Урок русского языка в 1 классе по теме "Что такое орфограмма"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Просвирова Ирина Петровна

материал содержит конспект урока с презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka.rar924.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа город Михайловка Волгоградской области».

Урок русского языка в 1 классе

«Что такое орфограмма»»

                                                                                    Учитель Просвирова И.П.

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Что такое «орфограмма»?

Тип урока:  открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с понятиями «орфограмма» .

Задачи урока:

  1. ввести понятия «орфограмма»
  2. формировать способность детей видеть в слове орфограмму;
  3. повторить все знакомые опасные места;
  4. развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас

5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности

Оборудование:

  1. проектор,
  2. опорные таблицы,
  3. рабочие тетради,

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока.

Звучит песня «Улыбка»

- Какая песня звучала перед уроком?

- Давайте улыбнемся друг другу, учителю и с хорошим настроением начнем наш урок.

Орг.  Момент         СЛАЙД 2

Подготовка к теме урока.  

Посмотрите на строчку под №1

Слышу    а а о     шар    кран      сыр

Пишу      а а о    

-Какая буква слышится в слове шар?  А давайте посмотрим, какая буква пишется.

-Какую гласную мы слышим в слове кран? А что пишется?

-Какая буква слышится в слове сыр? Что мы пишем?

- Есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку?

- Но в русском языке есть другие слова.

- Посмотрите на строчку под № 2.

Слышу    и а        стекло  вода

Пишу      е  о

 

-Давайте посмотрим,  в слове  стекло какой звук слышим, а посмотрите, какая буква пишется?  В слове вода  какую гласную слышим? Давайте посмотрим, какая гласная пишется.

-Что же  получается, есть такие слова, я взяла только два, а в русском языке много таких слов, которые пишутся не так , как слышатся.

- Скажите, какую строчку можно назвать строчка с ошибко-опасными местами?  Здесь можно сделать ошибку.

- А как в русском языке называют эти ошибко-опасные места  мы узнаем, если правильно напишем слова.

-Но чтобы письмо было красивым, надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика                        СЛАЙД 3

Работа с картинками                               СЛАЙД 4

-Посмотрите на картинке на доске. Что изображено ?

-Записываем слова на доску и в тетрадь, отмечаем опасные места.

ГРУШИ, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЩУКА,

- Получилось слово ОР-ФО-ГРАМ-МА

- Запишите это слово в тетрадь.

- Сколько слогов в этом слове? Поставьте ударение, отметьте опасные места.

- На какую строку мы можем поместить это слово на 1 или 2?

- Это слово, где есть какая-то ….подскажите мне. (орфограмма)

- Запомните ребята, такое место, где можно написать  неправильную букву, носит название «орфограмма». То есть в этих местах нужно выбирать правильную букву. Это и есть орфограмма.

- Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? Как они делают это?

- А это, ребята, чтобы разобраться с этими орфограммами, надо знать много правил. Некоторые из них вы уже знаете, а некоторые вам предстоит выучить.

Ребята, это было бы полдела, если бы вам учитель или мама дома все время, говорили:  «Сыночек, доченька , ты посмотри на это слово, как ты думаешь какую букву в этом слове надо написать?» Ты никогда не станешь грамотным. Почему?

- Почему ты не станешь грамотным, если тебя все время говорят, подумай , какую букву нужно написать? Тебе все время подсказывают, надо что сделать? …

 - Надо подумать.

- А самое главное, надо научиться самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, пока тебе кто-то скажет, вот здесь орфограмма, думай.  А самому видеть, прежде чем ты начал писать. Вот давайте развить такое качество. Оно называется,  знаете как?  Орфографическая зоркость.

- Вот в конце урока я вас спрошу, запомнили вы что это такое. Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть ошибку в слове возможную, до того как он написал это слово. такой острый глаз.

Работа в тетрадях и на доске

- Посмотрите на слова, которые я записала. Прочитайте их.

Утюг, соль, книга, сова, дым, стена.

- Вам задание, выписать слова, в которых нет орфограммы.

-  Какое у нас было задание? Давайте проверим, правильно справились с заданием. (проверка выполнения задания, сигнальные карточки)

- Вот что значит орфографическая зоркость. Слово «зоркий» значит хорошее зрение. Уметь видеть слово, в котором есть какое- то ошибко-опасное место. Нам еще предстоит научиться этому.

Физминутка  СЛАЙД  5-18

-Молодцы. Глаза светлые, умные, готовые работать дальше.                                   - Сейчас мы с вами будем выполнять интересное задание. Посмотрите внимательно  на картину художника Сергея Басова. Найдите на картине предметы, в название  которых есть орфограмма.                        СЛАЙД 19

- Возьмите в руки ручки, мы сейчас попробуем записать эти слова.

- Какие слова нашли?

Молодцы.

-  Ребята, а теперь внимание опять на эту картину. Мы на ней искали слова, а теперь давайте составим предложения.  Записываем лучшее предложение. Давайте отметим ошибко-опасные места в словах предложения.

Восприятие на слух

-Все что мы с вами делали, все слова были написаны, а вот мне интересно вы можете услышать слова с орфограммами. Я прочитаю стихотворение, а вы должны услышать и запомнить слова, в которых есть орфограмма.

Тает снег,

Бежит ручей.

Где же шустрый воробей?

Воробей крикливый где?

Он сидит в своем гнезде.

-Послушайте ещё раз это стихотворение. Кто-то хоть какое-то слово с орфограммой услышал?

- Посмотрите сколько слов было слов в стихотворении.  СЛАЙД  20

- Прочитайте эти слова. Эти слова с разными орфограммами, но нам сегодня не надо разбираться какие это орфограммы. Нам важно было услышать эти слова.  Молодцы.

Работа с карточками

- А теперь возьмите листочки, которые лежат у вас на столе.  Выполняем задание сообща.

- Найдите слова, в которых  допущены ошибки, исправьте их, подчеркните орфограмму .

Весна,  дуп, кони, чяй, ручька, жирав, книга, барсик.

        - Поднимите ручки, какая пара исправила правильно все ошибки.

Актуализация знаний

- Вот что нам надо было на уроке усвоить? Что такое орфограмма. Расскажите мне, как вы поняли, что это такое, своими словами. Ни какие бывают орфограммы, а что это такое.      

-   Давайте посмотрим, а как ваши учебники отвечают а этот вопрос, что такое орфограмма. откройте учебник на стр. 9,   найдите и прочитайте правило.

Это правило. Так вас учит учебник. А простыми словами орфограмма – это то место на письме, где надо  выбирать … что нужно выбирать?

Ребята, а вас обещала спросить, что такое орфографическая зоркость? Итак, это когда человек не ждет, когда ему скажут, что в этом слове надо подумать, какую букву написать. Надо самому подумать. А вот как проверить эти орфограммы мы с вами будем учить дальше.

Итог урока

- У вас на столах лежат  карточки с личиками. Рассмотрите их.

- Мы сегодня очень хорошо потрудились на уроке.  У кого-то все получалось, кто-то в чем-то испытывал затруднение.  Я попрошу тех, кто доволен своей работой на уроке, у кого было хорошее настроение на протяжении всего урока поднять оранжевую карточку.

- Кого что-то сразу не получилось, но потом к концу урока он разобрался во всем поднять зеленую карточку.

- А кто сегодня на протяжении всего урока испытывал затруднения, и многого не понял, поднимите красную карточку.

- Поднимите руку, кто понял, что такое орфограмма.   Маме расскажите. Закройте тетради. Вложите листочки в тетради и сдайте учителю.  

Спасибо за урок . Вы сегодня хорошо поработали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу".

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира  во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...