Технологическая карта урока русского языка на тему "Корневые орфограммы". 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фомина Надежда Вячеславовна

Ниже представлена подробная технологическая карта  и презентация к уроку русского языка на тему "корневые орфограммы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._kornevye_orfogrammy.doc390.5 КБ
Файл kornevye_orfogrammy.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта. Русский язык.

Предмет: русский язык  

Тема урока: «Корневые орфограммы»

Тип урока:  Обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи

Формирование УУД:

1. Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Задачи урока:

Образовательная: Повторить правила правописания слов с изученными проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне, упражняться в определении изученных орфограмм по их опознавательным признакам.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Планируемые результаты:
Предметные: Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов, типы орфограмм, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Личностные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: Учебник  «Русский язык»  3 класс 1 часть авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,  сборник по русскому языку, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки с дополнительными заданиями, картинки для рефлексии),  презентация PowerPoint, школьная доска.

ХОД УРОКА

Технология проведения

Хронометраж

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

1

Организационный момент.

Цель:

- проверка готовности обучающихся

- создание мотивации к учебной деятельности

3 мин

Здравствуйте, ребята. Встали все красиво.

Кто не готов к уроку?
Молодцы, тихо садитесь.

- Давайте хором прочитаем предложение: «С малой удачи начинается большой успех». 1 слайд

- Как вы его понимаете?

- Постарайтесь собрать из данных на слайде слов предложение (нас, всё, у, сегодня, получится).

- Так давайте же сегодня последуем этим утверждениям и пожелаем всем хорошего настроения, ведь это уже залог большого успеха. Итак, давайте начнём наш урок.

Ученики встают из-за парт.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Ответы детей.

«Сегодня у нас всё получится».

Слушают учителя.

Регулятивные УУД

Умение включаться в учебную работу

Коммуникативные УУД

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

2

Разминка руки и актуализация общих условий проявления орфограмм

Цель:

- Повторение уже изученного материала, активизация знаний, мотивация к последующей работе.

- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- создание проблемной ситуации.  

6 мин

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, для чего мы с вами изучаем русский язык? Где нам могут пригодиться знания и умения, полученные на уроке?  

- А вы умеете писать красиво?

- На каком  этапе урока мы учимся писать красиво?

Минутка чистописания.

- Правильно. Наш урок мы начинаем с минутки чистописания. Перепишите элементы, написанные на доске, в свои рабочие тетради.

- Теперь давайте запишем пословицу под диктовку:

«С малой удачи начинается большой успех».  

- Выделите в нём главные и второстепенные  члены предложения.

Игра «Да» или «нет».

- А теперь давайте поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет».

1) Существуют ли слова, которые как слышатся, так и пишутся? Приведите примеры.

2) Если мы слышим звук [а], значит и пишем букву «А»? Когда это происходит? В связи с какой орфограммой?

3) Все звонкие и глухие согласные образуют пары?

4) Звонкие согласные на конце слова звучат глухо?

5) Непроизносимые согласные встречаются в безударных слогах?

6) При чтении слов с удвоенной согласной, произносятся оба согласных звука?

- Внимательно посмотрите на слайд. Слайд 2

Прочитайте слова. В какие группы их можно объединить и по какому признаку?

Укр…шает, грип…, арбу…, радос…ный, к…вёр, кас…а, сер…це.

- Что объединяет все группы слов по правописанию? В какой части слова они находятся?

- Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Над чем мы будем работать на уроке, с какой целью?

Записывают число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя.

На минутке чистописания.

Прописывают буквы в тетради.

Записывают пословицу под диктовку.

Подчёркивают главные и второстепенные члены. Один ученик выходит и подчёркивает на доске.

Ответы детей:

1.  Да, такие слова, как: парта, мышка, стул и т.д.

2.  Нет, не всегда. Когда это безударный гласный, возможна и буква «О» : ст[а]лица, р[а]машка, к[а]льцо.

3.  Нет.

4. Да. Рука[ф], шка[ф].

5. Нет, при стечении согласных. Солнце, грустно и т.д.

6. Нет, один согласный звук.

Орфограммы: безударные гласные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Отвечают на вопрос учителя, что данные орфограммы находятся в корне слова.

Предполагают, что темой урока будут корневые орфограммы. Цель их изучения заключается в грамотном написании слов.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: умение находить ответ на вопрос.

3

Организация деятельности учащихся по выявлению орфограмм 

Цель: перенос приобретенных знаний и их применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.

10 мин

 - Правильно. Тема нашего урока «Корневые орфограммы». Слайд 3

- Давайте посмотрим на слайд и ещё раз вспомним, какие типы орфограмм считаются корневыми. Слайд 4

Существуют четыре основные корневые орфограммы:

  1. безударная гласная (проверяемая и непроверяемая);
  2. парная согласная по глухости-звонкости в слабой позиции (проверяемая и непроверяемая);
  3. непроизносимая согласная (проверяемая и непроверяемая);
  4. удвоенная согласная.

- Сегодня на уроке мы с вами будем увеличивать знания о корневых орфограммах и их видах.

- Ребята, а какие гласные требуют проверки, если они безударные?

- Откройте в сборниках стр. 83. Выполняем №180. Прочитайте слова.

Цв…тущий, улы…ка, д…рить, зв…нок, сосе…а, пр…мой, ука…ка, н…чле…, пиро… .

- На какие два столбика мы можем их разделить? На какую орфограмму они подобраны?

 - Какие приёмы проверки безударных гласных, парных глухих и звонких согласных вы умеете применять при проверке?

- Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

Хорошо читающий ученик читает правило, а все остальные внимательно слушают.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя, что требуют проверки гласные а, о, и, е, я.

Открывают упражнение.

Читают задание.

Данные слова мы можем разделить по двум правилам: Безударная гласная и парная согласная по глухости-звонкости.

Изменить форму числа, подобрать однокоренное слово.

Дети выполняют задание вместе с учителем. Проговаривают во внешней речи, учитель записывает на доске, а они в рабочей тетради.

Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. 
Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

4

Физ.минутка

2 мин

- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

Встают, выполняют упражнение

5

Закрепление  изученного материала

Цель:

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

20 мин

- Теперь открываем упражнение №183.

- Маша, прочитай нам, пожалуйста, задание к этому упражнению.

- Выполняем «вариант 1».

Гри…, счас…ливый, чу…ство, к…ток, хо…ей, б…гун, жу…ать, р…бина, в…зать, килогра…, лес…ница, сер…це, д…бро, ва…а.

- Сначала давайте выпишем слова с безударными гласными. Какие это слова? ( каток, бегун, рябина, вязать, добро).

- Теперь выписываем слова с удвоенной согласной. (хоккей, жужжать, килограмм, ванна).

- Далее парные согласные. Как мы можем их проверить? (гриб).

- И, наконец, непроизносимые согласные. Что мы должны сделать, чтобы проверить непроизносимую согласную?

К ним относятся такие слова, как: счастливый, чувство, лестница, сердце.

Если останется время.

Самостоятельное выполнение №185 на оценку.

Задания на карточках

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Работа в рабочей тетради.

Открывают упражнение, один ученик зачитывает задание.

Спишите слова в таком порядке: безударные гласные в корне слова; удвоенные согласные; парные согласные в слабой позиции; непроизносимые согласные.

Выполняют задание.

Дети проговаривают и пишут в своих рабочих тетрадях, учитель записывает на доске.

Отвечают на вопрос учителя, что парные согласные мы можем проверить с помощью проверочного (однокоренного) слова).

Чтобы проверить непроизносимую согласную в слове, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный был бы перед гласным звуком.

Выполняют задание самостоятельно.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

3 мин

- Давайте подведём итог урока.

- Что мы сегодня с вами повторяли?

- Какие трудности возникли?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Как проверить непроизносимую согласную?

- Вы все большие молодцы. Спасибо за урок. 

Поощрение ребят, выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя

- Корневые орфограммы

- Нужно найти такое однокоренное слово, в котором ударение будет падать на этот звук.

- Нужно подобрать такое слово, в котором непроизносимый согласный будет стоять перед гласным.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

7

Домашнее задание

2 мин

Сб. стр.83 №182, стр. 84 №186.

Приложение 1    

Приложение 2

Приложение 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С малой удачи начинается большой успех. Нас, всё, у, сегодня, получится. Сегодня у нас всё получится !

Слайд 3

Укр … шает , грип …, арбу…, радос … ный , к…вёр, кас …а, сер… це .

Слайд 4

Корневые орфограммы

Слайд 5

Корневые орфограммы Безударная гласная (проверяемая и непроверяемая); Парная согласная по глухости-звонкости; Непроизносимая согласная (проверяемая и непроверяемая); Удвоенная согласная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет:  русский языкКласс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

Технологическая карта урока русского языка "«Способ проверки орфограммы в формах на –ться и -тся» (УМК "Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения применять новый способ проверки орфограммы в формах на –ться и –тся.Задачи урока:Дидактические:сформировать ...