Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Голубева Тамара Александровна

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, использование ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass2.docx95.06 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для  4  класса на 2015– 2016 учебный год составлена на основе ФГОС начального  общего образования; Примерных программ по учебным предметам (Начальные классы), стандарты второго поколения, М, «Просвещение, 2011г..  программы общеобразовательных учреждений для начальных классов, авторы: В. Г. Горецкий В. П. Канакина, М.. «Просвещение», 2011г.

Учебно –методический комплекс «Школа России»:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Программа «Русский язык» .   М. «Просвещение»,  2010

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс, учебник в 2-х частях.  М., «Просвещение», 2013

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие.

Москва, «Просвещение», 2013г.

Цели обучения:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

     Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является  диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

     Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический  разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Задачи  обучения:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать  средства  языка в соответствии с условиями  общения, развитие интуиции и   «чувства языка»;
  • Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами  анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать   в диалоге,  оставлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  родному  языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности  и чистоты;  пробуждение   познавательного   интереса к родному слову,  стремления  совершенствовать  свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.

Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это письменные упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На изучение русского языка  в 2014-2015 учебном году в учебном плане школы отводится 170часов(5 часов в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.         

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

 

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс-ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Содержание учебного предмета

Повторение

Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

  Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

       Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

График проведения контрольных и письменных работ

Диктанты

Изложения

Сочинения

Проверочные работы

1 триместр

3

3

2

1

2 триместр

2

4

6

2

3 триместр

4

3

2

1

Год

9

10

10

4

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся

Учебно-лабораторное оборудование,

ЭОР

Повторение(11ч)

1

 Наша речь и наш язык.

сентябрь

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (обращение авторов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Осознавать различие языка и речи; анализировать высказывания о русском языке; находить пословицы о языке и речи; составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Высказываться о значении волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи. Различать монолог и диалог; составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ, синтез, классификация объектов по выделенным признакам. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Инициативное сотрудничество со сверстниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сличение способа действия и его результата с эталоном.

2

Язык и речь. Формула вежливости

www.nachalka.com

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

3

Текст. План текста

4

Обучающее изложение

5

Текст. Типы

 текстов.

6

Предложение как единица речи

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

8

Диалог. Обращение

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

11

Работа над ошибками. Словосочетание

Предложение(9ч)

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

13

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов

14

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

15

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

16

Наши проекты

17

Комплексная входная диагностическая работа

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами

19

Обучающее изложение

20

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (19ч)

21

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Анализировать высказывания о русском языке.

Находить слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря.

 Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио-. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова.

 Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении.

 Работать с таблицей «Заимствованные слова».

Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов».

 Оценивать результаты своей деятельности

Эл.приложение к

учебнику (Диск CD-ROM)

22

Многозначные,  заимствованные, устаревшие слова. Прямое и переносное значение слов

23

Синонимы, антонимы, омонимы.

октябрь

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

25-27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

28

Правописание гласных и согласных  в корнях слова. Словарный диктант

www.zavuch.info

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

29

Упражнение в правописании гласных и согласных  в корнях слов, двойных согласных.

30

Упражнение в написании приставок и суффиксов

31

 Разделительные Ъ и Ь

32

Обучающее изложение

33

Анализ изложений. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

34

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

35

Имя числительное. Глагол как часть речи

36

Наречие как часть речи.

37

Правописание наречий

38

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова « Иван Царевич на Сером волке»

39

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Имя существительное (41ч)

40,

Распознавание падежей им. cущ.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных. Различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах, сопоставлять их внешне сходные признаки. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Употребление падежей в речи».

 Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений.

Наблюдать за признаками имён существительных 1-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность этого определения.

Находить имена существительные 1 -го склонения в предложениях. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже, находить сходство окончаний в дательном и предложном падежах.

Склонять имена существительные1 - го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать за признаками имён существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях.

Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Находить сходство и различия в признаках имён существительных 1 -го и 2-го склонений. Оценивать результаты своей деятельности.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность этого определения.

Находить имена существительные 3-го склонения в предложениях. Подбирать примеры имён существительных 3-го склонения. Находить сходство и различия в признаках имён существительных 2-го и 3-го склонений.

 Выражать своё понимание таких нравственных категорий, как совесть и др.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и. том же падеже, находить сходство окончаний в родительном, дательном и предложном падежах.

Склонять имена существительные 3-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице, обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных.

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

41

42

Упражнение в распознавании И.п., Р.п., В.п. неодушевлённых им. сущ.

Упражнение в распознавании одушевлённых им. сущ. в Р.п., В.п., Д.п.

43

Упражнение в различении им. сущ. в Т.п. и П.п.

44

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена сущ.

45

Три типа склонения им. сущ. 1-е скл.  им. сущ.

46

Упражнение в распознавании им. сущ. 1 –го склонения

ноябрь

47

Сочинение по репродукции картины  А.А.Пластова «Первый снег»

48

2 – е склонение им. сущ.

49

Упражнение в распознавании им. сущ. 2 –го склонения.

50

3 – е скл. Им. сущ.

51

Упражнение в распознавании им.  сущ.  всех типов склонений

52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

www.festival.1september.ru

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

53

Проверка знаний о типах склонения. Ознакомление со  способами проверки безударных падежных окончаниях им. сущ.

54

Обучающее изложение

55

 Именительный и винительный падежи

56

Родительный падеж

57

Р.п. и В.п. одушевлённых  им. сущ.

58

Дательный падеж

59,60

Упражнение в распознавании безударных окончаний им. сущ. в Р.п. и Д.п.

61

Творительный падеж

декабрь

62

Творительный падеж.

63

Предложный падеж

64

Упражнение в распознавании им. сущ. в П.п.

65

 Правописание окончаний им. сущ. во всех падежах

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

66,67

Упражнение в правописании безударных окончаний   им. сущ.во всех падежах

68

Сочинение по картине Тропинина «Кружевница»

69

Контрольный диктант

70

Работа над ошибками

71

Склонение имен существительных  множественного числа

72

И.п. им сущ. множественного числа

73

Комплексная промежуточная диагностическая работа

74

Р.п. им. сущ. множественного числа

75

Д.п., Т.п., П.п. им. сущ. мн. ч.

76

Обучающее изложение

77

Работа над ошибками.

78

Контрольный диктант

Тест

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

79

Работа над ошибками.

80

Проверочная работа

Имя прилагательное (30ч)

81

Им. прил. как часть речи

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

 Распознавать имена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы.

 Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных.

Определять род имён прилагательных.

 Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного.

 Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Оценивать результаты своей деятельности

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

 Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на-ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

 Обосновывать последовательность действий при определении падежа. Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты сочинения-отзыва, определять границы своих достижений.

Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

 Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

 Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Различать имена прилагательные в именительном падеже и обосновывать написание их падежных окончаний.

Различать формы имён прилагательных среди однокоренных имён прилагательных.

Составлять предложения, употребляя в них имена прилагательные в именительном падеже. Составлять предложения и текст из деформированных слов. Оценивать результаты своей деятельности

www.metodkabinet.eu

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

82

Род и число имен прилагательных

январь

83

Упражнение в определении родовых окончаний имен прилагательных.Сочинение - описание  «Моя любимая игрушка»

84

Работа над ошибками. Склонение им. прил.

85

Сочинение по картине В.А.Серова «Мика Морозов»

86

И п. имен прилагательных м.р. и ср.р.

87

И п. имен прилагательных м.р. и ср.р.

88

Родительный п. имен прилагательных м.р. и ср.р.

89

Дательный п. имен прилагательных м.р. и ср.р.

90

Упражнение в различении им. прил. М. р. и Ср. р. в И.,  Р., Д., В.п.

www.planetashkol.ru

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM)

91

Правописание падежных окончаний им. прил. М.р. Ср.р. в Т. п.  и П.п.

92

Упражнение в правописании им прил. М.р. и Ср.р.

93

Обучающее изложение

94

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний им прил. М.р.и Ср.р.

95

Правописание безударных падежных окончаний им. прил. Ж.р. в ед. ч.

96

Правописание безударных падежных окончаний им. прил. в И.п. и В.п.

97

Правописание безударных падежных окончаний им. прил. в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

февраль

98

В.п. и Т. п. им. прил.  Ж.р.

99

Изложение описательного характера

www.festival.1september.ru

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM

gallart.by

Tretyakov-gallery.html

Тест

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass

100,

101

Работа над ошибками.

Склонение им. прил. мн. ч.

102

Правописание безударных окончаний им. прил. мн. ч. в И.п. и В.п.

103

Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

104

Правописание безударных окончаний им. прил. мн. ч. в Д.п. и Т.п.

105

Правописание окончаний им. прил. мн. ч.

106

Правописание окончаний им. прил. мн. ч. в Р.п. и П.п.

107

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

108

Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

109

Анализ сочинений. Обобщение знаний. Проверочная работа

110

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Местоимение (9ч)

111

 Местоимение как часть речи

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять роль местоимений в речи.

Работать с таблицей «Личные местоимения», составлять по ней сообщение.

 Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица.

 Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены.

 Оценивать результаты своей деятельности.

www.metodkabinet.eu

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM

112

Личные местоимения 1, 2, 3 – го лица

113

 Изменение личных местоимений по падежам

114

Склонение личных местоимений 3 –го лица

март

115

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи

116

Изложение повествовательного текста с элементами описания

117

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

118

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

119

Анализ контрольного диктанта. Повторение

Глагол (33ч)

120

Глагол как часть речи

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными при написании изложения. Различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов.

Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении. Определять тематическую группу глаголов, объединённых темой рисунка. Составлять по рисунку рассказ с последующим обоснованием выбора глаголов данной тематической группы. Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении.

 Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Оценивать результаты своей деятельности

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имён существительных. Определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола. Оценивать результаты своей деятельности

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

 Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы неопределённой формы, но другого вида.

 Наблюдать за глагольными приставками и суффиксами и узнавать их в глаголе неопределённой формы. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Наблюдать за выделением основы глаголов в неопределённой форме. Составлять правила, которые необходимо соблюдать при переходе улицы. Соблюдать литературные нормы произношения форм некоторых глаголов.

Работать с таблицей «Изменение глаголов по временам». Образовывать от глаголов неопределённой формы временные формы глагола, определять время глаголов.

121

Изменение глаголов по временам

www.uroki.net

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM

122,123

Неопределенная форма глагола

124

Изменение глаголов по временам

125

Изложение повествовательного текста

126

Спряжение глаголов

127

Спряжение глаголов

128

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени

129

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

130

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

131

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

132

Наши проекты

133-136

 Правописание безударных личных окончаний  гл. в Наст. в. и в Буд.в.

137

Возвратные глаголы

апрель

138-139

Упражнение в правописании безударных личных окончаний-тся и –ться в гл.

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM

140

Комплексная итоговая диагностическая работа

141,

142

Правописание глаголов в прошедшем времени

143

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

144

Правописание родовых окончаний гл. в Прош.в.

145

Изложение повествовательного текста

146

Контрольный диктант по теме «Глагол»

147

Анализ диктанта. Повторение

148,

149

Обобщение по теме «Глагол»

150

Изложение повествовательного текста

151

Проверочная работа

152

Анализ работы. Повторение

Повторение (18ч)

153

Язык и речь. Текст. Виды текстов

май

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о частях речи и их признаках.

Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа.

 Находить сходство и различия в признаках частей речи и их частно грамматических категорий (например, в падежных формах имён существительных, имён прилагательных, местоимениях; в формах рода, в способах изменения и др.).

Приводить примеры изученных частей речи и их форм. Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки и без нее.

Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи.

 Определять тему и главную мысль текста, составлять план, писать в соответствии с темой, главной мыслью, составленным планом, обращать внимание на связь предложений в частях текста и частей текста.

Эл.приложение к учебнику (Диск CD-ROM

154-156

Предложение и словосочетание. Однородные члены предложения

157

Виды предложений по цели высказывания.

158

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

159

Слово и его лексическое значение

160-162

Значимые части слова. Словообразование

163,164

Правописание гласных и согласных в корне слов. Словарный диктант

165

Итоговый контрольный диктант

166

Анализ диктанта

167

Части речи

168

Части речи

169

Звуки и буквы

170

Обобщение знаний.КВН

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1.Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков.М.: Просвещение, 2011.

3.Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011

4. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс, учебник в 2-х частях.  М., «Просвещение», 2014.

5.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Москва, «Просвещение», 20014

6.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку М., «ВАКО», 2014.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

  1.  (Диск CD-ROM), автор Л.Ф.Климанова
  2. Система контроля и мониторинга качества знаний. (Диск CD-ROM)
  3. Мультимедийное пособие с указанием электронных образовательных ресурсов.

Технические средства

1. Классная доска.

2. Интерактивная доска

3. Магнитная доска.

4. Персональный компьютер с принтером.

5. 13 персональных компьютеров.

6. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...