Урок по русскому языку "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Белокопытова Галина Александровна

Раскрытие тайн прошлого из старинной рукописи. Исследование группы слов, которые употребляются вместо имени существительного, не называя предметы, а только указывая на них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме «Местоимение».

3  класс

Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории Белокопытова Г.А.

Апрель, 2015 год

Урок-исследование по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Тема урока « Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

Цель методическая - создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные - формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Задачи урока.

Предметные:

  • дать понятие о местоимении как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении;
  • развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;

Метапредметные:

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение
    ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую
    тему.
  • анализировать и классифицировать по определенному признаку
    при выделении признаков местоимения как части речи;
    воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Планируемый результат обучения. Познавательные УУД:

  • умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
  • умение оценивать свой результат;
  • умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.

Регулятивные УУД:

анализировать и классифицировать по определенному признаку
при выделении признаков местоимения как части речи;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Планируемый результат обучения. Познавательные УУД:

  • умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
  • умение оценивать свой результат;
  • умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.

Регулятивные УУД:

  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • выделение и осознание уже полученных знаний;
  • умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

Личностные УУД:

• учить общению, позитивному отношению к окружающим.

Ресурсы: оборудование для учителя: нетбук, проектор

Для учеников: учебник «Русский язык.3 класс» Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, многоразовые карточки с «волшебными» фломастерами.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Здоровья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, урока не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

2.Разминка

  • . Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?
  • Оно живёт в проводах.
  • Назовите имена трёх поросят.
  • У слонихи сын – … слоненок, а у коровы – … ?
  • Какое варенье получится из малины?
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  • Тёмное время суток.
  • Что дольше длится год или 12 месяцев?
  • Сколько будет 3+4?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 

  • - Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)
  • Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете и назовете тему урока сами

Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)

Тогда давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.

Запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа).

4Чистописание .

Вопрос на засыпку. Какой был последний ответ из разминки?

Запишите транскрипцию этого слова.

В слове «семь» охарактеризуйте последний звук. Какой буквой он обозначается?

На доску выводится слайд «Написание букв «М,м». Почему мы пишем именно эту букву, вы догадаетесь попозже.

5. Постановка учебной задачи.

Словарная работа.

Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.

Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, а некоторые слова и вовсе перепутали свои места. Как вы считаете, на какие группы можно разделить эти слова?

Археолог, мы, вы, л . пата, ты, кисточ.ка, она, я, рук . пись. Давайте запишем эти слова в два столбика.

Что общего между словами 1 столбика? ( Что обозначают? К какой части речи относятся?)

Давайте посмотрим на слова 2 столбика. Встречались мы с такими словами? Где? А знакомы ли мы с ними?

Сегодня мы попытаемся выяснить, к какой части речи относятся эти слова, что они обозначают, на какие группы делятся.

6. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 

Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях. И мы с вами тоже отправимся в музей.

Работа в парах на многоразовых карточках.

Наш класс пригласили в музей. Музей находится на втором этаже школы. Музей посещают школьники и гости нашего лицея.

Не заметили ли вы в тексте какой-либо недостаток? Как можно его исправить? (Заменить слово музей.) Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, его.) Давайте прочитаем отредактированный текст и запишем его в тетради. 

Для чего заменили слово музей на эти слова?

Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного. Сейчас узнаем к какой части речи относятся слова-заместители имени существительного.

Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!

Существует много разных музеев . Слышали ли вы про музей в передаче «Поле чудес»? Давайте сделаем перерыв в нашем исследовании и побываем на этой передаче.

На интерактивной доске появляются клеточки, при нажатии на которые открывается буква.

Очередность открывания букв определяет «барабан», разделенный на сектора.

М Е С Т О И М Е Н И Е

Вернемся к нашему исследованию.

Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и она имеет название МЕСТОИМЕНИЕ.

Значит, это и есть та часть речи, о которой говорится в грамоте, и мы сегодня будем о ней говорить. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

Прочитаем фразу в рукописи, которая у нас получилась.

Местоимение – часть речи. Вы согласны с этим определением? Вот мы ответили на первую часть вопроса, который я задавала в начале урока.

Молодцы, мы с вами восстановили 1 часть грамоты!

  • Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу.Игра «Молчанка» Покажите жестами «Он», ТЫ, я, вы, они, мы.

Спасибо. Вы называли предметы? А что делали? (Указывали). Значит, М. не называет предметы, а указывают на них.

Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов) продолжим наше исследование.

7.физминутка

Давайте посмотрим, всю ли грамоту мы восстановили?

Тогда продолжим наше исследование.

Возьмем таблички на ваших столах и определим:

  1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. Слайд 10.
  2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) Определим их во вторую группу. Слайд 10.
  3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) Определим их в третью группу. Слайд 10.

Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (Высказывания учеников.) Аналогично второй столбик.

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.

8.Первичное закрепление во внешней речи. 

Итак, грамота расшифрована. Нет неопознанных знаков, символов, слов. О чем же сообщила нам древняя грамота? (Читают весь текст по грамоте.)

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Игра « Четвёртое лишнее».с.86, упр.49
  • Используя полученные знания, выполним упражнение 87на стр.50

Давайте проверим, какие местоимения вы записали.

10. Включение в систему знаний и повторение. 

Еще одна загадка

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомне¬ний не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?
Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
Ответ: Местоимения не называют предмет.

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Значит, при составлении текстов мы должны разумно воспользоваться употреблением местоимений.

11. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали о местоимении. – С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?
(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились?
(Лицо, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют местоимения в речи?
(Ответы детей).
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

12.Этап рефлексии.

- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение -нарисуйте смайлик с большой улыбкой, а если что-то осталось непонятным- с маленькой улыбочкой.

ОТКРЫТЫЙ  УРОК по русскому языку 3 класс


1.Организационный момент.

Учитель. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Разминка

  • . Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?
  • Оно живёт в проводах.
  • Назовите имена трёх поросят.
  • У слонихи сын – … слоненок, а у коровы – … ?
  • Какое варенье получится из малины?
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  • Тёмное время суток.
  • Что дольше длится год или 12 месяцев?
  • Сколько будет 3+4?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 

  • - Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)
  • Сегодня на уроке мы обобщим наши знания

Учитель: Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете и назовете тему урока сами

Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)

Тогда давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.

Запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа).

4Чистописание .

Вопрос на засыпку. Какой был последний ответ из разминки?

Запишите транскрипцию этого слова.

В слове «семь» охарактеризуйте последний звук. Какой буквой он обозначается?

На доску выводится слайд «Написание букв «М,м». Почему мы пишем именно эту букву, вы догадаетесь попозже.

5. Постановка учебной задачи.

Словарная работа.

Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.

Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, а некоторые слова и вовсе перепутали свои места. Как вы считаете, на какие группы можно разделить эти слова?

Археолог, мы, вы, л . пата, ты, кисточ.ка, она, я, рук . пись. Давайте запишем эти слова в два столбика.

Что общего между словами 1 столбика? ( Что обозначают? К какой части речи относятся?)

Давайте посмотрим на слова 2 столбика. Встречались мы с такими словами? Где? А знакомы ли мы с ними?

Сегодня мы попытаемся выяснить, к какой части речи относятся эти слова, что они обозначают, на какие группы делятся.

6. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 

Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях.

 Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, его.) Для чего заменили слово музей на эти слова?

Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного. Сейчас узнаем к какой части речи относятся слова-заместители имени существительного.

Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!

Существует много разных музеев . Слышали ли вы про музей в передаче «Поле чудес»? Давайте сделаем перерыв в нашем исследовании и побываем на этой передаче.

Перед вами зашифровано слово, это- часть речи, которая употребляется вместо имени существительного….

М Е С Т О И М Е Н И Е

Вернемся к нашему исследованию.

Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и она имеет название МЕСТОИМЕНИЕ.

Значит, это и есть та часть речи, о которой говорится в грамоте, и мы сегодня будем о ней говорить. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

Местоимение – часть речи. Вы согласны с этим определением? Вот мы ответили на первую часть вопроса, который я задавала в начале урока.

Молодцы, мы с вами восстановили 1 часть грамоты!

  • Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу. Игра «Молчанка» Покажите жестами «Он», ТЫ, я, вы, они, мы.

Спасибо. Вы называли предметы? А что делали? (Указывали). Значит, М. не называет предметы, а указывают на них.

Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов) продолжим наше исследование

Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

"Четвёртое - лишнее".
Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)

Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.

8.Первичное закрепление во внешней речи. 

Самостоятельная работа.
"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.

ТЕСТ

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».


Местоимение – это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.


2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.


3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает количество предметов;

б) называет предмет;

в) указывает признак предмета;

г) указывает на предмет, не называя его.


^ 4. Подчеркни в предложении местоимение.

Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.



5. Напишите, к какому числу и лицу  относится каждое местоимение.

1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 

2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 

3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут.

11. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали о местоимении. – С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились?
(Лицо, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют местоимения в речи?
(Ответы детей).
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

12.Этап рефлексии.

- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение -нарисуйте смайлик с большой улыбкой, а если что-то осталось непонятным- с маленькой улыбочкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку - местоимение, 3 класс

Тема конспекта - МЕСТОИМЕНИЕ. 3 класс...

конспект урока по русскому языку "Местоимение"

Урок посвящен повторению знаний об особенностях местоимений...

Презентация к уроку по русскому языку "Местоимение"

Данная презентация является отличным помощником к урокузакреплению по теме "Местомение"...

Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"

Разработка по русскому языку  в 4 классе  "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал мож...