Перспектива 3 класс Конспект урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                  Дата: 18.02.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема урока: «Изменение имён существительных по падежам (склонение). Дательный падеж»

Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; познакомить детей со значением имен существительных в дательном падеже (значение адресата).
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Спец тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Записывать.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

Работа со словами на слайде

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

-  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.) 

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) 

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) 

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)

- Сколько всего предлогов? (10) 

- Какой падеж вы изучили последний? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) 

- Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Какая будет цель нашего урока? (ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу)

- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)

Слушать учителя.

Читать слова на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему урока.

Формулировать цель урока.

Записывать тему урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Открытие нового знания

Практический:  работа со словами на слайде, работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

- Как вы думаете, от какого слово образовано название дательного падежа?

- Название дательного падежа образовано от слова дать: (кому?) брату, (чему?) природе.

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.-  Запишите под диктовку словосочетания. (Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу).

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

- Давайте выполним упражнение номер 49, на странице 29.

- Прочитайте задание.

- Нам нужно составить словосочетания, раскрыв скобки и записать их.

- Как мы будем менять слова в скобках? (Задавая к слову вопрос)

- Давайте разберём первое словосочетание. (Плыть по (река))

- Какой вопрос мы зададим? Почему? (чему? Потому что это неодушевлённое существительное).

- Если мы зададим этот вопрос, какое окончание получится у слова река? (Окончание е)

- Выполните задание до конца. (Один у доски)

- Кто уже закончил, сравните свои ответы с доской.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Участвовать в беседе.

Записывать слова под диктовку.

Разбирать словосочетания.

Выполнять задание учителя.

Определять падеж имён сущ.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять упражнение.

Сверять свои ответы с доской.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- Прочитайте текст на страничке 29, упражнение номер 50.

- Из какой сказки этот отрывок? (Аленький цветочек)

- Кто автор этой сказки? (Сергей Тимофеевич Аксаков)

- Нам нужно списать данный текст, вставить пропущенные буквы и предлоги.

- Приступайте к выполнению упражнения.

- А теперь найдите в этом тексте имена существительные в дательном падеже.

- Прочитайте их. (Один человек вслух)

- Сейчас выделите в этих словах окончание. Молодцы!

- А теперь посмотрите на рисунок конверта на странице 30.

- Верно ли он подписан? Почему? (Нет. Все слова у адресата поставлены в разное склонение)

- А в каком падеже нужно употреблять фамилию, имя и отчество адресата? (В дательном падеже)

- Отступите от предыдущего задания одну строчку и запишете верное фамилию имя и отчество.

- Давайте выполним задание под номером 53 устно.

-  Нам нужно придумать фамилии от данных слов, подобрать к ним имена и отчества. Как в образце под упражнением. (Медведев Константин Николаевич, Кошкин Виктор Павлович, Купцов Илья Александрович, Токарев Сергей Сергеевич, Корзинкин Алексей Дмитриевич)

Слушать учителя.

Читать текст.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять упражнения.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание учителя.

Выполнять упражнение устно.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- Давайте вспомним тему урока?

- От какого слово образовано название дательного падежа?

- На какие вопросы он отвечает?

- Поставьте в дательный падеж слова: стол, рот, кукла, человек, Саша.

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник страница номер 29, упражнение номер 51.

Записывать Д/З.

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам"

Тема: «Склонение имён существительных ». Цели  урока: познакомить с изменением окончаний имён существитеьных в зависемости от вопроса.Планируемые результаты:Метапредметные:- развивать органи...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...