Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Журавлева Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку по теме: 
« Имя существительное» (2 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_imya_sushchestvitelnoe.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме: 
« Имя существительное» (2 класс) 

Цели урока: 

Образовательная: 
• обобщить и систематизировать знания детей по теме "Имя существительное” в ходе реализации проектной деятельности по теме: « В гости к зиме» 
систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы. 
Воспитательная: 
• воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой 
Развивающая: 
• развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, 
• развивать речь. 
Ход урока: 
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат. Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха? 
1. Фонетическая разминка. 
На доске слова: ель ,льет 
- Какую работу выполняет мягкий знак? 
-Определите количество звуков и букв в словах и запишите в скобках. 

2.Словарная работа. Определение темы урока. 
Определить слово по его лексическому значению. 
1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара) 
2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней) 
3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга) 
4.Кристаллик снега.(снежинка) 
м о р о з 
и н е й 
м е т е л ь 
с н е ж и н к а 

- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке? 
-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их . 
- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный гласный). Подберите проверочные слова. 
-Подберите родственные слова к слову снежинка. 
- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному. 
Мы определили тему нашего урока: «Имя существительное». 
На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме» 
3. С кем дружит ель? Определение рода . 
Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных? 

1.Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу, 
В дупле на старой ели 
Орешки я грызу.(белка) 
- Почему белка дружит с елью? (Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить до 30 еловых шишек.) 
2.Не барашек и не кот, 
Носит шубу круглый год. 
Шуба серая- для лета, 
Для зимы- другого цвета.(заяц) 
Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться. 
3.Живет в норке, грызет корки. 
Короткие ножки. Боится кошки.(мышь) 
Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений. 
4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка (5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону. 
Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются. 
- Как называется эта птичка? (королек) 
- Выпишите имена существительные среднего рода. 
Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь. 
Составь словосочетания, используя прилагательные. 
1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка. 
- О чем мы должны помнить? (прилагательные согласуется с существительными в числе и роде.) 
Физминутка. 
2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске. 
1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные. 
одушевленные неодушевленные 
пожарник пожар 
лыжник лыжи 
лесник лес 
работник работа 
грибник гриб 
Что объединяет каждую группу слов? 
2 ученик :собственные и нарицательные. 
собственные нарицательные 
Черное море черное платье 
река Быстрая быстрая река 
котенок Снежок пушистый снежок 
город Орел птица орел 
Журнал «Огонек» яркий огонек 
Что нужно помнить о правописании имен собственных? 
Остальные ребята выполняют физминутку: 
Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть. 
Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное? 
(род, одушевленность, нарицательность) 
5. Именение по числам. 
Как изменяются имена сущ.? ( по числам) 
Выписать названия птиц из стихотворения. 

У опушки в старых елках 
От зари и до зари 
Разговор ведут чечетки, 
Громко вторят снегири. 
Пестрый дятел крикнет громко, 
Разогнав лесную тишь, 
А на вырубках, на липках, 
Отзовется бойкий чиж. 
(А.Яшин) 

Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова. 
Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц. 
Снегири питаются ягодами рябины и калины. 
Синицы едят крошки белого хлеба и сало. 
Для чижей любимый корм- семена березы. 
Чечетка лакомится ягодами бузины. 
Для щеглов запасите семена лопуха. 
Птицам нравятся семена арбуза и тыквы. 
Голодом страшна зима птицам, а не холодом. 
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки) 
- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц? 
(Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба) 

Прокормите птиц зимой, 
Чтоб со всех концов 
К вам слетались, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Приручите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну. 
(А.Яшин) 

6. Роль в предложении. 
Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число) 
Наступила холодная зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.) 
В воздухе кружатся пушистые снежинки.( мн ч.) Земля ( ед.ч. ,ж.р,) 
покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.) 
Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении. 
- С какими прилагательными согласуются сущ.? 
-Как образуются снежинки? 
Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу. 
7. Итог урока. 
Составить паспорт им. сущ. 
Имя……………………существительное 
Обозначает……………предмет, явления природы, события. 
Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что? 
Особые признаки:Постоянные 
Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р. 
Непостоянные: 
Число…………………… ед.ч, мн.ч. 
8. Домашнее задание. 
Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных. 
На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки. 

9. Итог урока. Музыкальный подарок детям. 

Звонок, перемена, отдых. Молодцы!

Тема : «Имя существительное. Общее понятие» 2 класс

Цели урока:

  • Личностные:

Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения ставить познавательную цель урока;формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

Умение учиться и способность к организации своей деятельности.Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей

Коммуникативные УУД:

Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог,работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом.

  • Предметные:

Распознавать имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные; изменять имена существительные по числам, работать с именами существительными, употребляющиеся только в одном числе;работать с толковым словарём.

1. Оргмомент

Раз, два – выше голова, 
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Мудрейкин

- Здравствуйте ,ребята. Я пришел сегодня на урок не один , а  с гостем. Поднимите руку , кто догадался ,как его зовут. (Гном Астроном)

- Ребята, я вас приглашаю полететь на мою планету.

2  Минутка чистописания.

Письмо сочетания  -оро – На ракетах.

3. Словарная работа

Запишите слова под диктовку:  мороз, корова, сорока, ворона, горох.

-Что общего в написании этих слов? (оро)

-На какое правило записанные вами слова ?

- Как мы называем эти слова?

-Что нужно сделать , чтобы правильно записать эти слова?

- Запишем эти слова и вспомним стихи, которые вам помогут запомнить написание этих слов.

 Взаимная проверка тетрадей.

4   Формулирование темы и цели урока.

-Что обозначают эти слова?

Что общего у всех этих словарных слов? (Все словарные слова являются именами существительными.)

 Тема: Сегодня на уроке мы будем говорить о существительном.

– На какие группы можно разделить эти слова? Почему?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

На планете  обнаружены……, а что или кто вы узнаете, выполнив следующее задание:

Одним словом заменить и записать имена существительные в разные столбики (дети поднимают руки, комментируют)

- юла, барабан, кукла, машинка-  все это игрушки (что?)

- сорока, воробей, ворона, чайка – птицы (кто?)

- тополь, клен, пальма, ель – деревья (что?)

- волк, жираф, носорог, заяц – животные (кто?)

- банан, апельсин, лимон, груша, мандарин – фрукты (что?)

- девочки, мальчики, женщины, мужчины – люди (кто?)

https://lh6.googleusercontent.com/FNFF0r4-Wy8lUm0hURw89w6A_enod5kdAVA0YtSEZ7Ccq-b1uzwh-S-kE-5aH-Ty0QY42NeRctaRShKpLtlG8D47-AyzfQjWkJxNxxE8vfiKSLhKFg32SXR-KGDZCCR4XcRjFGWFazY

Физкультминутка.

  • Мяч. Учитель кидает мяч и задает вопрос «Что?», ученик кидает мяч обратно и называет неодушевленное имя существительное, если вопрос «Кто?», то одушевленное. Остальные дети, если согласны, хлопают один раз в ладоши
  • «Море волнуется» 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд приседают плавно с руками только тот ряд, который называет учитель.

Самостоятельная работа (письменно) по учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс. Страница 122 упражнение 236.

Необычный остров на планете . Игра  «Пульт управления2

- Прочитай. Озаглавь текст.

- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные.

- Подумай, почему ручка, которой мы пишем, так называется (устно).

- В каком еще значении употребляется слово ручка? (многозначное слово) устно.

Проверка упражнения 236.

3. Работа в группах

На планете Гнома Астронома  много волшебных островов, эти острова – ЧАСТИ НАШЕЙ РЕЧИ. Одним словам понравился один остров, другим другой.

- рассмотрите рисунок во всех подробностях

2

-

-              -           как   называется остров?

- какие вопросы написаны на щите?

- почему стражник задает сразу два вопроса?

- кто подплывает к острову?

- что к нему подплывает?

- пустят ли прибывших на остров?

- отыщи 17 существительных. Задай вопрос о     каждом.

- что говорят о себе жители острова?

Проверка работы каждой группы

Подведение итогов.    Самооценка работы на уроке

  1. Дайте определение, что такое имя существительное?
  2. Какое имя существительное называют одушевленным, какое неодушевленным?
  3. Называя предметы, людей, события, явления природы, животный и растительный мир мы даем им имена. Имя существительное – самая значительная часть речи.

Рефлексия.

Давайте украсим нашу планету. Если вы чувствовали себя комфортно на протяжении всего путешествия, то посадите яркий цветок. А если не совсем хорошо , то посадите белый цветок.

Отлично справились со всеми вопросами, цели сегодняшнего урока мы достигли!

  1. Д.З. Дома составьте рассказ об имени существительном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

1. Знакомство с именем существительным как частью речи.2. Упражняться в нахождении имен существительных, в определении признаков существительных и их роли в предложении....

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.

В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Имя существительное»

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала;Задачи:образовательные:обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;развивать орфографичес...

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" для 2 класса

Конспект урока по русскому языку по темк "Имя существительное"...