"Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Саменкова Ольга Валерьяновна

   Урок   русского языка  в 1 классе.

   Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении темы «Текст, предложение, диалог». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_samenkova_pered.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Проект урока по теме:

«Предложение»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса

Саменкова Ольга Валерьяновна

Квалификационная категория – высшая

Стаж работы учителем начальных классов – 40 лет

Арзамас

2015 год


Учебный предмет:   Русский язык

УМК: . Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.   (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,). М. Просвещение, 2013. – (Школа России)

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: знакомство с видами предложений по цели высказывания

Задачи урока: 

  • образовательные: научить детей определять границы предложения;  

употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения;

выбирать знак в конце предложения;

  • развивающие: развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух;
  • воспитательные: работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других).

Ожидаемые результаты:

  • формирование представления о видах предложения по цели высказывания;
  • развитие внимания и фонематического слуха;
  • повышение интереса к книге и культуре общения.

Оборудование: 

  • учебник;
  • письменные принадлежности;
  • картинки-иллюстрации.
  • компьютер
  • интерактивная доска

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

  • умение составлять слова из слогов;
  • владение понятиями «имена собственные и нарицательные»;
  • работа с конструированием  предложений;
  •  умение работать со схемами;
  • умение работать с интерактивной доской;
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  
  • умение оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

Этапы урока и хронометраж:

  1. Мотивация к УД – 2 минуты.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений - 7 минуты.
  3. Постановка учебной задачи.  – 4 минут
  4. Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания) – 10 минут.

Физкультминутка – 2 мин.

  1. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) – 5 минут
  2. Самостоятельная работа  – 4 минуты
  3. Рефлексия УД – 1 минута.

Содержание урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к УД.

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!  

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

1.Игра «Составь слово»(На доске запись)

ло  е   пред  ни  же

-Что записано на доске?

(Ответы детей: буквы, слоги. Буква е особенная:  она и буква и слог)

-Из данных слогов составьте слово

- Что такое предложение?.

(Ответы детей: предложение – это когда слова связанны между собой по смыслу)

-Из чего состоит предложение?

(Ответы детей: из слов)

2.Конструирование предложений

(На доске записи)

Кот, у, Тишка, жил, Миши.

Душистая, лугу, на, трава.

-Это предложения? Почему? (Ответы детей: слова не связаны между собой по смыслу)

-Составьте предложения из данных слов.

-Как мы оформляем предложения?

(Ответы детей: предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).

(Записываем предложение с комментарием -2 ученика)

-Составим схемы к данным предложениям.

(Схемы составляются на доске)

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Формирование действий анализа и синтеза.

3.

Постановка учебной задачи.

Ребята, а как вы думаете. в конце предложения ставят только точку?

(Ответы детей: нет. мы встречали и другие знаки).

-Отгадайте, о каких знаках идет речь?

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся  коромыслом.(?)

Загораживает путь предлагает отдохнуть. (,)

Бурным чувствам нет конца6 пылкий нрав у молодца! (!)

                     А.Шибаев

(Ответы детей:?. !)

-Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке?

(Ответы детей:  будем работать с предложениями, на конце которых будут стоять  разные знаки препинания))

Тема  урока:  Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Сегодня на уроке:

  • Нам нужно будет научиться определять границы предложения.
  • Нужно учиться писать слова в предложении раздельно.  
  • Употреблять заглавную букву в начале предложения и ставить знаки препинания в конце предложения.
  • Учиться выбирать знак в конце предложения

Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

1.Находить предложение.

2.Определять его границы.

3. Будем читать предложения.  

4.  Определять знак в конце предложения.

      ______   _____   ____ . ? !

   

 -Ребята.  А для чего мы всё это будем делать?

(Ответы детей: чтобы собрать полную информацию о предложении.).

Работа с интерактивной доской.

Собери  схемы предложений.

(Скоро наступит весна?

Скоро наступит весна!

Скоро наступит весна.)

Работа с интерактивной доской.

Составь из слов три предложения по указанным схемам.

(Светило, солнышко. сверкали, сосульки, на, крышах. весело. чирикали. воробьи)

Это текст? Докажите.

(Ответы детей:)

О каком времени года говорится в тексте?

(Ответы детей:)

Кто весело чирикал7

 (Ответы детей: воробьи)

Что вы знаете об этой маленькой серой пташке?

(Ответы детей:)

-Как вы понимаете пословицу «Слово не воробей – вылетит -не поймаешь»

(Ответы детей: можно подумать, что воробей доверчивая птица, она же обитает в городе, значит она не боится человека и даже можно к ней подойти совсем близко)

-А это что за птица?

Носит серенький жилет

Но у крыльев- черный цвет

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат:

Карр! Карр! Карр!

(Ответы детей: ворона)

Как вы понимаете следующие выражения:

-Ворон считать.

(Ответы детей: отвлекаться)

-Вы знаете, что часто будете встречать слова, которые произносятся совсем не так, как пишутся. В таких случаях говорят, что произношение расходится с написанием. Написание букв в таких словах нужно запомнить. И называться они будут словарными словами.

Вывешиваем карточку с этими словами на доску.

Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные.

Запомните сочетание оро.

-Придумайте предложения с этими словами (устно)

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

 

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Познавательные:

Формирование умения  использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.

Формирование умения  планировать  предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).

Личностные:

Формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.

Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания)

Музыкальная физкультминутка

  1. Объяснение. Работа по учебнику

Упр.№4 (с 12)

-Прочитайте. Кто смог разобраться в этих записях?

(Ответы детей: разобраться сложно, т.к все слова написаны слитно)

-Так что нужно сделать, чтобы разобраться в записях?

(Ответы детей: разделить предложения на отдельные слова)

-Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп.

(Ответы детей: работа в парах)

-Запиши скороговорку, правильно обозначая начало и конец.

(Самостоятельная работа, взаимопроверка в парах)

-Как вы обозначили начало и конец предложения?

(Ответы детей: начало предложения пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку).

 Работа по учебнику Упр. №5 (с.12)

-Рассмотрите схемы предложений. Прочитайте предложения.

-Сравните схемы и предложения. Что можете сказать?

(Ответы детей: Есть предложения, распространенные и нераспространенные. Есть предложения, в конце которых стоит .,?,!)

-Найдите схемы, которые соответствуют каждому предложению.

(Ответы детей:)

-Почему знаки разные?

(Ответы детей: мы произносим предложениях с разной интонацией: там ,где стоит точка- спокойно ,там, где стоит ?-вопросительно, там , где стоит !-с восхищением)

-Почитаем  на с.13, что нам нужно запомнить

-Как  в письменной речи оформляется предложение?

(Ответы детей:  предложение пишем с заглавной буквы, записывая каждое слово отдельно. В конце предложения ставят точку (либо!,?).

 

Музыкальная физкультминутка для глаз «Солнышко»

Показ картинки на интерактивной доске.

   

Познавательные: 

Формирование умения извлекать информацию из схем,  текстов.

Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать  друг друга и вступать в учебный диалог.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций и текстов.

5.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Работа по учебнику Упр.6 (с.13)

- Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?

(Ответы детей: « Три медведя»)

-Сколько предложений в тексте?

(Ответы детей: 5)

- Как при чтении выделяем границы предложений?

(Ответы детей: после каждого предложения делаем остановку-паузу).

- Как на письме обозначаем начало и конец предложения?

(Ответы детей:  предложение пишем с заглавной буквы,  записывая каждое слово отдельно. В конце предложения ставят точку.

-Какое задание вы можете предложить?

(Записать предложения, подчеркнуть гласные, разделить на слоги, поставить ударения).

Я задумала задание, которое предложил Артем. Запишите два предложения. В  словах подчеркните гласные, поставьте ударение и разделите на слоги

(Самостоятельное выполнение обучающимися предложенной работы).

Заслушивание ответов.

Оцените свою работу: на полях в тетради поставьте

Знак +: всё без ошибок

 Знак -: есть ошибки

Коммуникативные: Формирование умения  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

6.

Самостоятельная работа.

Работа по рядам

Игра «Знаки препинания»

-поставьте знаки препинания в конце предложений.

( Три текста на доске без знаков препинания-)

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего.

               К.Чуковский.

(Учащиеся по цепочке  по рядам поочередно выходят к доске и ставят знаки препинания.)

 Подведение итогов: какой ряд выиграл.

-Найдите вопросительные предложения. Сколько их?(4)

-Прочитайте их с вопросительной интонацией.

-А теперь конкурс на лучшего чтеца.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

7.

Рефлексия УД.

Переверните вашу карточку и  отметьте крестиком:

  • Трудно ли вам было на уроке?
  • Интересно ли вам было на уроке?
  • Поняли ли вы новый материал?

___________________ - Т

___________________- И

___________________- П

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;  умение оценивать процессы и результаты своей  деятельности.

Самоанализ урока обучение чтению.

   Урок   русского языка был проведён в 1 классе.

   Тип урока – изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении темы «Текст, предложение, диалог».

   Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.

   Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся. Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода.      

   Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

(Работа с фразеологическими оборотами)

   На уроке широко использовались творческие задания, требующие применения знаний в новой ситуации. (Составь из слов предложения.)

   Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. (Дополни предложение, умение поставить вопрос и предложить свои варианты выполнения заданий.)

   В соответствии с темой урока, задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Работа в группах создавала благоприятные условия для включения всех детей в активную работу на уроке.  При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслил, выражал своё мнение. В группах рождались споры, обсуждались разные варианты решения, шло взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

   На уроке были использованы  следующие технологии:

  • ИКТ;
  • игровая деятельность;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие (музыкальная физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности обучающихся);
  • работа в группах и парах.

   Используемые технологии  повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности,  что обеспечило работу всего класса, позволило обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».

   На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии (распределить по группам буквы, определить задуманное слово по частичному описанию).

   Использовалась условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства – при составлении плана работы на уроке используем знаки-символы.).   Данная наглядность помогала решить  учебно-практические задачи. Средства обучения использовались целесообразно с учетом специфики программы, возраста обучающихся и уровня их развития.

    В усвоении учебного материала использовались разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные - знаки согласия и несогласия).

На уроке ставились перед детьми учебные задачи, дети их осознавали. Обучающиеся принимали участие в целеполагании. Велась работа по усвоению детьми способов действия. (Открытие детьми темы урока, плана урока).

   Были определены следующие задачи: познакомить обучающихся свидами предложений по цели высказывания; развивать речь, логическое и вариативное мышление, фонематический слух; воспитывать интерес к учебным заданиям, работать над культурой речи обучающихся, воспитывать культуру общения в группах (умение слушать и слышать других); устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.              

   Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД  и психологических особенностей детей данного возраста.

   Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.ориентация на новые образовательные результаты;

2. нацеленная деятельность на формирование УУД.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • познакомить детей с видами предложений по цели высказывания
  • закрепить знания детей об именах собственных, нарицательных, распространенных и нераспространенных предложениях;
  • закрепить умение работать по схеме в определенном порядке.
  • развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции,  моторику,  обогащать словарный запас обучающихся;
  • расширить знания об окружающем мире, обогащать словарный запас.
  • прививать любовь к чтению, к книге;
  • формировать познавательный интерес;
  • воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
  • учить работать в парах, группами, сообща.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме планировалось сформировать следующие УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные: формирование положительной мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: 

  • формирование умения анализировать, делать выводы;
  • формирование умения планировать  предстоящую работу;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Регулятивные:

  • формирование способности принимать учебную цель и задачу с помощью учителя;
  • формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения оценивать процессы и результаты своей  деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • формировать умение слушать  друг друга и вступать в учебный диалог.

При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

Обучающиеся познакомились со словами, произношение которых расходится с написанием.

Обучающиеся  проявляли на уроке познавательную активность, выступали  в роли субъектов деятельности. (предлагали разные варианты решения заданий.)

На  проведенном уроке был выбран оптимальный темп, соблюдались  временные рамки выполнения заданий.

На уроке многие задания предлагали сами дети, что свидетельствует о демократичном стиле общения. Было организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом.

Считаю, что на уроке были достигнуты поставленные задачи. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. На уроке создавались ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имели  возможность высказывать собственную точку зрения.

Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим  древнему мыслителю, философу  Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

     

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Собери схемы предложений

Демонстрация

Иллюстрация

Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого

«Текст и предложение»

2.

Составь из слов три предложения

Демонстрация

Иллюстрация

Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого

«Текст и предложение»

2

Словарные слова

Демонстрация

Иллюстрация

Русский язык (. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной,В.Г.Горецкого

« Текст и предложение».

3

Музыкальная физкультминутка для глаз

Анимация

Видеофрагмент

28020_BzO.rar\СОЛНЫШКО - RAR archive, unpacked size 1 876 654 bytes

Использованные источники:

  1. Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.   (В.П.Канакина,В.Г. Горецкий,). М. Просвещение, 2013. – (Школа России)
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Начальная школа, 1994.
  3. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.
  4. Русский язык 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD).
  5. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М..: АРКТИ, 2013.
  6. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

7Музыкальная физкультминутка для глаз..28020_BzO.rar\СОЛНЫШКО - RAR archive, unpacked size 1 876 654 bytes


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...