Главные вкладки

    Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Крючкова Ирина Васильевна

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Учитель: Крючкова Ирина Васильевна

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    УМК : « Планета знаний», учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, 3 класс, ч. 2, стр. 18-20

    Тип урока: урок « открытия» нового знания

    Тема урока: Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

    Цель: формировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, умение выбирать гласную в зависимости от формы рода глагола; согласовывать существительные с глаголами прошедшего времени в роде; формировать развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, логики, речи; формировать умение работать в парах, сотрудничать, давать оценку своим действиям и действиям одноклассников; анализировать работу всего класса  в целом и себя в отдельности; формирование умения примерять на себя роль корректора, учителя, помощника; умение оказывать помощь и поддержку одноклассникам.                      

    Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Планета знаний»»

    Этап

    урока

           

          Деятельность

              учителя
     

       Деятельность

           учащихся    

    Ход урока

    Формируемые УУД

    IСамоопределе

    ние к деятельности

     Приветствует обучающихся, желает им плодотворной и успешной работы, проверяет их готовность к уроку, наличие необходимых средств обучения
     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
     

    Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражение положительного отношения к процессу познания,

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    IIАктуализация знаний

    Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

    С помощью вопросов учителя формулируют задание, анализируют, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно

    выполняют задание

    1 ученик с каждого ряда выходит к доске, записывает свой вариант задания. Самопроверка по образцу. Самооценивание цветом( рисуют цветные кружки за «полями»)

    Словарная работа. На доске записаны слова:

     в..бр.жение

    с..бр.жение

    из.бр.зил

    -Найдите « лишнее» слово. Аргументируйте свой ответ.

    («Лишнее» слово- изобразил, т. к. оно является глаголом, а не существительным, как два остальных)

    -Что вы можете сказать о глаголе  «изобразил»?

    (Это глагол прошедшего времени, отвечает на вопрос « Что сделал», имеет суффикс прошедшего времени «л», единств. числа, муж. рода)

    -Какое задание к данной группе слов вы можете предложить?( Варианты ответов обуч-ся)

    -Предлагаю записать эти слова т.о., чтобы они представляли собой единую группу слов. Какими способами мы можем это сделать?( Образовать от глагола им. сущ.. либо от сущ.-глаголы)

    -Какой вариант задания будет ближе нам в связи с изученной на прошлом уроке темой?( второй)

    - В форме какого времени мы запишем глаголы?(прошедшего)

    -Как изменяются глаголы прошедшего времени?(Ответы обуч-ся)

    -Предлагаю 1 ряду записать глаголы в форме п.в, м.р., ед.ч ;

    2 ряду- в форме п.в., ж.р., ед. ч.;

    3 ряду -в форме п.в., ср. р., ед. ч.

    Выделите окончания.

    При проверке выясняем сходство и различие в написании глаголов у каждого ряда( у всех глаголов общее-суф «л», различие- в родовых окончаниях. Еще раз проговаривается правило , изученное на прошлом уроке(стр. 16)

    Познавательные: построение логической цепочки рассуждений с опорой на уже приобретенные знания, постановка задачи данного этапа урока, осознанное построение речевого высказывания

     Регулятивные: планирование деятельности по решению поставленной задачи, осуществление самоконтроля деятельности

    Личностные: самоопределение, самооценивание выполненной работы

    Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, с точностью выражать свои мысли

    III Постановка учебной задачи 

     Организует диалог с учащимися, составляет совместно с обучающимися план урока
     

     Формулируют тему и задачу урока

    На слайде предложение:

    На стене изобразил. солнце причудливый мотив.

    -Предложите задание к  данному предложению.

    -От чего будет зависеть выбор окончания глагола?

    -Чему мы научимся на уроке?

    -Что нам в этом поможет?

    Регулятивные:

     - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

    Познавательные:

    - постановка и решение проблемы;

    Личностные:

    - развитие познавательных интересов учебных мотивов;

    Коммуникативные:

    - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

    IVПостроение проекта выхода из затруднения 

     Организует подводящий диалог, уточняет правило
     

    Обсуждают в паре, составляют алгоритм действий, читают правило в учебнике (стр. 18), участвуют в диалоге, формулируют составленный алгоритм действий

    -Составим алгоритм действий по выбору формы глагола:

    1.Найти им. сущ., с которым связан глагол

    2. Определить его род.

    3.Записать безударную гласную в окончание глагола прошедшего времени в зависимости от рода.

    Регулятивные:

     -составление алгоритма действий.

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

    Коммуникативные:

    - умение  продуктивно работать с товарищем, слушать и слышать его мнение, строить речевое высказывание с проговариванием во внешней речи.

    Гимнастика для глаз.

    Организует выполнение гимнастики для глаз

    Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

     VПервичное закрепление нового материала
     

      

     Работа в парах.

    Проговаривают новый способ действия во внешней речи в парах;

    осуществляют взаимопроверку с последующим оцениванием цветом качества выполненной работы.

    -Запишите получившееся предложение, применяя составленный алгоритм действий. -Выделите окончание глагола.

    -От чего зависит его написание?

    Регулятивные:

     - умение действовать по алгоритму , планировать свою деятельность;

    - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    - поиск и выделение необходимой информации, применение полученных ранее знаний.

    Личностные:

    - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

    - оценивание усваиваемого содержания.

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Организует работу учащихся в паре
     

      Работают в парах.  Двое обуч-ся работают на «скрытых досках».Проверка работ у доски.

    Осуществляют взаимопроверку по образцу с доски. Взаимооценивание цветом

    На слайде таблица:

    Им. сущ.                              Глагол

    солнце                    изобразил                    

    художник               изобразила

    ученица                  изобразило

    -Сформулируйте задание.

    -Запишите получившиеся предложения, используя составленный алгоритм действий.

    -Выполните взаимопроверку.

     VIСамостоятельная работа с cамопроверкой

     Организует самостоятельную

     работу

    Работа с материалом учебника ( стр.18, упр. 8) 1 ученик работает на « скрытой» доске Обучающиеся самостоятельно выполняют задание  по новому алгоритму действия.

    Осуществляется самопроверка по образцу на доске. Выявляются причины ошибок. Производится самооценка работы цветом.

    Познавательные:

    -синтезирование, построение логической цепи рассуждений

    Регулятивные:

    - планирование последовательности действий, осуществление самоконтроля

    Личностные:

    - оценивание собственной учебной деятельности, степень самостоятельности

     VII Включение в систему знаний и повторение 

      Организует работу в парах

     Работа в парах

    Работа с материалом учебника( стр. 19, упр 10)Обмениваются мнениями, отвечая на вопрос упражнения, формулируют вывод-правило об употреблении в качестве сказуемого глагола прошедшего времени во множественном числе. Сверяют свой вывод с  выводом Ключика. Записывают исправленные предложения  с комментированием во внешней речи. Графически доказывают написанное.Осуществляют взаимопроверку  и взаимооценку цветом. Для тех, кто быстро справится с заданием:

    самостоятельная работа (стр. 20, упр 11)Самопроверка. Самооценивание.

    -Предлагаю вам попробовать на себе роль корректора. Кто из вас, ребята, знаком со значением этого слова?

    Работа с толковым словарем.Обсуждение.

    -Выполним упр. 10 на стр.19

    Регулятивные:

     - контроль  и коррекция деятельности по исправлению предложений

    Познавательные:

    - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, поиск необходимой информации в словаре

    Личностные:

    Самоопределение в деятельности: « я-корректор»;

    Коммуникативные:

    - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

    VIII Рефлексия деятельности( итог урока)

    Соотносят цель и результаты деятельности на уроке, проговаривают алгоритм нового способа деятельности.

    Анализируют и оценивают деятельность всего класса на роке.

    Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке(рисуют за полями тетради «шкалу успеха»(0-10)

    Регулятивные:

     - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, оценка своей деятельности на уроке

    Познавательные:

    - самостоятельное формулирование выводов о полученных знаниях и умениях;

    - построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные:

    - постановка вопросов;

    - умение точно и правильно выражать свои мысли.

    Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

    Домашнее задание

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроке русского языка

    Носит дифференцированный характер: обучающиеся, работавшие активно , не допустившие ошибок в работе и уверенные в собственных силах выполняют индивидуальные задания по карточкам учителя 3 уровня.

    Обучающиеся, допустившие ошибки, менее уверенные в своих силах  выполняют в учебнике задания на выбор: стр. 20, упр 12, 13. Для всего коллектива дается общее задание: выучить правило на стр. 18, еще раз прочитать заметки Ключика ( стр. 19, 20), записать 6 изученных словарных слов.

    Урок наш окончен

    И выполнен план.

    Спасибо, ребята,

    Огромное вам,

    За то, что упорно,

    Усердно трудились!

    И знания ваши

    Нам всем пригодились.




    Предварительный просмотр:

                                                                                     Крючкова И. В.

                            Муниципальное бюджетное образовательное  

    учреждение «Гимназия №8»

    Доклад на тему: Роль русской культуры в формировании основ духовно –нравственного развития и воспитания младших школьников

     (из опыта работы)

     «Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                                М.А. Михайлова

    Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

    В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин, из -за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

     Мне кажется, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.  Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.

     В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников, можно использовать  Программу воспитания, в основе которой лежит знакомство обучающихся с традициями народной культуры.

    Этот выбор сделан неслучайно:

     ·        Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы  начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

     ·        Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

     ·        Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

     ·        Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

     ·        В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

     ·        Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

             Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

             Цель:    возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

    Задачи:  

     ·        развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

     ·        воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

     ·        создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

     ·        развивать любознательность и познавательный интерес;

     ·        воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

     ·        создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

        Это требует от педагога большой и планомерной работы.

     Так как  ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую  по следующим направлениям:

     ·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

     ·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;

     ·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

     ·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

     ·        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

                 Мой опыт показал, что по каждому  направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

            Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

            Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».  Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, обучающиеся получают дополнительные знания по литературному чтению.

    Огромное значение в духовно нравственном воспитании играет изучение традиций русского народа, их понимание и… «проживание» на какое-то время.

    Например, готовясь к защите новогодних проектов по  украшению кабинетов, мы с ребятами выбрали тематику  «Русская народная изба». Детям было интересно узнать, а как же наши предки встречали Новый год, как украшалась елка, какими были подарки? На одном из классных часов учитель и ребята подготовили презентации о святках и Колядках, традициях празднования  Нового года нашими предками. Изучив тему, мы решили инсценировать «Колядки», выучив заклички , разыграв сценки. Получилось коллективно-творческое дело,  в котором были распределены роли и обязанности участников: художники-костюмеры, ведущие, актеры сценок, дизайнеры-оформители. Но для того, чтобы украсить кабинет, необходимо знать, а какой же была она, русская изба? Что в ней находилось, какие предметы быта и обихода были у наших предков. На уроках изобразительного искусства, занятиях «Затейники» и классных часах мы собирали информацию, готовили презентации и сообщения о русской избе, о жизни русских людей, особенностях их быта. В практической деятельности ребята выполняли рисунки на тему «Убранство русской избы»,где им предлагалась роль дизайнеров. На конкурсной основе лучшие из рисунков послужили эскизом для дальнейшего украшения кабинета. Конечно, привлекались родители. Совместно с детьми, они создали в нашем кабинете атмосферу русского быта…Получилось ярко, весело, увлекательно. Ребята попробовали себя в разных ролях, несли ответственность за общее дело, смогли прочувствовать мир своих предков, таких же ребят, как они, живших в далекое время…

    Украшением елки занимался каждый из обучающихся…Практическому занятию предшествовали урочная  и внеурочная деятельность по изучению славянских игрушек. На занятиях «Затейники» ребята познакомились с историей создания славянских кукол, их классификацией и видами. Практическое занятие позволило научиться делать эту куклу своими руками. При поддержке учителя дети изготовили из мочала лошадок, а также кукол из ткани, которыми мы и украсили классную елку. Наши уроки вдохновили одну из учениц (Сажневу Анастасию) на выполнение проекта по теме « Куклы наших предков». В процессе исследования и поиска информации Настя делилась с одноклассниками самыми интересными моментами и провела мастер-класс по изготовлению игровой куклы «Малышок-голышок». С каким интересом и увлечением дети следили за объяснениями Насти и выполняли ее инструкции по созданию собственной куклы! На одном из уроков НИР Настя защищала свой интересный  проект, показав ребятам порядка 25 кукол, выполненных ею с помощью мамы!. Дорогого стоит совместная работа мамы и дочки. Не это ли одна из целей духовно-нравственного воспитании, - сплочение семьи и совместное творчество?

            Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

      Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

    На одном из уроков по окружающему миру обучающимся было предложено с помощью родителей провести исследовательскую работу по теме «Моя родословная» с последующим красочным оформлением собранной информации. Ребята с увлечением рассказывали  о своих родственниках, предках, называли фамилии, род занятий. У кого-то дерево «расцвело» пышной кроной, и сразу становилось заметно, как чтут память предков в семье, интересуются историей семьи, а у кого-то совсем скудная информация…Эту тему я подняла на одном из родительских собраний , обозначив проблему… С родителями мы пришли к выводу о том, что необходима совместная семейная деятельность по поиску информации о забытых предках. Приняли решение, что к 4 классу снова выполним проекты на эту тему.

    К празднику « Семейный выходной» будем готовиться так же тщательно, ведь пройдет он  в стиле русских народных посиделок. А это ко многому обязывает: собрать информацию, изучить историю, приготовить костюмы, самовары, песни, игры, русские народные блюда. Думаю, каждая семья нас чем-то удивит, чему-то научит!

            И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

    В своей работе по духовно-нравственному воспитания использую следующие формы деятельности:

    • классные часы,
    • познавательные беседы,
    • литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
    • игровые занятия, этические игры;
    • творческие викторины и конкурсы;
    • творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
    • лекторий для родителей.

    Перспективы работы.

    • Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
    • Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
    • Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
    • Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

    Основные темы , используемые в работе:

    • 3-й класс. Тема  «Жизнь дана на добрые дела».
    • 1. Мир крестьянского дома.
    • Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
    • 2. Жизнь человека в доме и мире.
    • Родовое дерево семьи.
    • В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

    Предполагаемые результаты.

    — Формирование знаний и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

    — перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

    — искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,

    — развитие личности учащихся;

    — заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;

    —принятие детьми ценностей народной культуры

    — степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

    Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

    • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
    • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
    • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
    •  мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА   3 класс

    ( ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ЗАНЯТОСТИ)

     Тема  «Жизнь дана на добрые дела»

     1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.

    1. Экскурсия на улицу

       Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».

    2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.

    3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».

    4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»

    «Праздник русской кухни» классный огонек.

    2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».

    1. «Каков мастер, таково и дело».

    Творческая мастерская игрушек. Изготавливаем «Стригушек» из мочала.Кукол из ткани.

    Мастер-класс по изготовлению славянских игровых кукол./Проводят обучающиеся/

    2. Конкурс поделок «Славянская игрушка».

    3. «Дом построим – будем жить». Классный час.

       Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

    4. Коллективное дело: Подготовка к Новогоднему  конкурсу по украшению кабинета. Тема «Русская изба».

    5.«Зимние святки»

        Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.

    2. Зимние забавы. «Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.

    Коллективное дело: подготовка к защите проектов к Новому году. Тема. «Русские колядки».

       3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.

    1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.

       Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.

    2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». 

       Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи. 

    3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».  

       Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

    4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…». Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.

    2. «Семейный сад». Выставка в классе.

    Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии).

       Семейная игра – викторина. 

    4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».

    1.  «Где скоморохи – там праздник, веселье».

       Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.

    2. «Приходите в гости к нам»Праздник «Семейный выходной».

       Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

    3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло». 

       Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.  

    4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»

       Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».

    Подведение итогов года.

    Используемая литератураа:

    1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
    2. Азбука нравственного воспитания.  И.А. Каиров, О.С. Богданова.
    3. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа.  Л.В. Кокуева.
    4. Нетрадиционные праздники в школе.  С. Шмаков.
    5. Игровые методики.  Н. Е. Щуркова.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://pandoraopen.ru
    2. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/
    3. http://viki.rdf.ru/item/3623


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание буквосочетаний чу-щу"

    Предмет: Русский языкКласс: 1 «Б»Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний и способов действий.УМК:  «Перспектива»Дата проведения: 14.09.2013 г....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных...

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"

    Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...

    Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

    Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»...