Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

1. Знакомство с именем существительным как частью речи.

2. Упражняться в нахождении имен существительных, в определении признаков существительных и их роли в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestv.doc80 КБ
Office presentation icon imya_sushchestv.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Учитель: Кисиль Л.Н.

Тема урока:  «Имя существительное».

Цель урока: знакомство с именем существительным как частью речи.

Задачи урока:

• организовать деятельность учащихся по развитию умения классифицировать слова по вопросам и значению, закреплению знаний о частях речи, членах предложения  и правописанию;

• упражняться в нахождении имен существительных, в определении признаков существительных и их роли в предложении; 

• воспитывать умение работать в парах.

Оборудование:

- презентация к уроку
- учебник “Русский язык. 3 класс” (авторы С.В.Иванов, А.О. Евдакимова, М.И.Кузнецова) – М., “Вентана-Граф”, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация. Слайд 1.

– Ребята! На уроке ни одна минута не должна пройти впустую. Давайте настроимся на плодотворную работу: «У нас всё получится!»

II. Чистописание с грамматическими заданиями.

Каллиграфическая минутка.

– А сейчас чистописание.
Приложите все свои старания.
Не забывайте о правильной посадке при письме.

- Назовите парную согласную буквы ф и запишите её. (Это буква в).

- Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? Запишите её два раза. (Буква о)

- Назовите букву, которая обозначает [л], [лʹ]. (Буква л).

- Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте её буквой. (Это буква с).

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось? (СЛОВО).

 Слайд 2.

-  Запишите красиво собранное слово.

- Вот сегодня мы и посвятим ему, слову, урок. Что может обозначать слово? (У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действие).

 Щелчок. 

- Как называются эти части речи? (самостоятельные) Щелчок

- А есть слова, которые ничего не обозначают? (Предлоги, союзы)

- Как одним словом можно назвать эти части речи? (служебные) Щелчок

- Они бездельничают? (Они служат для связи слов в предложении).

III. Классификация существительных по значению.

Работа в группах. 

Слайд 3. 

- А теперь внимание! Сложное задание!

Слайд 4.

- Поработаем в группах. У каждой группы лист с заданием. Работаете по плану.


Молния, полёт, ходить, печаль, аккуратный, смелость, годовой, прыжок, гроза, грусть, хитрость, день, беспокойство, век, доброта, дождливый, мгновение, бег, туман, каникулы, радуга, трудолюбие, радостный, сутки, приседание, страх, иней.


Щелчок.

- Прочитайте и выпишите слова, которые называют:

1 группа – качества человека;

2 группа – названия состояний, которые испытывает человек;

3 группа – названия промежутков времени;

4 группа – название действий;

5 группа – явления природы.

- Подчеркните лишнее слово в группе. Почему вы так считаете? Обоснуйте свой выбор.

- Проверим работу (по плану).

- Капитан представляет работу, а все остальные группы – контролируют, правильно ли выбраны слова.

1 группа – аккуратность, смелый, хитрость, доброта, трудолюбие. Щелчок.

2 группа – печаль, грусть, беспокойство, радостный, страх. Щелчок.

3 группа – годовой, день, век, мгновение, каникулы, сутки. Щелчок.

4 группа – полёт, ходить, прыжок, бег, приседание. Щелчок.

5 группа – молния, гроза, дождливый, туман, радуга, иней. Щелчок.

- Что общего у выбранных слов? (это имена существительные)

- Какое значение у слов 1 группы? 2 ?...

- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные бывают разные по значению).

- У 1 группы, какое слово оказалось «лишним»? (смелый)

- Какая это часть речи? (имя прилагательное) Как определили? (поставили вопрос)

- А теперь от прилагательного смелый образуйте существительное. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренное слово, чтобы оно отвечало на вопрос (что?) и т.д. с комментированием.

В тетради: смелый - смелость

                   радостный – радость

                   годовой – год

                   ходить - ход

                   дождливый - дождь

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Имя существительное). Слайд 5.

IV. Сообщение темы и целей урока.

       Давно живут они  в мире этом,

Дают названия предметам.

- Сегодня мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования сохранялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

- Откройте урок 64.

- В каком блоке будем сегодня работать?

- Над чем работаем в блоке «Как устроен наш язык»?

- Имена существительные таят в себе много интересного, ещё неизвестного вам. Что же мы узнаем о них и на какие вопросы сможем ответить, изучив этот раздел учебника?

- Чтение “цепочкой” У. с. 126

- Знает ли кто из вас ответ, на какой-либо из этих вопросов?

Слайд 6.

- Сегодня на уроке мы поупражняемся:

в нахождении имен существительных;

в определении признаков существительных и их роли в предложении.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Слайды 7 - 8.

V. Актуализация опорных знаний.

 - Ранее было сказано, что имя существительное – важнейшая часть речи. Давайте убедимся в этом и проведем эксперимент. Прочитайте отрывок из стихотворения и уберите все имена существительные. (У каждой группы лист с отрывком). Слайд 9.

         ЩЕНОК И СНЕГ

На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

- Что осталось? Понятно ли, что происходит в тексте? (Непонятно, мы не знаем, о каких предметах идёт речь.)

- Какие слова убрали? Зачитайте. (Снег, щенок, мух, двор, пух, забор)

- На какие 2 группы можно разделить слова?

(Щенок и мух -  Отвечают на вопрос (кто?)).

! (могут поделить по числам: сущ-ые бывают во мн. ч и в ед. ч.; односложные и двусложные)

- Что ещё можете сказать об имени существительном? (Бывают одушевленными и неодушевлёнными). Слайд 10.

VI. Классификация существительных по вопросам.

1. Работа с рубрикой “Давай подумаем” учебник с. 127

– Давайте подумаем и закончим предложение правильно.

- Итак, сделаем вывод:

Слова, которые отвечают на вопрос что? называют явления природы, растения, предметы.

Слова, которые отвечают на вопрос кто? называют людей, животных.

 

2. Самостоятельная работа по вариантам – упр. 2.

- А теперь поработаем самостоятельно.

- Прочитаем задание к упражнению.

- 1 вариант выполняет задание 1, а 2 – задание 2.

(Двое учащихся выполняют это задание у доски по вариантам)

Взаимоконтроль, анализ ошибок.

1 вариант: девочка, корова, петух, учитель, кошка, сова, комар.

2 вариант: сосна, ручка, кефир, дождь, снег, бумага, Москва.

- Написание, какого слова отличается от всех остальных?

Москва.

- Какое у него значение? (название города)

- Почему мы его пишем с заглавной буквы? (имя собственное)

- Что ещё мы относим к именам собственным? (название улиц, рек, стран,…) Например?

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Нарицательные - существительные, обозначающие общие понятия, классы предметов и явлений.

VII. Физкультминутка.

Если слово отвечает на вопрос (кто?) – поднимаете руки вверх; а если (что?) – руки вперед.

Услышите другую часть речи – приседаете.

VIII. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала.

Творческая работа в парах.  Слайд 11.

- Предлагаю вам поработать творчески. Прочитайте запись. Что это? (слова)

Луна, сияние, освещение, земля.

- Нужно составить предложение из этих слов.

- Что их объединяет?  (Это имена существительные).

- Можно ли из них составить предложение? Что нужно вам для этого сделать? (Изменить форму некоторых слов, превратить имена существительные в другие части речи).

- Какие предложения у вас получились?

- Запишем предложение с объяснением.

Лунное сияние освещает землю. Щелчок.

- Разберём это предложение по членам предложения и выясним, каким членом предложения может быть имя существительное. Щелчок.

IX. Итог урока, рефлексия.

- Обобщим все полученные знания на уроке.

Слайд 12.

- Что же такое имя существительное?

- Что обозначают существительные?

- Я рада, что с поставленными на уроке задачами мы справились. Вы хорошо потрудились, слаженно работали, помогали друг другу.

X. Домашнее задание по выбору:

 Слайд 13.

* учебник с. 131 упражнение № 3;

* из орфографического словарика в учебнике выписать все одушевленные существительные.

-  У меня от работы на уроке такое же настроение, как и у солнышка. Благодарю вас  за работу.

Используемые источники:

1. «Я иду на урок в начальную школу»: Русский язык: Книга для учителя – М.: Изд-во «Олимп»; Изд-во «Первое сентября», 1999 – 320 с.

2. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова[и др.], I полугодие/ авт.-сост. С.А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2010.

ПЛАН   РАБОТЫ

1 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют качества человека.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.



ПЛАН   РАБОТЫ

2 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, называющие состояние, которое  испытывает человек.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.




ПЛАН   РАБОТЫ

3 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют промежутки времени.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.




ПЛАН   РАБОТЫ

4 группа

1. Прочитайте и обозначьте ٧ слова, которые называют действия.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.




ПЛАН   РАБОТЫ

5 группа

1. Прочитайте и  обозначьте ٧ слова, которые называют явления природы.

2. Подчеркните лишнее слово в группе. Объясните свой выбор.




       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
   - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

       

ЩЕНОК И СНЕГ

   На первый снег взглянул щенок                                
  И ничего понять не мог.
  - Откуда столько белых мух
  Набилось к нам на двор?
  А может это птичий пух
  Летит через забор?..

                                           Л. Дьяконов

Молния, полёт, ходить, печаль, аккуратный, смелость, годовой, прыжок, гроза, грусть, хитрость, день, век, беспокойство, доброта, дождливый, мгновение, бег, туман, каникулы, радуга, трудолюбие, радостный, сутки, приседание, страх, иней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100....