глухим согласным наливаюсь в поле,   со звонким сам звеню   я   на просторе.   (Колос, голос.)

4) С глухим шипящим кругл,   как мячик, со звонким – как огонь горячий. (Шар, жар.)

5)   С М – приятен, золотист,

 Очень сладок и душист.

 С буквой Л зимой бывает,

 А с весною исчезает. (Мед, лед.)

Записать слова-отгадки. Подчеркнуть буквы, обозначающие парные звонкие согласные.

IV. Итог урока.

– На какие две группы можно разделить согласные? (Звонкие и глухие.)

– На какие две группы можно разделить и звонкие, и глухие согласные? (Парные и непарные.)

Домашнее задание: упражнение 260 на с. 11 и упражнение 264 на с. 14.

Используемая   литература:

  1. Методические рекомендации  к  курсу  «русский  язык»  2  класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература» : издательский дом «Фёдоров».
  2. Русский  язык,  2 класс, 2013 г.  Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература»:   издательский дом «Фёдоров».
  3. Интернет – ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Урок для 3 класса по теме: "Звонкие и глухие согласные звуки"

Конспект урока с презентацией по теме: Звонкие глухие согласные звуки....

Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....