Трудности в обучении письму
статья по русскому языку на тему

В статье рассказывается о том, какие трудности испытывают первоклассники в обучении письму, раскрываются причины этих затруднений. Также даны рекомендации и игры, которые можно использовать на уроках русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_obuchenii_pismu.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности в обучении письму.

       Самой главной задачей начальной школы является обучение детей грамоте. Чем лучше ребенок усвоит этот навык, тем эффективнее будет дальнейшее обучение. К сожалению, далеко не все дети быстро овладевают письмом и чтением.

Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных психических процессов, который взаимодействует с такими психологически процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает в своем развитии, то страдает вся цепочка.

Как понять, что ребёнку действительно трудно даётся правописание?

Понять это можно по характеру ошибок, которые ребёнок допускает. Например:

- отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

- не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

- зеркальное письмо: буквы С, Э, Б, В и др. перевёрнуты в другую сторону;

- повторение одной и той же буквы в написании слова, например: ПИРОП вместо СИРОП;

- замена букв: Б-Д (КЛУДНИКА), Ж-Х (ПУЖОВЫЙ),

- ошибки в правописании гласных в ударных слогах( УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ);

- пропуск букв, смешение букв, сходных по начертанию, замена слогов (ЛЕТЕВИЗОР) вместо ТЕЛЕВИЗОР);

- забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ, Э) или прописных букв;

- плохая каллиграфия, нарушение гигиенических требований, резкое колебание почерка.

Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью».

Но бывает, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?

  • Не ругать ребенка и всячески помогать.
  • Больше проявлять заботу и внимание.
  • Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.
  • Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Корректирующую работу необходимо начинать сразу же, как стали очевидными трудности в овладении письма. Родителям важно знать, что сама собой проблема не уйдет. Необходимо постоянно тренировать память и развивать внимание, стоит помнить, что все эти психологические процессы взаимосвязаны между собой. Начинать необходимо с самых простых упражнений и заданий, даже если они не совсем соответствуют возрастной норме.

Для овладения правильным письмом необходимо всегда проговаривать слова. Выделять значение слова, корни, находить однокоренные слова. Давая различного рода задачи, развивается и мыслительный процесс, вскоре ребенок начнет самостоятельно замечать свои ошибки и исправлять их.

Главное- это сила воли и желание помочь своему малышу справится с этим дефектом. Постоянное пополнение словарного запаса, заучивание скороговорок и стихов, также помогут ускорить процесс. Ко всему необходимо подходить в комплексе. Развивая один психологический процесс, происходит влияние и на другие не мало важные процессы. Родителям важно знать, что необходимо постоянно расширять и кругозор ребенка. Чаще ходить на разнообразные выставки, в музеи, театры. Больше читать малышу, показывать наглядный материал и рассказывать познавательные истории. Постоянна работа с ребенком, поможет ему справиться со всеми проблемами, и в дальнейшем с ними больше не сталкиваться.

Какие же могут быть трудности в обучении письму и причины этих затруднений?        

1. Плохая каллиграфия; нарушение гигиенических требований.

 (положение руки, ручки, тетради)

 Леворукость - плохо развиты мелкие мышцы пальцев.

 Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

2. Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги.        Слабо развит фонематический слух, зрительная память.

 3. Пропуск, замены, перестановки букв при  письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию.        Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи.

4. Ошибки на уровне предложения — не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы.        Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память.

5. Медленное чтение. Недоразвитие фонематического слуха , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие.

6. Медленный темп работы. Медлительны по природе, неготовность к школе,

7. Не запоминают правила, стихи, предложения. Неготовность к школе, слабое речевое развитие.

8. Допускают ошибки на правила:  ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласны. Не развита орфографическая зоркость.

 

Неудачи в овладении письмом приводят школьника  к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде. У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение , способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию. Как же заниматься с такими детьми?  Психологи советуют - ИГРАТЬ!

Дети любого возраста любят и хотят играть. Предлагаемые игры на занятиях русского языка не только помогут преодолеть трудности в овладении языком, но и позволят полюбить его.

Игры, используемые на коррекционных занятиях по русскому языку

"Паровозик"

 

Игра развивает фразовую речь, расширяет словарный запас, особенно количество прилагательных в активном словаре ребёнка. Она также активно тренирует вербальную память ребёнка.

Правила игры. Первый игрок называет любое существительное-подлежащее, второй игрок должен сказать глагол-сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории. Важно, чтобы предложение становилось длиннее и было при этом осмысленным. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Игра «4 лишний».

Ведущий называет  четыре слова, 3 из них обозначают действие предметов, а одно слово лишнее. Нужно назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным:

а) идёт, квакает, пишет, дерево;

б) играл, учил, книга, танцевал;

в) спел, мальчик, сбежал, срисовал.

"Театр"

Ведущий называет слова. Игрок должен хлопать один раз в ладоши, если в слове нет Ь, и два раза - если в слове есть Ь. Слова для игры: Лена, школа, пальто, Илья, зима, перья, ручка, семья, бежать, мыльница, кусты.

"Немой"

Нужны 2 карточки : одна с Ь, другая с Ъ. Ведущий называет слова, а игрок показывает карточку с Ь, если он есть в слове и карточку с Ъ, если он есть в слове. Слова для игры: соловьи, друзья, объезд, съезд,  бьёт, вьёт, вьюга, семья, съёмка, подъём, платье, шьёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Трудности в обучении письму и чтению"

Рекомендуется для родителей второклассников....

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Если возникли трудности в обучении письму.

Если у вашего ребёнка возникли трудности в первом классе на уроках письма, прочитайте, возможно, вы определитесь с решением проблемы....

Трудности при обучении письму

Эта статья интересна учителям и родителям....

Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению.

Приёмы и средства преодоления трудностей по обучению письму и чтению....

виды трудностей при обучении письму и возможные их причины

Материал полезен учителям начальных классов, работающим с детьми с нарушением зрения...