Русский язык "Изменение глаголов по временам"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс.

Тема: «Изменение глаголов по временам».    

Цели:

  1. «открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в разных временных формах, изменение глаголов по временам;
  2. развивать умение ставить вопросы к глаголам, употребленным в разных временных формах, изменять глаголы по временам;
  3. развивать мышление, речь, память; обогащать словарный запас;
  4. формировать мотивацию учебно – познавательной деятельности; формировать умение общаться в коллективе для достижения общей цели.
  5. Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. медиапроектор;
  3. экран;
  4. раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Создание  эмоциональной установки.

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

-Тихонько сели.

Пальчиковая гимнастика.

- Запишите число, классная работа.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.    (Актуализация знаний)

1) Актуализация

- Вспомните, по какой стране мы с вами путешествуем?           (По стране Речи)

-В каком городе находились на последних уроках?                    (В городе Глаголов)

- Кто живет в этом городе?

- Как определить, что данное слово – это глагол?                      

(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

И обозначает действие предмета)

- С какой особенностью глаголов мы познакомились на последних уроках?

                        (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть ед. и мн. числа)

- Поиграем в игру «Самый внимательный».

  1. Легкие облака летит по небу.                                 (летят)
  2. Ярко светят солнышко.                                        (светит)
  3. Радостно порхает бабочки.                                (порхают)
  4. В небе летают чайка.                                        (летают)
  5. Весело прыгают заяц.                                        (прыгает)                                
  6. Звонко зажужжала пчелы.                                 (зажужжали)

-Сделайте вывод. Что вы сейчас делали?                        

(Изменяли форму глаголов ед.ч. на  мн.ч. и мн.ч. на ед.ч.)

- Зачем вы это делали?                

(Чтобы получились правильно составленные предложения)

- Как вы определяли число глаголов?

(Если глагол обозначает действие одного предмета, значит он

                        стоит в форме ед.ч. А если глагол обозначает действие

                        нескольких предметов, то он в форме мн.ч.)


2) Мотивация                                        

- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.

- Придя в класс, я записала несколько предложения о том, что увидела. Вот они.

  1. Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Удивили вас мои предложения?

- Что вас удивило в них?

                                (Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.)

- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас.

                                        (Попробовать изменить форму глаголов).

- А как это сделать? Вы умеете?

(Может быть несколько предложений от детей. Кто из них прав? Давайтевыяснять)

- Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).

- Хорошо, вы будете учиться изменять глаголы, а я что буду делать?

                                        (Помогать нам).

III. «Открытие» детьми нового знания.

- Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени.

- Куда можно попасть на Машине времени?                        (в прошлое, в будущее)

- Посмотрите на экран.

- На экране вы видите наш маршрут.

- Сейчас мы с вами находимся здесь.

- А где мы находимся в настоящий момент?

                                                                (В школе, на уроке)

-  Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).

- Перед вами глаголы, которые вы сейчас употребили.                         

(учимся, пишем, играем)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что делаем?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.                        

                                                (Что делаем? учимся, пишем, играем)


- Где мы сейчас были?                                                 (В настоящем)

- Что обозначают глаголы, которые вы сейчас записали?

                        (Действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)

- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего  времени.

- Молодцы!

- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?

                                                                        (Назад, в прошлое)

- Внимание! Где мы оказались?

                                                                        (В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду?                Примерные ответы детей        

(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)

- Перед вами глаголы,  которые вы употребили.

                                                                (танцевали, рисовали, играли)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                (Что делали?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.

                                                (Что делали? танцевали, рисовали, играли)

- Где мы сейчас были?                                         (В прошлом)

- Что обозначают глаголы, которые вы записали?

(Действие, которое уже совершилось в прошлом)

- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.

- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда?                 (В будущее).

- Я что нас ждет в будущем?                                                (Летние каникулы).

- Что будем делать летом?                        

                Летом мы будем  купаться, будем загорать, будем играть.)

- Перед вами глаголы, которые вы употребили.                        

(будем купаться, будем загорать, будем играть)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что будем делать?)


- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.                        

(Что будем делать? Будем купаться, будем загорать, будем играть)

- Где мы сейчас были?                                                 (В будущем)

- Что обозначают эти глаголы?                                                

(Действие, которое совершится в будущем)

.

- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?

( они состоят из двух слов)

- Сделайте вывод                                                

Вывод: глаголы могут быть в форме будущего  времени.

- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали?

                                                                (В прошлом, настоящем, будущем)

- Сделайте общий вывод.                                 

(Вывод: глаголы  могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени)

- Что обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени?

(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем, произойдут в будущем)

- Какой еще можно сделать вывод?                     

(Глаголы могут изменяться по временам)

- Какой глагол побывал с нами во всех временах?                 (играть)

Физминутка.

IV. Первичное закрепление.

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?

- Прочитайте еще раз предложения.

  1. Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- В каком времени они стоят? Почему?

(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).


- Как можно исправить предложения?

(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время  на прошедшее и будущее).

- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?

                                                                        (В прошедшем)

- Почему?

-  Исправьте предложение.

(Птицы улетели в далекие страны)

- Что вы скажите про второе предложение?

(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)

- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?

                                                                        ( В будущем)

- Почему?

- Исправьте предложение.

(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)

- Запишите к себе в тетрадь любое предложения, которое вам понравилось больше всего.

- Молодцы!

V. Самостоятельная работа.

- Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.

- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Поработаете в парах.

- У вас на партах лежат карточки, для каждого ряда на ней записан свой глагол.

- Что вам нужно сделать?                                 

(изменить глагол по временам)

- Какие  у вас есть помощники на карточках?                                 (Вопросы)

Дети выполняют задание на карточках.


                     Что делает?                     Что делал?                Что будет делать?

думать:  ________________,     _________________,    ____________________

прыгать: _________________,    ________________,    ____________________

говорить: ________________, __________________,    ____________________

   

- Проверка.

1 ряд: решает,   решал,  будет решать.

2 ряд: прыгает,  прыгал,   будет прыгать.

3 ряд: говорит,  говорил,   будет  говорить

-Молодцы!

«Ловушка».

- А вот как дети другого тоже второго класса выполнили такое задание.

                        Читал, прочитает, читает.

Дети находят ошибки и исправляют их.

                        читает, читал, прочитает.

- Молодцы!

- Что еще вы заметили здесь?                        

                        (Что глагол будущего времени отвечает на вопрос Что сделает?)

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

- Чему учились на уроке?

- Что было трудным?

- Все смогли безошибочно выполнять задания?

- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?

Оценивание работы учащихся

VII. Инструктаж по домашнему заданию.

- Составить и записать текст из 3-5 предложений  про весну, используя глаголы только будущего времени.

- Почему глаголы должны быть только будущего времени?

 


 

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Думать:_________________        _______________       _______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Прыгать:_________________        _______________       ______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Говорить:_________________        _______________       _____________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Думать:_________________        _______________       _______________________

                                 

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Прыгать:_________________        _______________       ______________________

                 Н.вр.                  Пр.вр.                  Б.вр.

                Что делает?                 Что делал?             Что будет делать?

Говорить:_________________        _______________       _____________________


Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.

Домашнее задание:

составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Презентация по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" 3 класс

Презентация по теме: "Глаголы прошедшего времени"...