План-конспект урока по русскому языку"Изменение глагола по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Оксана Николаевна

План-конспект урока  по русскому языку"Изменение глагола по временам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_vremenam.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение глаголов по временам.

Цели:

повторять знания о существенных признаках глагола;

подвести детей к выводу как изменяется глагол;

Задачи:

  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать взаимопонимание, товарищество;

 

Ход урока

 

1.Орг. момент .Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок длянас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Друг другу улыбнулись мило.

Поздоровайтесь с гостями.

Тихо сели,спинки прямо.

Вижу,класс мой хоть куда.

Мы начнем урок,друзья!

2.Чистописание:

-Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какиую букву мы будем писать на чистописании

Ранняя

Весна

Наступает

П

С

?

(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса  должна быть написана буква Г)

3. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. 
(Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. 
(Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! 
(Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох 
И рвётся из стручков … 
(горох ).

5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. 
(Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. 
(Лестница.)

- Из первых букв составьте слово, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. 

Глагол (слайд 1)

- Вспомните, что вы знаете о глаголе?

.Актуализация знаний.

1)Что такое глагол?

2)Что обозначает глагол?

3)На какие вопросы отвечает глагол?

4)Чем в предложении является глагол?

5)Как изменяется глагол?

.Постановка учебной задачи.

1)-Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?

Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! Она  поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое. А что  такое время?Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года)

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

Произведём фонетический разбор слова время.

Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога

В-[в]-согл., тверд., зв.,парн.

Р-[р ,]- согл., мяг., зв., непарн.

Е-[э]-гл., ударн.

М-[м ,]-согл., мягк., зв., непарн.

Я-[а]-гл., безуд.

5б. 5 зв.

-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

-Назовите тему урока.( Изменение глаголов по временам.).

- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.

- Придя в класс, я записала несколько предложения о том, что увидела. Вот они.

  • Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Удивили вас мои предложения?

- Что вас удивило в них?

                                (Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.)

- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас.

                                        (Попробовать изменить форму глаголов).

- А как это сделать? Вы умеете?

(Может быть несколько предложений от детей. Кто из них прав? Давайтевыяснять)

- Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).

III. «Открытие» детьми нового знания.

-Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на Машине Времени.

- Посмотрите на экран.

- А где мы находимся сейчас, в настоящий момент?

                                                                (В школе, на уроке)

-  Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).

- Назовите  глаголы, которые вы сейчас употребили.                         

(учимся, пишем, играем)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что делаем?)

-  Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?

                

- Внимание! Где мы оказались?

                                                                        (В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду?                Примерные ответы детей        

(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)

Назовите глаголы,  которые вы употребили.

                                                                (танцевали, рисовали, играли)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                (Что делали?)

- Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

- Совершим еще один перелет.         (В будущее).

- Я что нас ждет через 3 месяца?                                                (Летние каникулы).

- Что будем делать летом?                        

                Летом мы будем  купаться, будем загорать, будем играть.)

-Назовите глаголы, которые вы употребили.                        

(будем купаться, будем загорать, будем играть)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что будем делать?)

- -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?

( они состоят из двух слов)

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)

А теперь обратимся  к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.85.

Физминутка.

IV. Первичное закрепление.

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?

- Прочитайте еще раз предложения.

  • Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- В каком времени они стоят? Почему?

(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).

- Как можно исправить предложения?

(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время  на прошедшее и будущее).

- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?

                                                                        (В прошедшем)

- Почему?

-  Исправьте предложение.

(Птицы улетели в далекие страны)

- Что вы скажите про второе предложение?

(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)

- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?

                                                                        ( В будущем)

- Почему?

- Исправьте предложение.

(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)

- Запишите к себе в тетрадь 1 предложение. Давайте разберем его по членам предложения.

V. Самостоятельная работа.

- Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.

- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Поработаете в парах.

- У вас на партах лежат карточки,

Резерв

Дополнительное задание игра.

Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:

 Например:

Котлеты жарят, а суп варят.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)

Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)

Ластиком будут ___ стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)

Рыбы плавали, а птицы ___ летали. (Какое время?)

Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время?)

 Выписать из предложений глаголы и определить время.

       В марте ярко светит солнце. Оно отсыпалось за зиму. Солнышко растопит ледяные пленки на лужах. Острым лучом отпилит сосульки. Они падают с хрустальным звоном. Сугробы оседают.

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                    Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?                Что будет делать?

Думать:_________________        _______________         _______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                    Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?              Что будет делать?

Прыгать:_________________        _______________          ______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                     Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?                Что будет делать?

Говорить:_________________        _______________          _____________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                    Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?               Что будет делать?

Думать:_________________        _______________       _______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                    Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?               Что будет делать?

Прыгать:_________________        _______________         ______________________

                 Н.вр.                  Пр.вр.                   Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?              Что будет делать?

Говорить:_________________        _______________         _____________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Изменение глаголов по временам"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам"...

урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;Задачи:·        продолжить работу по формированию орфографическо...

4 класс. Русский язык. "Изменение глаголов прошедшего времени".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Изменение глаголов прошедшего времени"....

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...