ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
план-конспект по русскому языку по теме

Кузнецова Татьяна Сергеевна

  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

 

Цели:

  Развитие познавательной активности учащихся.

Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Развитие творческих способностей, обогащение и развивитие речи.

Привитие вкуса и любви к родному языку.

Оборудование:

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Словари (этимологический, орфографический).
  3. Наглядные пособия
  4. Картинки-указатели этапов занятия:

Перед началом занятия класс делится на три группы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Мотивационный этап.

Посмотрите на доску. Вы видите слова: не, вода, разлить.

Какое выражение можно составить из данных слов?

Правильно – не разлить водой. Как вы понимаете это словосочетание?

Как называются эти выражения в русском языке?

Может ли одно слово быть фразеологизмом?

Значит, про все слова во фразеологизмах тоже можно сказать – не разлить водой.

  Сегодня на занятии мы будем и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами. Побываем мы сегодня в волшебном мире фразеологизмов.

  1. Этап «Операций».

      Нас сегодня ожидает очень интересное и занимательное задание, но чтобы

      его выполнить, нам нужно постараться справиться со всеми упражнениями.

  1. Отгадайте фразеологическую загадку:

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

  1. Итак, следующее задание «Доскажи до конца».

                              Дружнее этих слов – ребят

                              На свете не найдешь.

                              О них обычно говорят:

                              Водой не разольёшь.

                             Товарищ твой просит украдкой

                             Ответы списать из тетрадки.

                             Не надо! Ведь этим ты другу

                             Окажешь медвежью услугу.

                             Мы исходим городок

                             Буквально вдоль и поперек

                             И так устали мы в дороге

                             Что еле волочили ноги.

  1. А знаете ли вы, как произошел фразеологизм – спустя рукава. ( Ребятам рассказывали о происхождении этого выражения на уроках чтения.)

Ответ: «Зародилось оно в те времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава».

Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история роисхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.

  1. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации:

         

Каждой из групп предлагается по одному фразеологизму. (Учитель вызывает к доске по одному человеку из группы, и каждый учащийся вытягивает карточку, на которой записан фразеологизм.)

                      В карточках следующие фразеологизмы:

                           Закидывать удочку.

                           Открывать Америку.

                           Сгущать краски.

         Посоветуйтесь с ребятами, угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты и встаньте рядом с той картинкой, какая подходит. Как догадались?

 Что означают данные фразеологизмы?

  1. Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.

Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.

          Рукой подать                        Черепашьим шагом

В двух шагах                        Повернуться негде

Со всех ног                            Яблоку негде упасть

Быть под боком                 Как сельдей в бочке

(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)

       Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).

       Ребята, вы молодцы! Вы справились с самым сложным заданием.

  1. Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.

    1. Вам ваши ребята приготовили небольшую сценку, послушаЙте внимательно:

               Выбегают два мальчика. Один кричит другому:

      - Я покажу тебе, где раки зимуют.

              Ребята начинают громко кричать. Выходит дежурная:

                      - Вы что кричите во всю Ивановскую. Зарубите себе на носу – драться

                      нельзя, нужно пробовать разрешать все разногласия с помощью слов.

2. Девочка, которая играла дежурную, дает учащимся задание, назвать все фразеологические обороты, которые встретились в сценке. После того, как называется фразеологизм, плакат вывешивается на наборное полотно.

       где раки зимуют            во всю ивановскую           зарубить на носу

     Скажите, как понимаете данные фразеологизмы?

  1. Как вы думаете, где можно найти значения фразеологизмов? (Предлагаются несколько вариантов: спросить у родителей, у учителя; догадаться по контексту).

Оказывается, есть специальные словари, в которых можно найти значения фразеологических оборотов.

Сегодня у нас на занятии гость - библиотекарь Ирина Сергеевна. Она пришла к вам, чтобы рассказать о справочной литературе, в которой вы сможете найти значения фразеологизмов.

(Библиотекарь рассказывает и показывает ребятам словари (+ электронные), которые есть в школьной библиотеке, даёт рекомендации, как пользоваться словарями.)

  1. У вас на партах находятся этимологические словари.

Найдите, пожалуйста, значения фразеологизмов, которые встретились в сценке:

                 I группа - где раки зимуют;

                 II группа – во всю ивановскую;

                 III группа – зарубить на носу.

(Учащиеся находят в словарях значения и историю происхождения  фразеологизмов, прочитав, объясняют прочитанное своими словами. Один из группы озвучивает подготовленный ответ для всего класса).

  1. Устно придумайте предложения, используя данные фразеологические обороты. (Предложенные варианты редактируются с помощью учителя и детей).
  2. А какие фразеологические обороты вы знаете с такими же значениями:
  • запомнить;
  • наказать;
  • громко.

Предлагаю вам найти их в словарях дома или в библиотеке. На следующем занятии мы с вами узнаем синонимы изученных сегодня фразеологических оборотов.

Физкультурная минутка – танцевальная.

  1. Этап творчества.

Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.

         

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?

Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:

                

                        Мне сказали, что Алёша

                На уроке сел в галошу!

                Я ответил: «Это ложь!

                Нет таких больших галош!»

   

Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?

 Когда так говорят - сесть в галошу? Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).

Работу вы будете выполнять индивидуально, но у каждого своё задание:

- ребята из первой группы попробуйте написать сочинение, используя фразеологизмы из предложенной карточки:

- второй группе предлагаю написать сочинение, выбрав и используя фразеологизмы из данной карточки:

- ребят из третьей группы прошу попробовать написать сочинение самостоятельно, используя любые известные вам фразеологизмы.

Откройте, пожалуйста, тетради, возьмите простые карандаши. Запишите название сочинения.

При написании сочинения можно пользоваться орфографическим и этимологическим словарями.

(Учащиеся пишут сочинение-миниатюру 10 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь в написании сочинения ребятам из первой группы.)

  1. Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.

1.Кто хотел бы прочитать свое сочинение? Всех остальных прошу  внимательно послушать и запомнить фразеологизмы, которые использовал ваш одноклассник.

(Дети из разных групп читают сочинения. Ребята слушают, а потом идет обсуждение, в течение которого учащиеся называют использованные в сочинении фразеологические обороты. После прочтения одноклассники предлагают, как можно было бы использовать в написанных сочинениях другие фразеологические обороты или исправить неправильное применение – таким образом, учащиеся учатся редактировать тексты.  Примеры сочинений-миниатюр ребят из разных групп смотрите в приложении.)

  1. Ребята в пятом классе тоже писали сочинения на эту тему. Я вам прочитаю одно из сочинений, а вы попробуйте сосчитать все фразеологизмы и некоторые запомнить.

«Как Алеша сел в галошу

Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозь землю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надо браться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».

 Итак, сколько фразеологизмов вы запомнили? Какие?

Вы сегодня хорошо работали. Многие ваши сочинения будут напечатаны в нашем сборнике “Удивительных сочинений”; а у каждого из вас появилось ещё одно произведение для вашего индивидуального сборника сочинений.

  1. Итог.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое фразеологизм?

С какими фразеологизмами вы познакомились сегодня?

Где можно узнать значение фразеологизма?

Что нового вы узнали и чему научились?

Как вы сможете использовать знания, полученные на занятии?

Что вам сегодня понравилось выполнять?

  Итак, наше небольшое путешествие в волшебный мир фразеологизмов сегодня подходит к концу. Вы были и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами.

Считаю, что вы справились с поставленными перед вами задачами очень хорошо. А на следующем занятии вы попробуете себя в роли представителей других профессий.

Спасибо за занятие!

 

Список используемой литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995. – 336с.
  2. Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 96с.
  3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов/ Серия «Здравствуй, школа!».- Ростов-на Дону «Феникс», 2004 – 192с.
  4. Ушаков О.Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....