Урок письма в 1 классе по ФГОС буква м
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кейм Светлана Викторовна

Урок письма проведён по УМК «Планета Знаний». Он соответствует всем требованиям ФГОС. Составлена технологическая карта урока, представлена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

ФИО

 Кейм Светлана Викторовна

2.

Место работы

 ГБОУ гимназия № 426

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Русский язык (обучение грамоте)

5.

Класс

1 - Б

6.

Номер и тема урока

Урок № 22: «Письмо строчной буквы м»

7.

Дата проведения урока

30.09.2014 г.

8.

Базовый учебник

В. А. Илюхина «Пропись № 1»

 к «Букварю» Т.М. Андриановой

     (УМК «Планета знаний»)

9.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы м;

- научиться записывать слоги и слова, используя эталон в прописи;

- получить возможность научиться записывать слова с недостающими элементами букв.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.                                                     - развивать способность к самоконтролю

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы,   используя свой жизненный опыт и информацию,   полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- высказывать предположения;

- совместно договариваться о правилах работы в парах.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

10.

Тип урока

Открытие новых знаний

11.

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа, работа в парах

12.

Ресурсы

- тетрадь на печатной основе,

- демонстрационный и раздаточный материал,

- презентация МРР

13.

Техническое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор,

интерактивная доска

План – конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные   действия  

1.Организационный момент                                                                                          

- Проверьте, всё ли необходимое лежит на партах. Поздоровайтесь с гостями.

Проверяют готовность к уроку

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок.

2. Формулировка темы урока

- Чтобы узнать тему урока, надо выполнить задания.                                 - Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:             АОМУИ                (СЛАЙД 2)                                                                                                                            

- Что ещё узнали про эту букву на уроке чтения? (СЛАЙД 3)                                                                                        

- Попробуйте сформулировать тему урока письма.  (СЛАЙД 4)                                                                                                                                                    

Отвечают на поставленные вопросы:          «Лишняя буква «М», т. к. она обозначает согласный звук, а остальные буквы обозначают гласные звуки» Буква может обозначать звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий                                             или звук [м'] – согласный, мягкий, звонкий            Формулируют тему урока:                   «Будем учиться писать строчную букву м»                                                                                

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: умение видеть проблему, формулировать цель, тему урока

3. Составление плана работы

- Как мы будем учиться писать строчную букву м? Организует работу в парах                                                                                - У вас на партах лежат конверты      Работая в парах, разложите по порядку полоски с пунктами плана. (СЛАЙД 5)                                                                                  

               

Делают предположение: «Сначала составим план работы»

Работая в парах, составляют план

      План                    1. Анализ элементов буквы м. 2. Письмо буквы м.

3. Письмо буквы м в соединениях с другими буквами.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других      

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  4.  Работа по плану

А) Работа по 1 пункту плана

1) Вы хорошо справились с заданиями. Отгадайте, кто первый гость. (Загадывает загадку)           (СЛАЙД 6)                                                                                  «Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,                                                              Потому что до темна в норке прячется она» (мышка)                          Как догадались?

- Назовите первый звук в слове.            Мышка предлагает вам сделать зарядку для пальцев, чтобы они «проснулись».

«Мышка мылом мыла лапки, каждый пальчик по порядку.                                                    Вот намылила большой, сполоснув его водой.                                                                      Не забыла и указку, смыв с него и грязь, и краску.                                                              Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно.                                                Безымянный тёрла пастой - кожа сразу стала красной.                                                           А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла!»

Теперь наши пальцы готовы к работе.

                                 

Откройте прописи на с. 36 и расскажите, из каких элементов состоит строчная буква м. (СЛАЙД 7)                                                                                  

Повторим (хором) – презентация «Письмо строчной м»                    (СЛАЙД 8)                

Задаёт проблемный вопрос:                          «Для чего мы проанализировали, из каких элементов состоит буква м?»                                                

                                               

2) Повторим правила правильной посадки за партой

(СЛАЙД 9)                                                                                                                                  

Отгадывают загадку

Анализируют первый звук в слове

Звук [м] – твёрдый согласный звук.                                       (Поднимают синие квадратики)

Делают зарядку для пальцев

                               

                                        Делают анализ элементов буквы м:              (- качалочка,                           - наклонная линия вверх вправо,                 - секретик,                       - наклонная линия вниз,                                 - качалочка,                       - крючок до середины строки,                                    - секретик, по секретику наклонная линия вниз,                                  - качалочка,                            - крючок до середины)  Проговаривают алгоритм написания буквы м             Отвечают на проблемный вопрос: «Чтобы научиться писать букву м правильно, красиво и аккуратно»                                

Проверяют свою посадку за партой

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: знания о буквах и звуках

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

                            Предметные УУД: понятие: элементы буквы     

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы м

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Б) Работа по 2 пункту плана

- Обвести букву по точкам, проговаривая вслух (СЛАЙД 10)                                                                                  

- Письмо буквы м.           - Как будете себя проверять?

(Организует самоконтроль учащихся)                                                              

- Найдите в рамке букву, которая написана правильно.                                                          

- Почему вы выбрали именно эту букву?                            - Сравните свои буквы с ней и выберите самую красивую, подчеркнув её.              

- Чему мы научились?

Пишут букву м          по точкам, проговаривая алгоритм её написания               Пишут букву м самостоятельно

Проверяем ширину, высоту и наклон буквы

Находят правильно написанную букву, объясняют, почему выбрали именно эту букву

Сравнивают самостоятельно написанные буквы с эталоном

Подводят итог этапа урока: «Научились писать строчную букву м»

Предметные УУД: умение применять знания на практике

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Регулятивные УУД: самоконтроль

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки,  устанавливать их причины

Регулятивные УУД: анализировать написание буквы в соответствии с эталоном Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки

В) Физминутка

Организует проведение физминутки:              «Ходят мышки по квартире, мышки кошку пригласили. Раз, два, три, четыре, пять – кошке мышек не поймать»  

 + упражнения для глаз.

Выполняют движения

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Г) Работа по 3 пункту плана

1) Письмо слогов с буквой м             

- Для чего мы учились писать букву м?               Показывает на доске правильное соединение буквы м с буквами а, у    (СЛАЙД 11)                                                                                  

                                         

- До каких слов можно дополнить эти слоги?                    

- Чему мы научились?

- Чтобы писать с ней слоги и слова

- Пишут слог ма.

- Пишут слог му.

Придумывают слова с данными слогами

Подводят итог данного этапа урока

Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи      Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

2) Упражнения для пальцев с мячиком

- Для того, чтобы ваши пальцы стали ещё сильней, сделаем для них зарядку с мячиком                               - Назовите первый звук в слове «мячик» и дайте ему характеристику.                                  

(СЛАЙД 12)                                                                                                                                                                

Показывает упражнения для пальцев с мячиком

Анализируют первый звук в слове «мячик»               Звук [м'] – мягкий согласный звук.                                       (Поднимают зелёные квадратики)

Делают зарядку для пальцев с мячиками

Предметные УУД: понятия: элементы буквы    

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

3) Письмо слов с буквой м

а) Загадывает загадку:                                                                                                                                «В мире нет её роднее, справедливей и добрее.                                                                                 Я скажу, друзья, вам прямо – лучше всех на свете…мама»                  (СЛАЙД 13)                                                                                  

                                       Как догадались, что это мама?                                                                                                                   - Сколько раз встретился звук [м] в этом слове? Дайте его характеристику

б) Письмо слова «мама»                (СЛАЙД 14)                                                                                                                                                                                        - Составьте предложение с этим словом, проговаривая их в парах               (Организует работу в парах)

в) Загадывает загадку: (СЛАЙД 15)                                                                              «Тащит он соломинку к маленькому домику.                                                                            Всех букашек он сильней – наш трудяга -…муравей» Как догадались?                                                        - Назовите первый звук в слове и дайте ему характеристику.

- Дописать слово «муравей» на с. 37 прописи.   (СЛАЙД 16)                                                                                  

- Как называется домик муравьёв?  (СЛАЙД 17)                                                                                   - Почему его надо охранять?

- Чему учились на этом этапе урока?

Отгадывают загадку

Анализируют первый звук в слове «мама»                       Звук [м] – твёрдый согласный звук.                                       (Поднимают синие квадратики)            

Пишут слово

Составляют предложения, проговаривают их друг другу в парах.

Озвучивают лучшие предложения для класса                        Отгадывают загадку

Анализируют первый звук в слове «муравей»                Звук [м] – твёрдый согласный звук.                                       (Поднимают синие квадратики)

Пишут слово

Муравейник

Отвечают на поставленный вопрос

Подводят итог данного этапа урока

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: понятия: элементы буквы    

Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций при написании слова

Коммуникативные: владение диалоговой формой речи.

Предметные УУД: понятия: элементы буквы    

Регулятивные УУД: анализировать написание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки,              устанавливать их причины  Познавательные УУД: добывать новые знания, поиск информации

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

5. Закрепление

- Соедините по порядку элементы буквы м.             (СЛАЙД 18)                                                                                                                                                Организует взаимопроверку                 (в парах)                          Что получилось?

                                Чем печатная буква отличается от письменной?

Самостоятельно выполняют задание, проверяют его выполнение в парах

Печатная буква м

                             Отвечают на поставленный вопрос

Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки

6. Подведение итогов урока

- Назовите тему нашего урока.

- Чему учились?

- Справились ли с поставленной задачей?

(СЛАЙД 19)                                                                                  

Подводят итог урока

Те, кто считает, что справился, поднимает зелёный квадратик, кто затруднился – синий квадратик

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний   Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо строчной буквы м Урок письма в 1 классе «Пропись № 1» автор: В.А. Илюхина (УМК «Планета Знаний») Кейм С. В. , учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 426 г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

М А О У И Какая буква лишняя ?

Слайд 3

М

Слайд 4

Тема урока: Письмо строчной буквы м

Слайд 5

План 1 . Анализ элементов буквы 2 . Написание буквы 3 . Письмо буквы в соединениях с другими буквами

Слайд 6

Отгадайте загадку «Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке, Потому что до темна в норке прячется она» мышка [ м ] – твёрдый согласный звук

Слайд 9

Я прописи открою, уголочком положу… Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я – вот так держу… Сяду прямо, Не склонюсь… За работу я возьмусь!

Слайд 12

[ м ` ] – мягкий согласный звук

Слайд 13

Отгадайте загадку «В мире нет её роднее, справедливей и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо – лучше всех на свете… » МА МА

Слайд 15

Отгадайте загадку «Тащит он соломинку к маленькому домику. Всех букашек он сильней – наш трудяга - … муравей »

Слайд 19

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку письма, 1 класс. Тема: "Строчная буква ю"

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ю", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематический слух; закрепить графически написание...

Конспект урока письма (1 класс). Тема: Строчная буква ж. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка написания буквы «ж», ее соединений с другими буквами в словах.Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока письма 1 класс. Тема: "Заглавная буква "Е"".

Конспект урока письма 1 класс. Тема: "Заглавная буква "Е""....

Урок письма 1 класс тема "Заглавная буква Х"

Урок письма 1 класс тема "Заглавная буква Х"...

Урок письма 1 класс тема "Строчная буква Бб"

Урок письма 1 класс тема "Строчная буква Бб"...

Урок письма 1 класс "Написание изученных букв Аа, Яя, Оо, Ёё"

Технологическая карта урока письма в 1 классе по теме "Написание изученных букв Аа, Яя, Оо, Ёё"...