Урок русского языка по теме "Части речи". Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татаринова Наталья Васильевна

Конспект урока русского языка 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе "Части речи" (обобщение).

Авторы учебника: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Тема: Части речи (обобщение).

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания о частях речи;

развивать орфографическую зоркость, словесно-логической мышление, умение строить умозаключения; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Оборудование: карточки, мультимедийная программа.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Сегодня у нас на уроке русского языка присутствуют гости, учителя – филологи, те которые преподают русский язык и литературу в  старшей школе.

  1. Вхождение в урок.

Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?

Как можно назвать пять дней подряд, не используя названия дней недели? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

А какое сегодня число? Какое было вчера?  Какое число было в воскресенье?

- Чем знаменательно 1 мая?

Какой главный труд у нас с вами?

Откройте тетради, запишите число и "Классная работа".                    4 мая. Классная работа.

Определите части речи у записанных слов

 

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы выяснили какими частями речи являются данные слова. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(высказывания детей)

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, будем повторять особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли.

   

  1. Работа по теме урока

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какая часть речи самая главная в русском языке? (объясняют)  

- Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (проецируется портрет и высказывание).

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

             - Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова).

             - Девочки сосчитают только имена существительные (14 слов).

- Давайте, сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем

- Прочитайте стихотворение, убрав все существительные (прямо зачеркните их в стихотворении)

- Нужны ли существительные в русском языке? Зачем?

- Мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи. Разберите существительное у ручья как часть речи. (У доски с комментированием выполняют морфологический разбор один ученик)

У ручья – (чего?), сущ.,

н.ф. ручей,

неодуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п.,

дополнение

(Самостоятельно у доски работает другой ученик)

Лица – (чего?), сущ.,

н.ф., лицо,  неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п.,

дополнение

(Проверьте и  оцените самостоятельную работу ученика)

- Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи.

 По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.

Послушайте стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Вы совершенно правы, это глагол.

А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

Ваша задача придумать как можно больше глаголов к существительному

Повар -…,  варит, жарит, парит, готовит, украшает, кормит…

врач - …..,

учитель - …,

ученик - …,

баянист - …,

художник - …,

портниха - …,

продавец - …,

пекарь - ..,

ветер - …,

трава - ..,

дождь - …,

огонь - …,

солнце - ..,

вода - ..

Запишите ваш столбик слов и придумайте к ним по 1 глаголу, определите спряжение.

Что у вас получилось    Проверка

Что ещё можно определить у глаголов.

(лицо, число, время, у гл. прош. пр. – род)    

УСТНО    Быстро

Бегает   лицо  3

Скачет  спр    1

Писать   лицо

Гуляет    род (нельзя н.в)

Рисовала    род   ж.р.

Физ. минутка.     Музыка.

 Послушайте отрывок из музыкального произведения  и постарайтесь передать музыку, употребив глаголы.

Сможем ли мы обойтись без глаголов

Прочитайте высказывание А.Н. Толстого (проецируется портрет и высказывание).

(сначала сами, затем 1 вслух)

«Русский народ создал русский язык,

яркий, как радуга после весеннего дождя,

меткий, как стрелы,

певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

- Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка.

Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

                                                                                    (ярче, красочней)

Работа с карточками

Перед вами воздушные шары,  Выбирите, пожалуйста, тот, который вам больше нравится. Чем выше шарик, тем сложнее задание.

Ваша задача выполнить задание которые вы найдёте на них.

ТЕКСТ

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка.

Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу.

 

Спиши.

Подчеркни прилагательные волнистой линией.

Найди прилагательные, определи у них род, число, падеж.

Прочитай текст. Выпиши словосочетания прил + сущ. Определи у прилагательных , род, число, падеж.

ПРОВЕРКА

Проверка (оцените, правильно ли вы сделали, поставьте оценку на полях)

Можем ли мы в своей речи обойтись без прилагательных?

Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные.

«Четвёртый лишний»

Прочитайте, пожалуйста, слова.  Запишите. Найдите лишнее. Почему?

Горизонт, труд, слева, дружба.

Разберите наречие по составу. Проверяем.

Собери пословицу

 Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.

Проверьте.

Как вы понимаете пословицу

Подпишите у каждого слова части речи

Взаимопроверка.

Какая часть речи самая главная в русском языке?

Рефлексия

Встаньте пожалуйста  те, кому на уроке было интересно.

Хлопните те, кому было трудно.

На какую оценку вы поработали сегодня на уроке?

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы добросовестно трудились.

СПАСИБО ЗА УРОК

Дополнительно:

Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;
  • зелёным – слова, обозначающие действия;
  • синим – слова, обозначающие признак;
  • жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

актёр

     радость 

 смешит

окна

весёлая

холод 

у

люди

вкусный

 Илья

пение

прозрачное

перед

зелень 

раннее

за

от

ушёл

под

на

жёлтая

смелый

с

свистел

выучит

рисует