ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сенина Галина Владимировна

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС по теме "Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Повторение написания орфограмм жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Сенина Галина Владимировна.

Цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;

Развивающие:

• развивать речь учащихся посредством устных высказываний,

• обогащать словарный запас,

• развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.

Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.

УУД:

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и слышать других учащихся;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;

Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.

Познавательные УУД

Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;

Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.

Регулятивные УУД

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные  УУД

Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формировать общее представление о нормах поведения.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось:

- Начинать урок пора!

-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.  

- У нас сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка. 

- Желаю быть внимательными, старательными и быть активными, чтобы у нас с вами всё получилось.

- Руки? – На месте!

- На месте. (Дети)

- Ноги?

- На месте.

- Локти?

- У края.

- Спина?

- Прямая.

- Откройте свои тетради. Ангелина напомнит нам о правилах письма.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

ПРОЧИТАЕМ: 18 марта. Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

- Сейчас вам предстоит написать слоги под диктовку соблюдая правильное написание букв и соединений.

Запись слогов под диктовку: ОК, ВУ, ЧА, ЮР, ЖИ, ИЛ, ЩУ.

- Проверьте. (слайд 1)

- Встретились ли в этих слогах орфограммы? Какие? Подчеркните.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на удивительные, красивые острова. Посмотрите, какое загадочное море.  Называется оно «БЕЗОШИБОК». На море три острова.  На каждом есть и жители. Какие?  На каждом из островов живёт какое-то правило. (к островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»). Вот только я совсем забыла, какое именно правило на каком острове живет. Помогите мне разобраться. У каждого из вас – карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно.  (читают самостоятельно)

жи-ши              чу-щу                ча-ща                                    

 шишки               тащу                чайник                                  

 моржи                чудак                 роща

 жираф                щука                   дача

шина                   чучело                 туча

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «жи-ши»).

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому,  что у них общее правило)

- Как вы думаете, какое правило живет на первом острове? (Сочетания «жи-ши» пиши с буквой И).

- Молодцы! (переворачиваю карточку на первом острове. На ней надпись «жи-ши»).

- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «ча-ща»)

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на втором острове? (Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А)

- Молодцы! (переворачиваю карточку на первом острове. На ней надпись «ча-ща»).

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями «чу-щу»).

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? (в одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило)

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на втором острове? (Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У)

- Молодцы! (переворачиваю карточку на первом острове. На ней надпись «чу-щу»).

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: Повторение написания орфограмм «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»)

- Молодцы! Верно! Какие цели поставим …

- Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».

ФИЗМИНУТКА

- Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы, то вы приседаете, если нет – поднимаете руки вверх:

ТУЧИ, СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ОВЧАРКА, ЛУЖА, ЧАЩА.

  1. Упражнения в правописании гласных после шипящих.

- Ребята, посмотрите, в море ПИШИВЕРНО терпит крушение корабль. Чтобы его спасти, нужно выполнить задание. (КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ: лужи, час, весна, чудо)

- Ребята, найдите лишнее слово. (ВЕСНА)

- Почему вы решили, что слово «весна» является лишним? (потому что во всех других словах есть правила, о которых мы говорим сегодня на уроке, только в слове ВЕСНА такого правила нет)

- Докажите! (В слове «лужи» правило: Сочетания «жи-ши» пиши с гласной И. В слове «Час» правило: Сочетания «ча-ща» пиши с гласной А. В слове «чудо» правило: Сочетания «чу-щу» пиши с гласной У).

- Молодцы! Мы спасли корабль и его пассажиров. А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Ребята, посмотрите, пассажиры того самого корабля, который мы спасли, обронили спасательный круг. А на нём карточки с заданием.  Если уж этот спасательный круг волной прибило к нашему берегу, нужно выполнить и задание. (Карточки с заданием прикреплены к спасательному кругу)

- Прочитайте, что написано на карточке.

- Посмотрите внимательно, вы ничего не заметили? Как же быть? Что необходимо вспомнить, чтобы выполнить это задание. Правила.

- Как вы думаете, что вы будете делать?

Прием «Лови ошибку».

- Прочитайте текст, найдите слова с ошибками и выпишите их исправляя ошибки. Подчеркните орфограммы.

Солнце освещало вершыны елей. На елях были крупные шышки. Стайка клестов кружылась над ельником. Клесты искали пищю.

- Проверка на доске.

- О какой птице говорится в тексте?

- Что вы знаете о этой птице?

!Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой. А знаете почему?

Потомство свое клесты приводят зимой потому, что их основной источник пищи семена еловых шишек.

 А для других птиц - зима голодное время. Чтобы облегчить жизнь птицам зимой, человек должен подкармливать их, т.е. сделать кормушки и насыпать туда корм, тогда сытой птице и холод не будет страшен. Давайте не будем забывать о зимующих птицах и помогать им, выживать в холодное время года.

Если со мной согласны, сделайте 1раз хлопок.

- Давайте с вами повторим рифмовки:

- Рифмовка с сочетанием «жи-ши»

Ученики 1 ряда:

  • НЕ ЗАБУДЬТЕ, МАЛЫШИ,

ШИШКИ, ЛЫЖИ И ЕЖИ                                                                                                             ВСЕ СЛОВА НА ЖИ И ШИ
ПИШУТСЯ БЕЗ БУКВЫ
Ы.

- Рифмовка с сочетанием «ча-ща»

Ученики 2 ряда:

  • ЧАЩА ТАНЕЦ ЧА –ЧА-ЧА                                                                                                              ЧАЙНИК ГУЩА АЛЫЧА                                                                                                   ПИШУТСЯ ВСЕГДА - ВСЕГДА                                                                                              ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ БУКВУ А.           

- Рифмовка с сочетание «чу-щу»

Ученики 3 ряда:

  • ПОЗНАКОМЬСЯ ЧУ И ЩУ

ПИШУТСЯ ЛИШЬ С БУКВОЙ У.
ВЕДЬ В СЛОВАХ НА
ЧУ И ЩУ
МЕСТА НЕТ ДЛЯ БУКВЫ Ю.

ФИЗМИНУТКА

  1. Закрепление и обобщение.

Игра «Доскажи словечко»

-Запишите отгадки, найдите в словах ошибкоопасные места, подчеркните сочетания.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф)

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются… (часы)

Слышит мишка краем уха,

Как жужжит под ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

Но понять не может мишка,

Отчего над ухом… (шишка).

- Проверка.

6. Рефлексия.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- А какие правил мы с вами вспомнили?

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

- На уроке все трудились,

Ни минутки не ленились!

И запомните, друзья,

Писать без правила нельзя!

- Отметьте как вы себя ощущали на протяжении всего урока.

http://festival.1september.ru/articles/588691/img1.jpg Было интересно. http://festival.1september.ru/articles/588691/img2.jpg Было немного скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."

Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Корневые орфограммы". 3 класс

Ниже представлена подробная технологическая карта  и презентация к уроку русского языка на тему "корневые орфограммы"....

Урок русского языка. Тема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова. 2 класс УМК "Перспектива"

Урок русского языкаТема: Непроизносимые согласные. Орфограмма в корне слова.2 классУМК "Перспектива"...