Учебно-методический комплекс к уроку письма, 1 класс. Тема: "Строчная буква ю"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Воронова Мария Владимировна

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с алгоритмом написания буквы "ю", с образцом соединения с новой буквой; развивать и совершенствовать фонематический слух; закрепить графически написание новой буквы;

         Планируемые результаты:

         предметные: уметь писать строчную букву "ю", все ее элементы, соединения с другими буквами; уметь распознавать слова с буквой "ю" на слух.

         личностные: использовать при работе на уроке гигиенические правила работы (правильная посадка, работа с письменными принадлежностями), соблюдать дисциплину.

         Тип урока: изучение нового материала

         Оборудование: учебник, прописи, учебная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект34.08 КБ
Файл pismo_-_kopiya.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный метод (слово учителя)

Словесно-наглядный (рассматривание презентации, учебный диалог).

Практический (чтение учащихся)

9:00

Здравствуйте, ребята!

Встаньте ровно, найдите затылок соседа спереди. Тихонько садятся те, кто готов к уроку. Я рада, что вы все готовы.

Меня зовут Мария Владимировна, я проведу у вас урок письма.

Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы забрать целую корзинку знаний.  Для прогулки нужно собраться и вспомнить несколько правил. Хлопните один раз, если вы согласны с моим утверждением. Если не согласны - не хлопайте.

1. На уроке можно шуметь, не слушать учителя.

2. Нужно сидеть за партой с ровной спиной, правильно держать ручку.

3. Можно поднимать руку и отвечать на вопросы учителя.

4. Можно отвлекаться.

Отлично,  продолжаем готовиться к прогулке.

Внимательно посмотрите на экран, перед вами четверостишие. Кто готов его прочитать выразительно? Остальные внимательно слушают и определяют, о какой букве пойдет речь на уроке.

Юля постирала КсЮше
Юбку синЮю из плЮша.
Южный ветер кукле КсЮше
Юбку синЮю подсушит.

Сформулируйте тему урока, она будет нашим компасом на прогулке.

А с какими буквами вы уже знакомились на предыдущих уроках?

Теперь поставим цели урока, они станут картой маршрутов.

1. Познакомиться с элементами строчной буквы "ю".

2. Научиться писать элементы, букву.

Замечательно. Вы готовы отправиться на прогулку за знаниями?

Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие.

На основе знаний о правилах поведения на уроке участвуют в игре, помогающей настроиться на урок.

Чтение про себя, вслух.

Определяют тему урока, делают предположения о целях урока.

Л: самоопределение Р: целеполагание.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей понятно и точно;

аргументация своего мнения;

умение взаимодействовать с одноклассниками.

Р: целеполагание, сохранение учебной задачи.

2.

Постановка учебной задачи.

Словесный (слово учителя, учебный диалог)

Практический (хоровая работа, устные упражнения)

 

Словесный (учебный диалог, ответы на вопросы)

Наглядный (работа с презентацией)

11:03-11:08

Начался листопад и слова скрылись под листьями. Нам нужно их увидеть, а для этого называйте слова, начинающиеся с буквы Ю.

Молодцы! Посмотрите внимательно, не перепутал ли ветер ничего в наших словах? (имена написаны с маленькой буквы)

Что нужно исправить?

Положим в нашу корзинку все ваши знания о букве Ю.

Какой звук она обозначает? (гласный)

Чем необычен этот гласный? Сколько звуков дает эта буква? Какие это звуки? ([й], [у])

Всегда ли получается два звука? (Нет, только если буква стоит в начале слова или после гласного звука)

Приведите примеры, когда буква Ю стоит в начале слова.

Приведите примеры, когда буква Ю стоит после другого гласного звука.

А сможете ли вы вспомнить слова, в которых буква Ю стоит после согласного? Приведите примеры.

Какой звук дает буква Ю в этом случае? (у)

Что происходит с согласным? (он смягчается)

Все эти знания о букве Ю мы забираем с собой в корзинке и двигаемся дальше.

Получают тематику задания.

Анализируют результат, ищут ошибки.

Участвуют в учебной диалоге, называют признаки буквы Ю.

Хоровая работа.

Высказывают предположения, рассуждают, делают заключение.

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ материала.

К: Умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное.

 

4.

Решение частных задач.

Словесно-наглядный (рассматривание презентации, учебный диалог)

Практический (выполнение заданий, хоровая работа)

Словесный (беседа, словарная работа)

Практический (работа с учебником, составление модели буквы из элементов)

11:08-11:18

На нашем пути встретилось два домика. Какой из них больше?

Как вы думаете, кто там живет? Давайте постучим.

Здесь живут две буквы Ю. Посмотрите на них внимательно. Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из этих "жительниц" - строчная буква Ю?

Из каких элементов состоит эта буква? (короткая наклонная прямая, короткая горизонтальная прямая, малый овал)

Первый ряд, назовите хором первый элемент. Второй - следующий элемент. Третий ряд - последний элемент.

Названия элементов забираем с собой в корзинку?

Отлично.

Перед нами ручей, перейти его нужно по вопросительному мосту. Ответьте на них правильно.

1. Как лежит тетрадка на парте? (под наклоном, уголок направлен на себя)

2. Как держим ручку или карандаш? (тремя пальцами, показ)

3. Как сидим за партой? (спина ровная, обе ноги стоят под прямым углом на полу, стул придвинут к парте)

Мост прошли, молодцы.

Откройте, пожалуйста, прописи на странице 17. Наверху вы видите элементы прописных букв. Работаем карандашом. Обведите только те элементы, которые есть в строчной букве Ю. Кто готов - руку на локоть.

У каждого из вас есть конверт с элементами букв. Подготовьте их, вам предстоит поработать в парах. Вместе со своим соседом по парте соберите из элементов строчную букву Ю. Но помните, что вы должны работать очень тихо. Кто хочет поработать у доски?

Проверяем, правильно ли составлена модель буквы на доске. У кого по-другому?

Молодцы, вы пополнили нашу корзинку своими моделями строчной буквы Ю.

Сравнивают два объекта, делают выбор.

Сопоставляют свойства двух букв.

Разбирают буквы по элементам.

Хоровая работа.

Участвуют в учебном диалоге, опираясь на предыдущий опыт.

Работают с прописями на печатной основе.

Моделируют строчную букву Ю в парах.

П:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ материала;

сравнение.

Р: контроль выполнения задания;

коррекция ошибок.

К:аргументация своего мнения и позиции;

использование правил для обоснования своего суждения.

5.

Решение частных задач.

Словесный (слово учителя)

Практический (письмо в воздухе, работа с прописями)

Наглядный (использование опорной схемы)

Теперь все проверили порядок на парте у соседа, отложили все лишнее. Все умные глазки смотрят на доску внимательно, я пишу первый элемент.

Ставлю точку начала на верхней линии рабочей строки, опускаю короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки.

Приготовились, спины выпрямляем, ноги ставим на полную стопу, руку на локоток. Пишем первый элемент в воздухе вместе со мной. Найдите условную точку начал работы и поставьте туда ручку. Работаем только кистью, рука зафиксирована. Пишем вместе: пишу короткую наклонную прямую вниз. Теперь под счет будете писать сами. Поставьте руку в условную точку.

На счет "раз" вы пишете первый элемент. Приготовились, пишем - раз.

Молодцы.

Подвиньте к себе прописи, сядьте правильно. Найдите рабочую строчку с первым элементом, поставьте ручку в начало элемента. Приготовились писать под мой счет. Пишем: раз.

И снова все умные глазки смотрят на доску, я пишу второй элемент. Ставлю точку в середину наклонной прямой, пишу короткую горизонтальную прямую. Приготовьтесь писать второй элемент в воздухе вместе со мной. Найдите условную точку на середине предыдущего элемента. Пишем вместе со мной: и.

Теперь пишите сами под счет. Нашли условную точку, поставили туда ручку. Пишем: и.

Теперь смотрим внимательно на доску, я покажу третий элемент буквы, очень интересный. Ставлю точку на середину рабочей строки, пишу малый овал - два, и, три.

Приготовились писать третий элемент в воздухе вместе со мной. Поставили условную точку, под счет: два, и, три.

Теперь пишите под счет в воздухе самостоятельно. Сели ровно, приготовились писать: два, и, три.

Пишите самостоятельно в воздухе, приготовились: два, и, три.

Давайте соединим элементы. Сначала соединяем первый и второй.

Посмотрите внимательно, как это нужно сделать. Пишу короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки, возвращаюсь в середину наклонной прямой и пишу короткую горизонтальную прямую.

Возьмите ручки, поставьте точку начала работы. Пишем вместе со мной под счет: один-и. Теперь самостоятельно. Приготовились, пишем: один-и.

Переходим к прописям, найдите пунктирное соединение элементов буквы Ю. Соедините элементы у себя в прописях.

Теперь будем присоединять третий элемент, кто назовет его нам? (малый овал)

Смотрим на доску внимательно. Пишу короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки, возвращаюсь в середину наклонной прямой, пишу горизонтальную короткую прямую, веду вниз полуовал, касаюсь нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду прямую вверх, закругляю влево, касаясь верхней линии рабочей строки, соединяю овал.

Ребята, возьмите ручки, поставьте их в начало работы. Пишем в воздухе вместе  со мной под счет: один-и-и-два-и-три.

Теперь пишите самостоятельно. Приготовьтесь, поставьте ручку в начало работы, под счет: один-и-и-два-и-три.

Переходим к прописям, положите их правильно перед собой. Найдите букву Ю, написанную пунктиром. Приготовились писать букву Ю, поставили ручку в начало работы. Каждый шепотом тихонечко себе проговаривает счет. Кто закончит - руку на локоток. Начали работать.

Обводим аккуратно, соблюдая правила.

Молодцы.

Проверяют готовность соседа по парте к следующему этапу урока.

Соблюдают гигиенические требования к уроку.

Прописывают элементы букв под счет и самостоятельно.

Выполняют написание буквы самостоятельно, проговаривая шепотом про себя счет.

Р: самоконтроль;

саморегуляция учебных действий.

Л: опора на предыдущий опыт.

П: осознанное и полное построение речевого высказывания;

сопоставление образца и результата;

самостоятельное выполнение учебных заданий.

6.

Физ.минутка

Практический (выполнение упражнений)

Словесно-наглядный (слово учителя, показ упражнений)

11:20-

11:40

Отодвиньте прописи от себя, отложите ручки. Посмотрите, кто встретился нам на пути в лесу. Кто это? 3-4 (Белка)

Она с нами хочет поиграть, приготовьте свои ручки, повторяйте движения за мной.

Белка

(Трем ладоши друг с другом) Сидит белка на тележке,

(Хлопаем) Продаёт она орешки:

(Разжимаются кулачки по очереди в разные стороны) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

А теперь в игре участвуют только глазки, внимательно следите за экраном.

Спасибо скажем белочке, возьмем корзинку и пойдем дальше гулять по лесу.

Выполняют упражнения.

Р: самоконтроль.

7.

Решение частных задач

Словесный (слово учителя)

Практический (работа в прописях)

Словесно-наглядный (работа с прописями, учебный диалог)

Приготовьтесь пополнять нашу корзинку написанными вами буквами. Садимся правильно, между животом и партой помещаться должен кулачок. Проверяем соседа по парте. Берем ручку тремя пальцами.

Находим первую строчку для письма строчной буквы Ю. Сейчас вам предстоит самостоятельно написать целую строчку. Кто забыл элементы строчной буквы Ю?

Сначала вы прописываете отдельные элементы, а затем букву целиком.

Последнюю букву напишите полностью самостоятельно, без пунктиров.

Про себя шепотом считаем. Приступайте к работе. А я смотрю на вас внимательно и ищу самых старательных и аккуратных ребят, где же они в этом классе?

Кто готов - руку на локоток, а ротик - на замок.

У вас хорошо получается писать строчную букву Ю.

Посмотрите на вторую строчку, зачем здесь буква У? Правильно, буква Ю дает два звука. Приготовились прописывать эти буквы. Приступайте к работе. А я все же ищу тех сообразительных ребят, которые помнят, что сидеть нужно ровно и стараться писать аккуратно.

Возьмите ручку другого цвета и подчеркните ту букву, которая получилась у вас лучше всего.

Пришло время собирать букеты из осенних листьев и соединять буквы между собой. Какие соединения вы знаете?

Прочитаем первый слог хором, 3-4. Какое соединение здесь использовано?

Возьмите ручки и рядом с этим слогом напишите его еще раз, используя верхнее соединение.

Садимся ровненько, смотрим на следующий слог. Читаем хором, 3-4.

Какое соединение использовано? (нижнее)

Кто не согласен?

Старательно записываем рядом этот слог самостоятельно.

Кто готов перейти к следующему слогу - садится прямо, ручку ставит на локоток.

Какое соединение вы видите здесь? (нижнее)

Приготовились записывать слог, приступайте к работе.

Вот мы и собрали осенний букет! Молодцы!

Регулируют собственную посадку за партой, помогают соседу.

Прописывают отдельно все элементы буквы самостоятельно.

Анализируют слоги, определяют тип соединения, самостоятельно записывают.

8.

Физминутка

Словесно-наглядный (слово учителя, показ упражнений)

Практический (выполнение упражнений)

11:40-11:45

Корзинка знаний стала довольно тяжелой, вы, наверное, устали ее нести.

Предлагаю немного отдохнуть, мы как раз пришли к замечательной полянке.

Встаем из-за парт. Делаем глубокий вдох свежего воздуха, тянемся к солнышку ручками.

Опускаемся - выдох.

И еще раз. Какой свежий воздух здесь!

Теперь тянемся к деревьям справа, а теперь к цветам слева.

Встаем ровно, делаем вдох и выдох. Летит бабочка, прыгаем, пытаемся поймать ее! А внизу ползет муравей, сядем низко, чтобы рассмотреть его.

Хорошо в лесу, не правда ли?

Тихонечко садитесь на свои места.

Выполняют упражнения.

9.

Решение частных задач

Словесно-наглядный (рассматривание презентации, учебный диалог)

Практический (работа по плану, работа с прописями, выполнение упражнения)

Скоро придет время возвращаться домой, нам нужно успеть еще одно важное дело в лесу - найти грибы.

Наши грибы - это слова, которые мы будем записывать.

Перед вами план, по которому мы будем работать со словами. Я прочитаю его для вас, слушайте внимательно.

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Какие соединения использованы?

Прочитайте первое слово (юла).

Работаем с ним по плану.

1. 3 буквы

2. 3 звука (почему?)

3. 2 слога

4. 2 слог ударный

5. нижние

Кто нашел ошибку в ответе?

Запишите слово "юла" в прописях, работайте аккуратно, помните о посадке.

Переходим к слову "мою".

(по аналогии)

Слова-грибы теперь тоже есть в нашей корзинке знаний.

Подходим к воротам из леса, но здесь висит замок. Чтобы его открыть, нужен ключ.

Вопрос Вопросыч знает, где искать ключ. Он просит нас внимательно посмотреть в прописи, на буквы и найти общий элемент. Кто справился - поднимает руку. У кого другие варианты?

Запишите овал в окошечко, это и будет наш ключик.

Принимают учебную задачу.

Знакомятся с планом анализа слова.

На примере разбирают слово.

По образцу разбираются все остальные слова.

Анализируют буквы, выявляют общий элемент, записывают его.

11.

Итог урока

Словесный (беседа)

Посмотрите на нашу корзинку, она наполнена знаниями, полученными за этот урок.

Что вы узнали сегодня о букве Ю?

Поднимите руку те ребята, кто научился правильно и красиво писать строчную букву Ю?

Что вам понравилось в прогулке по лесу?

Спасибо за урок, до свидания.

Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

Оценивают свои достижения на уроке.

Л: самооценка;

адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Юля постирала Ксюше Юбку синюю из плюша. Южный ветер кукле Ксюше Юбку синюю подсушит.

Слайд 3

Ю ля постирала Кс ю ше Ю бку син юю из пл ю ша. Ю жный ветер кукле Кс ю ше Ю бку син юю подсушит.

Слайд 4

Тема урока СТРОЧНАЯ БУКВА «Ю»

Слайд 5

Цели урока Познакомиться с элементами строчной буквы «Ю». Научиться писать букву.

Слайд 6

юбка юнга юла юля юра юмор

Слайд 7

юбка юнга юла юля юра юмор Юля Юра

Слайд 8

Гласный звук [ й ] [ у ] В начале слова После другого гласного звука ю

Слайд 9

Ю ю

Слайд 10

Короткая наклонная прямая ю Короткая горизонтальная прямая Малый овал

Слайд 11

Как должна лежать тетрадка на парте? Как правильно держать ручку? Как нужно правильно сидеть за партой?

Слайд 12

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Слайд 19

План работы со словом Сколько букв ? Сколько звуков? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какие соединения букв использованы?

Слайд 20

юла 3 буквы 4 звука 2 слога 2 слог Нижнее

Слайд 21

ю рулил юлил юла мою

Слайд 23

ю рулил юлил юла мою Гласный звук [ й ] [ у ] В начале слова После другого гласного звука Короткая наклонная прямая Короткая горизонтальная прямая Малый овал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект к уроку письма на тему: "Строчная буква И" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов, изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; учить писать эле...

Технологическая карта к уроку письма на тему "СТРОЧНАЯ БУКВА щ" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД, методы и сценарий урока в соответствии с ФГОС....

Конспект урока письмо по теме"Строчная и письменная буква Я"

Представлен конспект для 1 класс по УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку письма по теме: "Строчная буква ё" для 1 класса по программе "Школа России"

Презентация к уроку письма по теме: "Строчная буква ё", которая поможет детям в изучении нового материала и в закреплении пройденного....

Урок письма по теме "Строчные буквы Ч, ч" 1 класс

Урок письма по теме "Строчные буквы Ч, ч" 1 класс...

Урок письма по теме "Строчная буква щ"

Урок письма в 1 классе по программе ПНШ....