Перспектива 3 класс Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам предложный падеж» 1
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 24.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам (склонение) предложный падеж»

Цели урока: ознакомление с особенностями предложного падежа; развитие умения определять падеж по вопросам и предлогам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учиться определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам; познакомиться со значением имен существительных в предложном падеже (в простых случаях).
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Спец тетрадь;  Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Записывать.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  работа со слайдом.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

- Ребята посмотрите на слайд. Всё ли верно?

И.п. - Кто? Чего?

Р.п. - Чему? Кого?

Д.п. - Зачем? За кем?

В.п. - Кем? Как?

Т.п. - О ком? О том?

П.п. - Что? Почему?

- Правильно, ребята, напротив падежей вписаны не те вопросы.

- А какие вопросы там должны быть? Назовите их.

- Посмотрите на доску, теперь всё правильно?

И.п. - Кто? Что?

Р.п. - Кого? Чего?

Д.п. - Кому? Чему?

В.п. - Кого? Что?

Т.п. - Кем? Чем?

П.п. - О ком? О чём?

- Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)

- Ребята, вы уже наверное догадались какая будет тема нашего урока?

- Сформулируйте цели урока.

- А сейчас давайте проведём минутку чистописания.

- Пропишите у себя в тетрадях заглавную и строчную, букву П и п.

Слушать учителя.

Выполнять задание учителя.

Читать падежные вопросы на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Называть падежные вопросы.

Давать характеристику звуку.

Формулировать тему и цель урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Практический:  

работа со словами на слайде, работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с предложным падежом.

- Как вы думаете, от какого слово образовано название предложного падежа.

- Название предложного падежа образовано от слова предлог.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что этот падеж употребляется только с предлогами: (о ком?) о сестре, (о чём?) о дружбе.

- Ребята, а вы знаете, кто дал название предложному падежу?

- Название шестому падежу русского языка дал именно М. В. Ломоносов. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Посмотрите на слова на слайде. Давайте устно, по цепочке будем менять эти слова, ставя их в предложный падеж и называя окончание. Например: Кукла - о кукле. (Дом, мама, собака, сон, слон, коробка, арбуз, кровать, учебник, зоопарк, шкаф, пол, трон, корона, бумага, солнце, космонавт, футбол, рубашка, мёд).

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля), 

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять устное упражнение.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- Обратите внимание на упражнение под номером 65, на странице 36.

- Прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать? (Нам нужно выписать из предложений существительные в предложном падеже вместе со словами с которыми они связаны по смыслу)

- Приступайте к выполнению задания.

- А теперь сверьте свои ответы с ответами на доске.

- Ребята, а о чём мечтаете вы?

- Оформите свою мысль в предложения и запишите.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Посмотрите на рисунок внизу страницы.

- К какому произведению эта иллюстрация? (Басня Крылова «Ворона и Лисица»)

- Составьте по этому рисунку несколько предложений, используя имена существительные и обращения.

- Запишите эти предложения.

-Давайте послушаем, что у вас получилось.

Читать задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Составлять предложения.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- Поставьте в предложный падеж следующие слова: кровать, диван, сон, нос.

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник страница номер 39, упражнение номер 71.

Записывать Д/З.

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 24.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам (склонение) предложный падеж»

Цели урока: ознакомление с особенностями предложного падежа; развитие умения определять падеж по вопросам и предлогам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учиться определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам; познакомиться со значением имен существительных в предложном падеже (в простых случаях).
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Спец тетрадь;  Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Записывать.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  работа со слайдом.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

- Ребята посмотрите на слайд. Всё ли верно?

И.п. - Кто? Чего?

Р.п. - Чему? Кого?

Д.п. - Зачем? За кем?

В.п. - Кем? Как?

Т.п. - О ком? О том?

П.п. - Что? Почему?

- Правильно, ребята, напротив падежей вписаны не те вопросы.

- А какие вопросы там должны быть? Назовите их.

- Посмотрите на доску, теперь всё правильно?

И.п. - Кто? Что?

Р.п. - Кого? Чего?

Д.п. - Кому? Чему?

В.п. - Кого? Что?

Т.п. - Кем? Чем?

П.п. - О ком? О чём?

- Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)

- Ребята, вы уже наверное догадались какая будет тема нашего урока?

- Сформулируйте цели урока.

- А сейчас давайте проведём минутку чистописания.

- Пропишите у себя в тетрадях заглавную и строчную, букву П и п.

Слушать учителя.

Выполнять задание учителя.

Читать падежные вопросы на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Называть падежные вопросы.

Давать характеристику звуку.

Формулировать тему и цель урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Практический:  

работа со словами на слайде, работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с предложным падежом.

- Как вы думаете, от какого слово образовано название предложного падежа.

- Название предложного падежа образовано от слова предлог.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что этот падеж употребляется только с предлогами: (о ком?) о сестре, (о чём?) о дружбе.

- Ребята, а вы знаете, кто дал название предложному падежу?

- Название шестому падежу русского языка дал именно М. В. Ломоносов. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Посмотрите на слова на слайде. Давайте устно, по цепочке будем менять эти слова, ставя их в предложный падеж и называя окончание. Например: Кукла - о кукле. (Дом, мама, собака, сон, слон, коробка, арбуз, кровать, учебник, зоопарк, шкаф, пол, трон, корона, бумага, солнце, космонавт, футбол, рубашка, мёд).

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл).

Буду с ним летать на (воля), 

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять устное упражнение.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- Обратите внимание на упражнение под номером 65, на странице 36.

- Прочитайте задание.

- Что нам нужно сделать? (Нам нужно выписать из предложений существительные в предложном падеже вместе со словами с которыми они связаны по смыслу)

- Приступайте к выполнению задания.

- А теперь сверьте свои ответы с ответами на доске.

- Ребята, а о чём мечтаете вы?

- Оформите свою мысль в предложения и запишите.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Посмотрите на рисунок внизу страницы.

- К какому произведению эта иллюстрация? (Басня Крылова «Ворона и Лисица»)

- Составьте по этому рисунку несколько предложений, используя имена существительные и обращения.

- Запишите эти предложения.

-Давайте послушаем, что у вас получилось.

Читать задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Составлять предложения.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- На какие вопросы отвечает предложный падеж?

- Поставьте в предложный падеж следующие слова: кровать, диван, сон, нос.

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник страница номер 39, упражнение номер 71.

Записывать Д/З.

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам"

Тема: «Склонение имён существительных ». Цели  урока: познакомить с изменением окончаний имён существитеьных в зависемости от вопроса.Планируемые результаты:Метапредметные:- развивать органи...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...