Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

 

 

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:

  • повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

Задачи рабочей программы:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  • Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012г. №01-03/06321);
  • Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»;
  • Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ» рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

 

Учебно-методический комплект для обучающихся:

 

1. Т. Н. Соколова «Школа развития речи: курс "Речь": 1-й класс: рабочие тетради для детей 6-7 лет: в 2 ч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi.docx69.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей

начальных классов

протокол №_1_

от  «_30_» _августа_2013г.                                                                                    

«Утверждаю»                              

Директор школы

_________________Н.О.Корнилова                                      

приказ №_47/2___

от  «_2_»     сентября    2013г.                                        

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

(базовый уровень)

для 1 «Б» класса

на 2013-2014 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 33

Составитель: учитель начальных классов

Белокопытова Марина Николаевна

п.г.т.Анна

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:

  • повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

Задачи рабочей программы: 

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  • Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012г. №01-03/06321);
  • Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»;
  • Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ» рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

Учебно-методический комплект для обучающихся:

1. Т. Н. Соколова «Школа развития речи: курс "Речь": 1-й класс: рабочие тетради для детей 6-7 лет: в 2 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В системе предметов  внеурочной деятельности курс «Школа развития речи» представлен в разделе «Развитие коммуникативной деятельности учащихся». Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

     Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

     Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

     Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Для реализации развития связной речи учащихся используется программа «Школа развития речи» Т.Н. Соколовой.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. Слово
  2. Предложение и словосочетание
  3. Текст
  4. Культура общения

Рекомендуемая модель занятий:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология».

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Результатом  работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    На изучение курса «Школа развития речи» в 1 классе  выделяется— 33 ч (1 ч в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

 критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.          

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,  концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств  для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы организации образовательного процесса: уроки рефлексии, уроки открытия новых знаний, уроки систематизации знаний.

Виды и формы контроля: проверочная работа, самоконтроль.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» действует система безотметочного обучения для обучающихся 1-2 классов на основании «Положения об оценивании результатов освоения образовательной программы начального общего образования»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Дополнительная литература

1. Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы). – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

2. Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.

3. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

4. Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.

5. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.

6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. – Волгоград, 2003. – 160 с.

7. Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. – Воронеж: ВОИПКРО, 1998. – 18 с.

8.Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

9.Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

10.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

11. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.

12. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Курс Речь. Методическое пособие. 1 класс

13. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.

  • Информационно-коммуникационные средства обучения
  1. Компьютерная  образовательная  программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».
  2. презентационное сопровождение уроков.
  • Интернет-ресурсы.

htt p://kidsbook.narod.ru/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

http://ya-umni4ka.ru/ 

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html

http://www.zavuch.info/

 http://pedsovet.org

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://900igr.net/

http://viki.rdf.ru/

http://www.o-detstve.ru/

http://www.it-n.ru/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=17

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наглядные пособия.

  • Таблицы: Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Набор букв, цифр, знаков.
  • Модель «Звукобуквенная лента».
  • Касса «Лента букв»

Технические средства обучения.

  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Компьютер.

Подпись учителя____________/Белокопытова М.Н.


Календарно-тематическое планирование учебного материала

внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 1 «Б» класса на 2013-2014 учебный год.

Учитель:  Белокопытова М.Н.

№ урока

Дата урока

Тема урока

(тип урока)

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля

план

факт

предметные

личностные

метапредметные

1

14.01

Речь.  ОНЗ

Определить роль речи в жизни людей. Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога выразительной речи. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Оформлять предложения на письме и в устной речи.

П: научатся применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем; применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию). Л: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать. Р: участвовать в постановке проблемы урока; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; К: адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

2

16.01

Тише, громче… ОНЗ

урок-исследование

3

21.01

Слова, слова, слова… ОНЗ

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Понимать необходимость обогащения словаря.

П: составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами; сравнение слов по звучанию и значению; определение значения слов; подбор слов для обозначения действий предметов, их качеств и свойств; Р: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

4

23.01

Озорные буквы. ОНЗ

Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

П: видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила. Р: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

урок-игра

5

28.01

Слова играют в прятки. ОНЗ

Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову.

П: работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно. Р: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

6

31.01

Слово и его значение. ОНЗ

Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления. Различать прямое и переносное значение слова

систематизация знаний о значении слов русского языка; умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом  и по алгоритму; формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому  и выразительному;  работа с толковым словарем; объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок, смысла пословицы о языке; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей;

7

04.02

Прямое и переносное значение слова. ОНЗ

П: Научатся определять значение слова, объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену; работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.

урок-исследование

8

06.02

Многозначные слова. ОНЗ

9

18.02

Омонимы. ОНЗ

Различать омонимы по значению. Употреблять омонимы  в речи.

П: выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

10

20.02

Синонимы. ОНЗ

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов в речи

П: различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов) Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

11

25.02

Антонимы. ОНЗ

П: пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками. Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

12

28.02

Тематические группы слов. ОНЗ

Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова – названия предметов, названия признаков, названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? Что делает? Кто? Что?) Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики. Подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст, облик человека, качества и черты характера)

П: работать со словами различных тематических групп. Р: адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели; К: участвовать в продуктивном диалоге, проявлять самовыражение: монологические высказывания разного типа. Л: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности

экскурсия

13

04.03

Наш цветной мир. ОНЗ

Формирование первичного представления об образности. Объяснять смысл пословиц. Составлять тексты, используя образные слова.

П: работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста. Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

урок-путешествие

14

06.03

Что на что похоже. ОНЗ

Формировать первичное представление о сравнении. Составлять образное описание предмета на основе своих наблюдений.

П: употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения. Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий Л: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности

15

11.03

Голоса природы. ОНЗ

Использование изученного материала для развития воображения, памяти. Работать с текстом, вставлять подходящие по смыслу слова, выражения.

П: использовать собственные наблюдения при работе с текстом. Р: принимать и сохранять учебную задачу, использовать общие приемы решения задач. К: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

16

13.03

Проверочная работа. ОК

Участие в решении учебной задачи, слушание и принятие данного учителем задания, планирование действия согласно поставленной задаче. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

П: находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения. Л: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности.

Проверочная работа №1

17

18.03

Загадки. ОНЗ

Находить слова-подсказки в загадке, составлять свои загадки, работать с анаграммами, шарадами и т.п.

П: отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Осуществлять поиск и выделение информации, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, К: слушать и понимать речь других, работать в паре. Л: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

18

20.03

Культура речи. Вежливые слова. ОНЗ

Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.

П: выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком. Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Осуществлять поиск и выделение информации, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, К: слушать и понимать речь других, работать в паре. Л: формирование индивидуального стиля  деятельности,  осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план; формирование позитивного отношения к своей  деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).  

круглый стол

19

03.04

Пословицы. ОНЗ

Находить в тексте пословицы, объяснять их значение, использовать в речи, составлять пословицы из разрозненных частей.

П: составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Осуществлять поиск и выделение информации, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, К: слушать и понимать речь других, работать в паре. Л: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

20

08.04

Учимся рассуждать. ОНЗ

Определять причинно – следственные связи между предметами, явлениями, событиями. Восстанавливать деформированный рассказ.

П: устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. Р: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, определять цель выполнения заданий на уроке. К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Л: формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

мини-диспут

21

10.04

Учимся рассуждать. Р

22

15.04

Текст. ОНЗ

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге. Выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к услышанному,  прочитанному. Выделять в тексте главную мысль и подбирать  заглавие к тексту. Определять тему текста и составлять текст  на определенную тему. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждать особенности построения текста и выделять опорных слов. Отрабатывать  навыки построения связного текста.

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге. Выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к услышанному,  прочитанному. Выделять в тексте главную мысль и подбирать  заглавие к тексту. Определять тему текста и составлять текст  на определенную тему. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждать особенности построения текста и выделять опорных слов. Отрабатывать  навыки построения связного текста.

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге. Выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к услышанному,  прочитанному. Выделять в тексте главную мысль и подбирать  заглавие к тексту. Определять тему текста и составлять текст  на определенную тему. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Обсуждать особенности построения текста и выделять опорных слов. Отрабатывать  навыки построения связного текста.

П: Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом), делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему Л: проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника

23

17.04

Текст. Р

24

22.04

Заглавие текста. ОНЗ

П: находить главные строки текста, озаглавливать его. Л: проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника

урок- игра

25

24.04

Тема текста. ОНЗ

П: объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу. Л: проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся Р: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей. К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника

26

29.04

Повторение пройденного. Р

П: дополнять предложения, составлять их, называть тему текста. Л: Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. К: Умение объяснять свои действия, работать в группах, парах. Р:  Выполнять самооценку работы на уроке; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели; Уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания.

викторина

27

06.05

Опорные слова. ОНЗ

П: находить опорные слова, составлять по ним текст. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться. Р: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  К: участвовать в учебной дискуссии, слушать собеседника, умение объяснять свои действия.

28

08.05

Мы строим текст. ОНЗ

П: пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться. Р: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  К: участвовать в учебной дискуссии, слушать собеседника, умение объяснять свои действия.

29

13.05

Мы строим текст. Р

П: определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться. Р: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  К: участвовать в учебной дискуссии, слушать собеседника, умение объяснять свои действия.

30

15.05

План текста. ОНЗ

Составлять план текста, обсуждение его особенностей. Определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план.

П: определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. Р: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  К: осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Л: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

31

20.05

План текста. Р

П: делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям. Л: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться. Р: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.  К: участвовать в учебной дискуссии, слушать собеседника, умение объяснять свои действия.

32

22.05

Проверочная работа. К

Проверять, оценивать работу Организовывать самопроверку.

П: применять полученные знания в нестандартной ситуации. Научиться проводить контроль своих знаний, быть особенно внимательным и точным в своих действиях

Проверочная работа №2

33

27.05

Повторение пройденного. Р

Повторять и систематизировать изученные знания.

П: Закрепят умение использовать знания, полученные при изучении курса. Л: имеют стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений. Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника.

Урок-конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная рабочая программа является коррекционной  для  обучения  обучающихся    3-4 классов  с  умственной  отсталостью,  составлена  с  учет...