УМК "Перспективная начальная школа". Урок обучения грамоте (письмо). Письмо заглавной буквы Ю.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сапега Ольга Алексеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

лицей № 10 города Белгорода

 

 

 

 

 

          УМК «Перспективная начальная школа»

 

1 класс

Обучение грамоте (письмо)

 

Письмо заглавной буквы Ю.

 

 

 

 

 

 

                   Подготовила

учитель начальных классов

Сапега Ольга Алексеевна

        

 

 

Белгород, 2013 г.

 

Целевое назначение урока:

 

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

 

Тип урока:

 

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

 

Планируемые результаты

 

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

написанию прописной буквы Ю.

Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.

Регулятивные

- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.

- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составлять план и последовательность действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути  её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

- Соблюдать грамматические нормы речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 48

 

 

Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ю»

 

Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать заглавную букву Ю.

Учебные задачи:

 

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать  информацию.

4. Обучать контролировать свою деятельность в написании заглавной буквы Ю, слогов и слов с буквой Ю и написании имён собственных.

 

Учебно-методическое обеспечение

 

- Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – 2-е   изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

 

- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 

- Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

У.: - Проверьте свою готовность к уроку.

(Ученик показывает и рассказывает, как организовано рабочее место – остальные проверяют.)

Д.: - Тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш, чёрный фломастер. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист самооценки.

II. Целеполагание.

Цель:  сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

У.: - Найдите страницу, на которой мы будем работать.  Какая это страница?

Д.: - Страница 18.

У.: - Почему вы так думаете?

Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 17.

 

У.: - Посмотрите внимательно на страницу тетради. Все вместе попробуйте определить тему нашего урока.

Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: письмо заглавной буквы Ю, написание большой буквы Ю…

У.:  -  Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать заглавную букву Ю?

Д.: - Мы будем находить элементы, из которых состоит буква Ю, конструировать букву, писать ее, составлять схемы слов, выполнять задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.

 

Цель урока: научиться писать заглавную букву Ю.

 

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

 

Цель:

 

1) Актуализация опорных знаний

1. Составление плана урока

У.: - Составьте план работы, опираясь на страницу тетради и условные знаки.

(Дети составляют план работы с помощью условных обозначений.)

 

2) Распознавание  элементов буквы Ю.

У.: - Какой первый шаг по плану?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Посмотрите на элементы букв,  расположенных в правом верхнем углу страницы. Проанализируйте, из каких элементов состоит буква Ю. Закрасьте нужные круги.

У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

У.: - Сколько элементов потребовалось?

Д.: - Три.

У.: - Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.

Д.: - Полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала (2, 4, 7).

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

 

3) Конструирование буквы Ю.

У.: - Какой следующий шаг в конструировании буквы Ю?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Как проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы?

Д.: - С помощью «ключа» к конструированию письменных букв.

У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть?

Д.: - На странице 32 нашей тетради.   (В конце тетради.) Нам нужны: 12, 32 и 42 элементы. 

У.: - Сконструируйте  букву Ю. (Дети выполняют задание.)

(Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

У.: - Складываем элементы букв. Убираем конверт.

 

 

3. Подготовка руки к письму.

1) «Ленивые восьмёрки»

2) Выполнение упражнений для кистей рук.

У: - Подготовим руку к письму.

Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения для пальчиков).

3) «Прищепка» (В свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).

 

 

 

4) Написание заглавной буквы Ю.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Написание буквы.

У.: - Продолжаем нашу работу. Возьмите ручки. Пишем элементы и букву Ю в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы. Я на доске, вы по воздуху. На счет:  и – раз – и – и – и - два.

У.: - Обведите пальчиком букву Ю в большом прямоугольнике.

 У.: - Напишите элементы и букву Ю в большом прямоугольнике под счёт.

У.: - Пишем букву Ю на первой строчке под счёт.

У.: - Где начало написания буквы?

Д.: - Там, где синяя точка.

У.: - Приготовились писать вместе со мной под счёт. (1 строку диктует учитель и  2 ученика по одной букве, до конца строчки считаем про себя.)

 

 

Динамическая пауза                

 

Цель: смена вида деятельности  

Зарядка для пальцев рук.

 

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.

 

Цель: формирование способа деятельности.

 

1.Написание заглавной буквы Ю.

У.: - Вторую строчку пишем самостоятельно, считаем про себя.

У.: - Подчеркните ту букву, которая из самостоятельно написанных больше всего похожа на образец.

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

 

2. Упражнение в письме соединений: Юл – нижнее соединение, Юр – верхнее соединение.

У.: - Что написано на третьей строке?

Д.: - Слоги.

У.: - Сколько слогов?

Д.: - Два.

У.: - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего?

Д.: - У них две буквы, начинаются с буквы Ю.

У.: - С каким секретом буквы Ю мы познакомились на уроке чтения?

У.: - Ребята, найдите на странице тетради подсказку.

Д.: - Буква Ю может обозначать два звука, если стоит в начале слова или в середине после гласной буквы.

 

У.: - А в чём разница в написании слогов?

Д.: - Разные виды соединения.

У.: - Пишем под счёт. (Второй раз пишем самостоятельно под счёт.)

 

Динамическая пауза                

 

Цель: смена вида деятельности   

 «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У. - Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

 

 

VI.  Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.

1. Выполнение логических заданий с буквами.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Мы будем выполнять задания Вопрос Вопросыча.

У.: - Какой вопрос нам хотел задать Вопрос Вопросыч? Сколько требований в этом задании?

Д.: - Три требования. Найти общий элемент в буквах, сравнить буквы, перекодировать буквы.

У.: - Правильно. А выполнять его вы будете в четвёрках.

У.: - Вспомните правила работы в группах. (Правила прикреплены на доске)

Правила работы в группах:

  1. Говори в полголоса. Не кричи!
  2. Поделись своим мнением.
  3. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  4. Выбери консультанта.

 

У.: - Проанализируйте  буквы н, р, ю выделите в них общий элемент и подумайте, какой элемент нужно вписать в кружок.

Д.: - В кружок нужно вписать полоску в форме прямой линии, потому что она – общий элемент букв н, р, ю.

У.: - Сравните буквы И – У. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: - В этих буквах похожий по форме и по размеру, но различный по пространственному расположению элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.

У.: – Сравните буквы о – ю. Чем они похожи? Чем отличаются?

У.: – Переконструируйте строчную букву о в строчную букву ю.

У.: – Сравните буквы О – Ю. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: – В данных буквах похожий по форме и по размеру элемент – полоска в форме овала.

У.: – Переконструируйте заглавную букву О в заглавную букву Ю.

У.: – Сравните буквы ю – О. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: – В этих буквах есть похожий по форме элемент – овал, но различный по размеру.

 

 

  1. Составление звукобуквенных схем к словам.

У.: – Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Работа со звукобуквенными моделями слова.

У.: – Это очень трудное задание, может даже придётся провести исследование. Внимательно послушайте инструктаж.

  1. Прочитать звукобуквенную модель слова.
  2. Разбить слово на слоги.
  3. Подумать к какому слову из рабочей тетради подойдёт данная схема.
  4. Перекодировать модель звука в звук.
  5. Обозначить звуки печатными буквами.
  6. Обозначить звуки прописными буквами.

У.: – Работаем в тройках. Распределите обязанности. (Выберите капитана. Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – перекодирует печатные буквы в прописные. Работаем карандашами разного цвета. Капитан помогает распределить обязанности.)

У.: – Рассмотрите таблицу, подберите к данной модели слово из тетради.

(Юля, Юлия, Юра, Нюра)

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У.: – У кого получилось подобрать слово к данной модели?

У.: – У кого не получилось подобрать слово к данной модели? Ребята вам помогут, рассказав, как они работали.

 

  1. Презентация выполненных работ.

У.: – Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа.

Д.: – Мы посовещались и решили, что к схеме подойдёт слово Юля, потому что слово начинается с мягкого согласного звука, и буква я в начале слова обозначает два звука, а в конце слова после согласного обозначает один звук. Лера писала звуки, Артём печатал буквы, а Паша записывал прописные буквы.

У.: – Сделайте самооценку своей работы в листах оценивания.

 

  1. Письмо слов по образцу в тетрадях.

 

 Правила списывания слов.

У.: – Давайте вспомним правила списывания слов.

Д.: – Надо прочитать слово по слогам. Слово должно писаться с прописной буквы. Это имя девочки. Прописную букву подчёркиваем, чтобы запомнить. Надо обратить внимание на виды соединений в слове.

 

1) У.: – Ещё раз прочитайте первое слово. Сколько в нём слогов?

Д.: – Юля. В нём два слога.

У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?

У.: – Назовите второй слог. Обратите внимание, что слышится звук а, пишется буква я. Почему?

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.: – Напишите первое слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

2) У.: – Ещё раз прочитайте второе слово. Сколько в нём слогов?

 Д.: – Юлия. В нём три слога.

У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?

У.: – Назовите третий слог. Что вы можете сказать о нём?

Д.: – Третий слог состоит из одной буквы я, которая обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы.

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.: – Напишите второе слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

 

3) У.: – Прочитайте слоги на второй строчке.

Д.: – Лу - лу, лю – лю

У.: – Сравните их.

Д.: – Оба слога начинаются с буквы л, буквы в слогах соединены верхним соединением. Отличаются второй буквой и первыми звуками (твёрдый – мягкий).

У.: – Напишите слоги, диктуя себе по слогам.

4) У.: – Прочитайте слова на последней строчке.

Д.: – Юра, Нюра.

У.: – Обратите внимание на виды соединений в словах.

У.: – Напишите слова, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

 

5) Самопроверка. (Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги.)

У.: – Прочитайте написанное, поставьте ударение, отметьте дугами слоги.

 

 

5. Рисование узора-бордюра

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Мы будем выполнять задания Раскраскина.

У.: - Какие задания предложил нам Раскраскин?

Д.: – Определить, какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре. (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме овала.) Продолжить узор до конца страницы. Раскрасить.

 

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока

  1. Соотнесение цели и результата деятельности

У.: – Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Итог работы.

У.: – Что нового узнали на уроке? (Какие открытия сделали на уроке?)

У.: – Достигли поставленных целей?

У.: – Какие шаги были сделаны для достижения целей?

Д.: – Мы находили элементы, из которых состоит буква Ю, конструировали букву Ю, писали ее, составляли схемы слов, выполняли задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.

У.: – Каковы результаты?

Д.: – Научились писать заглавную букву Ю.

У.: – Оцените свою работу на уроке в листах оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._pismo_zagl._b._yu._sapega.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

лицей № 10 города Белгорода

          УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс

Обучение грамоте (письмо)

Письмо заглавной буквы Ю.

                Подготовила

учитель начальных классов

Сапега Ольга Алексеевна

        

Белгород, 2013 г.

Целевое назначение урока:

Первичное усвоение новых знаний и способов действий.

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик получит возможность научиться:

написанию прописной буквы Ю.

Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.

Регулятивные

- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.

- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составлять план и последовательность действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути  её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

- Соблюдать грамматические нормы речи.

Урок № 48

Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ю»

Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать заглавную букву Ю.

Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты  своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать  информацию.

4. Обучать контролировать свою деятельность в написании заглавной буквы Ю, слогов и слов с буквой Ю и написании имён собственных.

Учебно-методическое обеспечение

- Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – 2-е   изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

- Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.

Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

У.: - Проверьте свою готовность к уроку.

(Ученик показывает и рассказывает, как организовано рабочее место – остальные проверяют.)

Д.: - Тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш, чёрный фломастер. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист самооценки.

II. Целеполагание.

Цель:  сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

У.: - Найдите страницу, на которой мы будем работать.  Какая это страница?

Д.: - Страница 18.

У.: - Почему вы так думаете?

Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 17.

У.: - Посмотрите внимательно на страницу тетради. Все вместе попробуйте определить тему нашего урока.

Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: письмо заглавной буквы Ю, написание большой буквы Ю…

У.:  -  Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать заглавную букву Ю?

Д.: - Мы будем находить элементы, из которых состоит буква Ю, конструировать букву, писать ее, составлять схемы слов, выполнять задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.

Цель урока: научиться писать заглавную букву Ю.

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель:

1) Актуализация опорных знаний

1. Составление плана урока

У.: - Составьте план работы, опираясь на страницу тетради и условные знаки.

(Дети составляют план работы с помощью условных обозначений.)

2) Распознавание  элементов буквы Ю.

У.: - Какой первый шаг по плану?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Посмотрите на элементы букв,  расположенных в правом верхнем углу страницы. Проанализируйте, из каких элементов состоит буква Ю. Закрасьте нужные круги.

У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

У.: - Сколько элементов потребовалось?

Д.: - Три.

У.: - Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.

Д.: - Полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала (2, 4, 7).

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

3) Конструирование буквы Ю.

У.: - Какой следующий шаг в конструировании буквы Ю?

Д.: - Конструирование буквы.

У.: - Как проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы?

Д.: - С помощью «ключа» к конструированию письменных букв.

У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть?

Д.: - На странице 32 нашей тетради.   (В конце тетради.) Нам нужны: 12, 32 и 42 элементы.  

У.: - Сконструируйте  букву Ю. (Дети выполняют задание.)

(Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

У.: - Складываем элементы букв. Убираем конверт.

 

3. Подготовка руки к письму. 

1) «Ленивые восьмёрки»

2) Выполнение упражнений для кистей рук.

У: - Подготовим руку к письму.

Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения для пальчиков).

3) «Прищепка» (В свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).

4) Написание заглавной буквы Ю.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Написание буквы.

У.: - Продолжаем нашу работу. Возьмите ручки. Пишем элементы и букву Ю в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы. Я на доске, вы по воздуху. На счет:  и – раз – и – и – и - два.

У.: - Обведите пальчиком букву Ю в большом прямоугольнике.

 У.: - Напишите элементы и букву Ю в большом прямоугольнике под счёт.

У.: - Пишем букву Ю на первой строчке под счёт.

У.: - Где начало написания буквы?

Д.: - Там, где синяя точка.

У.: - Приготовились писать вместе со мной под счёт. (1 строку диктует учитель и  2 ученика по одной букве, до конца строчки считаем про себя.)

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности        

Зарядка для пальцев рук.

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.

Цель: формирование способа деятельности.

1.Написание заглавной буквы Ю.

У.: - Вторую строчку пишем самостоятельно, считаем про себя.

У.: - Подчеркните ту букву, которая из самостоятельно написанных больше всего похожа на образец.

У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.

2. Упражнение в письме соединений: Юл – нижнее соединение, Юр – верхнее соединение.

У.: - Что написано на третьей строке?

Д.: - Слоги.

У.: - Сколько слогов?

Д.: - Два.

У.: - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего?

Д.: - У них две буквы, начинаются с буквы Ю.

У.: - С каким секретом буквы Ю мы познакомились на уроке чтения?

У.: - Ребята, найдите на странице тетради подсказку.

Д.: - Буква Ю может обозначать два звука, если стоит в начале слова или в середине после гласной буквы.

У.: - А в чём разница в написании слогов?

Д.: - Разные виды соединения.

У.: - Пишем под счёт. (Второй раз пишем самостоятельно под счёт.)

Динамическая пауза                

Цель: смена вида деятельности        

 «Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У. - Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

VI.  Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.

1. Выполнение логических заданий с буквами.

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: - Мы будем выполнять задания Вопрос Вопросыча.

У.: - Какой вопрос нам хотел задать Вопрос Вопросыч? Сколько требований в этом задании?

Д.: - Три требования. Найти общий элемент в буквах, сравнить буквы, перекодировать буквы.

У.: - Правильно. А выполнять его вы будете в четвёрках.

У.: - Вспомните правила работы в группах. (Правила прикреплены на доске)

Правила работы в группах:

  1. Говори в полголоса. Не кричи!
  2. Поделись своим мнением.
  3. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  4. Выбери консультанта.

У.: - Проанализируйте  буквы н, р, ю выделите в них общий элемент и подумайте, какой элемент нужно вписать в кружок.

Д.: - В кружок нужно вписать полоску в форме прямой линии, потому что она – общий элемент букв н, р, ю.

У.: - Сравните буквы И – У. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: - В этих буквах похожий по форме и по размеру, но различный по пространственному расположению элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.

У.: – Сравните буквы о – ю. Чем они похожи? Чем отличаются?

У.: – Переконструируйте строчную букву о в строчную букву ю.

У.: – Сравните буквы О – Ю. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: – В данных буквах похожий по форме и по размеру элемент – полоска в форме овала.

У.: – Переконструируйте заглавную букву О в заглавную букву Ю.

У.: – Сравните буквы ю – О. Чем они похожи? Чем отличаются?

Д.: – В этих буквах есть похожий по форме элемент – овал, но различный по размеру.

  1. Составление звукобуквенных схем к словам.

У.: – Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Работа со звукобуквенными моделями слова.

У.: – Это очень трудное задание, может даже придётся провести исследование. Внимательно послушайте инструктаж.

  1. Прочитать звукобуквенную модель слова.
  2. Разбить слово на слоги.
  3. Подумать к какому слову из рабочей тетради подойдёт данная схема.
  4. Перекодировать модель звука в звук.
  5. Обозначить звуки печатными буквами.
  6. Обозначить звуки прописными буквами.

У.: – Работаем в тройках. Распределите обязанности. (Выберите капитана. Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – перекодирует печатные буквы в прописные. Работаем карандашами разного цвета. Капитан помогает распределить обязанности.)

У.: – Рассмотрите таблицу, подберите к данной модели слово из тетради.

(Юля, Юлия, Юра, Нюра)

   

                


   

У.: – У кого получилось подобрать слово к данной модели?

У.: – У кого не получилось подобрать слово к данной модели? Ребята вам помогут, рассказав, как они работали.        

  1. Презентация выполненных работ.

У.: – Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа.

Д.: – Мы посовещались и решили, что к схеме подойдёт слово Юля, потому что слово начинается с мягкого согласного звука, и буква я в начале слова обозначает два звука, а в конце слова после согласного обозначает один звук. Лера писала звуки, Артём печатал буквы, а Паша записывал прописные буквы.

У.: – Сделайте самооценку своей работы в листах оценивания.

  1. Письмо слов по образцу в тетрадях.

 Правила списывания слов.

У.: – Давайте вспомним правила списывания слов.

Д.: – Надо прочитать слово по слогам. Слово должно писаться с прописной буквы. Это имя девочки. Прописную букву подчёркиваем, чтобы запомнить. Надо обратить внимание на виды соединений в слове.

1) У.: – Ещё раз прочитайте первое слово. Сколько в нём слогов?

Д.: – Юля. В нём два слога.

У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?

У.: – Назовите второй слог. Обратите внимание, что слышится звук а, пишется буква я. Почему?

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.: – Напишите первое слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

2) У.: – Ещё раз прочитайте второе слово. Сколько в нём слогов?

 Д.: – Юлия. В нём три слога.

У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?

У.: – Назовите третий слог. Что вы можете сказать о нём?

Д.: – Третий слог состоит из одной буквы я, которая обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы.

У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.

У.: – Напишите второе слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

3) У.: – Прочитайте слоги на второй строчке.

Д.: – Лу - лу, лю – лю

У.: – Сравните их.

Д.: – Оба слога начинаются с буквы л, буквы в слогах соединены верхним соединением. Отличаются второй буквой и первыми звуками (твёрдый – мягкий).

У.: – Напишите слоги, диктуя себе по слогам.

4) У.: – Прочитайте слова на последней строчке.

Д.: – Юра, Нюра.

У.: – Обратите внимание на виды соединений в словах.

У.: – Напишите слова, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.

5) Самопроверка. (Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги.)

У.: – Прочитайте написанное, поставьте ударение, отметьте дугами слоги.

5. Рисование узора-бордюра

У.: - Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Мы будем выполнять задания Раскраскина.

У.: - Какие задания предложил нам Раскраскин?

Д.: – Определить, какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре. (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме овала.) Продолжить узор до конца страницы. Раскрасить.

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока

  1. Соотнесение цели и результата деятельности

У.: – Какой следующий шаг по плану?

Д.: – Итог работы.

У.: – Что нового узнали на уроке? (Какие открытия сделали на уроке?)

У.: – Достигли поставленных целей?

У.: – Какие шаги были сделаны для достижения целей?

Д.: – Мы находили элементы, из которых состоит буква Ю, конструировали букву Ю, писали ее, составляли схемы слов, выполняли задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.

У.: – Каковы результаты?

Д.: – Научились писать заглавную букву Ю.

У.: – Оцените свою работу на уроке в листах оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Технологическая карта урока обучение письму Тема: " Письмо заглавной буквы "Г" " УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы « Г»,  её соединений с другими б...

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....