КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

ПРОГРАММА 21 ВЕК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_rod_imyon_sushch.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имен существительных

Ход урока.

I.Организация.

 II.Минутка чистописания

На доске написаны слова:  детский,  тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.  

У. Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов. Какая это буква и в каких словах она присутствует?

Д. Сегодня мы будем писать букву т. Она есть во всех именах существительных это ряда слов: тростник ,лестница , вестник,  местность.

У. Что объединяет эти имена существительные между собой?

Д. Эти имена существительные отвечают на вопрос что?

Д. Данные имена существительные имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную.

У. Какое существительное среди них лишнее?

Д. Лишнее слово лестница. Правописание непроизносимой согласной в нем нельзя проверить. К остальным существительным можно подобрать проверочные слова.

У. Подберите проверочные слова к остальным именам существительным.

Д. Тростник – трость, вестник – весть, местность – место.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Ттр рТт Ттр рТт…

Д. В данном ряду три буквы: заглавная буква Т, строчная т, строчная буква р. В каждой ячейке строчная р меняет свое место. Сначала она стоит после заглавной и строчной т, а затем перед ними.

У. Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

III.Словарно – орфографическая работа

1.Повторение изученных слов.

Комментированное письмо. Слова: тарелка, тетрадь, теперь, топор, трактор, завтрак.

У. Как данные слова связаны с нашей минуткой чистописания?

Д.Во всех словах встречаются буквы т, р.

2.Знакомство с новым словом.

У. Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

Задание 1. Первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова комната.

Задание 2. Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в слове квартира.

Задание 3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.

Задание 4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в корне слова малина.

Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овес.

Задание 6. Шестая буква является окончанием в слове солома.

Задание 7. Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный, который есть в слове урожай.

У. Какое слово вы составили?

Д. Мы составили слово трамвай.

У. Подберите родовое понятие к слову трамвай.

Д. Трамвай – это вид транспорта.

У. Это сельский или городской вид транспорта?

Д. Трамвай – это городской вид транспорта.

У. Назовите его существенные признаки.

Д. Трамвай состоит из одного или нескольких вагончиков.

Д. Трамвай движется по рельсам с помощью электричества.

У. Что же такое трамвай? Дайте полное определение.

Д. Трамвай – это вид городского транспорта, состоящий из одного или нескольких вагончиков, движущихся по рельсам с помощью электричества.

У. Найдите слово трамвай в орфографическом словаре. Составьте его модель приемом СУО ( слог, ударение, орфограмма).

Д. –

У. Составьте предложение со словом трамвай, чтобы в него вошли в любом количестве слова из  словарика с сочетаниями букв т, р, которые мы записали.

Д. В трамвае мы везли тарелки и тетради.

Д. Теперь трамвай ходит по расписанию.

Д. Водитель взял завтрак в трамвай.

IV. Постановка  учебной проблемы.

У. Слова какой части речи мы преимущественно использовали во время минутки чистописания и словарно – орфографической работы? В связи в этим скажите, о чем дальше мы будем вести речь на уроке?

Д. Во время минутки чистописания и словарно – орфографической работы мы в основном использовали имена существительные. Значит, мы дальше будем говорить об этой части речи.

У. Сегодня мы узнаем первый грамматический признак имени существительного.

V.Изучение нового материала.

На доске написаны слова: дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

У. Прочитайте написанные на доске слова. Что в них есть общего?

Д. Все слова являются именами существительными.

У. Что такое имя существительное?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?  и обозначает предмет.

У. Разделите данные имена существительные на три группы. В первую заключите слова, к которым можно подставить он, мой.

Д. Слова он, мой можно подставить к существительным дом, солдат, хлеб. ( Учитель оформляет запись на доске.)

Он, мой

Дом

Солдат

Хлеб

У. Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя.

Д. Слова она, моя можно подставить к существительным земля, книга, школа. ( Учитель продолжает запись на доске.)

Он, мой                                  она, моя

Дом                                         земля

Солдат                                    книга

Хлеб                                        школа

У. Прочитайте оставшиеся имена существительные.

Д. Озеро, гнездо, море

У. Какие слова можно подставить к существительным озеро, гнездо, море?

Д. К существительным озеро, гнездо, море можно подставить слова оно, мое. (Учитель дополняет запись на доске.)

Он, мой                                  она, моя                       оно, моё

Дом                                         земля                            озеро

Солдат                                    книга                             гнездо

Хлеб                                        школа                            море

У. Распределив имена существительные по данным трем группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский, средний. Каждое существительное относится к одному из трех имеющихся родов.

Работа с правилом с.160.

1.Чтение учителем.

2.Самостоятельное чтение правила.

 Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?

Д. Имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой, мужского рода. (Учитель дополняет запись на доске.)

Мужской

Он, мой

Дом

Солдат

Хлеб

У. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя?

Д. Имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя, женского рода. (Учитель вносит новые дополнения в запись на доске.)

Мужской                             Женский

Он, мой                               она, моя

Дом                                      земля

Солдат                                 книга

Хлеб                                     школа

У. Определите род имен существительных, к которым можно подставить слова оно, мое.

Д. Имена существительные, к которым можно подставить слова оно, мое, среднего рода. ( Учитель дополняет запись на доске)

Мужской                             Женский                                Средний

Он, мой                               она, моя                                оно, мое

Дом                                      земля                                     озеро

Солдат                                 книга                                      гнездо

Хлеб                                     школа                                     море

У. С каким грамматическим признаком имен существительным мы сегодня познакомились?

Д. Мы сегодня познакомились с родом имен существительных. (Учитель завершает запись на доске.)

Род имен существительных

Мужской                             Женский                                Средний

Он, мой                               она, моя                                оно, мое

Дом                                      земля                                     озеро

Солдат                                 книга                                      гнездо

Хлеб                                     школа                                     море

У. Обобщите то, что вы узнали сегодня на уроке по плану.

1. Что такое род имени существительного?

2.Какого рода бывают имена существительные?

3. Как определить род имени существительного?

Д. Род – это грамматический признак имени существительного. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой. Мужского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя, женского рода. Имена существительные, к которым можно подставить слова оно, мое, среднего рода.

Наш вывод можно представить в виде таблицы:

Таблица появляется на доске (диск «Русский язык)

Физкультминутка

У. Я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имена существительные мужского рода, надо присесть. Если назову имя существительное женского рода, надо встать. Если услышите имя существительное среднего рода, подпрыгнуть.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.

Закрепление

Упражнение 1

Работа с интерактивной доской. Распределение имён существительных по группам.(Диск)

Упражнение 2.

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите.

Вечер - ….

Корова - ….

Лошадь - ….

Мужчина – ….

Кефир - ….

Осень - ….

Бабочка - ….

Вата - ….

Определите род имен существительных.

Образец: вечер (м.р.) – день (м.р.).

Справка: теленок, жеребенок, мальчик, молоко, лето, личинка, хлопок.

Упражнение 3.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род.

Слова: весна, валик, лето, сосна, кулак, камыш, коршун.

Образец: весна – навес, валик – вилка, лето – тело.

Справка: сосна (нанос), кулак (кукла), камыш (мышка), коршун (шнурок).

Упражнение 4

Прочитайте. Из данных слов составьте смысловые пирамиды по образцу:

Растения

Деревья, кустарники

Орех, береза, малина, смородина

Слова: перчатки, лиса, капуста, соловей, снегирь, вещи, певчие, репа, пантера, шуба, животные, одежда, иволга, хищные, растения, шляпа, птицы, свекла, овощи, волк.

Определите род имен существительных.

У.Во всех ли именах существительных мы смогли  определить род? А почему, как вы думаете?

Упражнение 5.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Напишите их в соответствии с шифром. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  1. С…ешь и м…рко…ку, коли ябл…чка нет.
  2. (Без) с…баки зайца не п…ймаешь.
  3. (От) доброго слова …зык не …тсохнет.
  4. Лучше хле… с в…дой, чем п…рог с б…дой.
  5. Тот же м…едведь, да в другой шерсти.
  6. Со…нца нет, так и месяц греет.

Имена существительные

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

1.

----------------------

1

1

2.

1

-------------

1

3.

1

1

-------------

4.

1

----------------

1

5.

2

2

---------------

Почему пословиц больше, чем зашифрованных строк?

Упражнение 6.

Составьте имена существительные, используя таблицу:

1.

подчистка

ходить

лес

сом

2.

понёс

слово

курица

крапива

3.

съел

показ

зарядка

дочка

4.

заря

школа

лесник

радость

5.

поворот

садик

свалка

рыба

6.

трава

местный

вода

дерево

Составленные имена существительные напишите, группируя их по родам. Орфограммы подчеркните.

Упражнение 7.

Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте и выполните задание с использованием схем.

  1. Тёмное оз…ро исчезло (за) горизонтом.
  2. Янтарный мя…кий свет р…зл…вался (по) всей окрес..ности.
  3. Тр…ва перел…валась изумрудом и зол…том.

Схемы:

  1. сущ.м.р.          глаг.
  2. Сущ.ж.р.          глаг.
  3. Сущ.ср.р.          глаг.

Проверка сам. работы.

Итог.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему учились?

Что вызвало затруднения? Как с ними справиться?

Чтобы вы рассказали своим родителям об уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Обоснуйте свой ответ.