Карточки для уроков русского языка 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Труханова Екатерина Игоревна

Методическая разработка поможет давать доплнительные задания учащимся на уроках, а так же карточки могут быть использованы как домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dlya_urokov_po_russkomu_yazyku.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Вставь букву. Напиши проверочные слова.Подчеркни.

  Сн…жки   Зв…рёк  М…ряк   К…рмушка   Б…льной

В…дитель   Гр…бной  Н…чной  Л…дяная   Л…сник  М…док  М…рской   Ул…тели   Л…сица   К…тёнок

Зв…нок   Сн…жинка  З…рно

    Найди слова с проверяемой безударной гласной, напиши проверочные слова. Какое правило ещё вам встретилось.  

К…пуста  П…нал  Св…тить   За…ц  М…ряк  Зв…рёк

Тр…пинка  М…локо  Цв…ток  М…дведь  Л…си

В…селье  П…друга  С…ловей  …кно  З…ма в…сна

Исправь ошибки в словах с  проверяемыми безударными гласными(подбери проверочные слова).

Наступила висна. В парке можно увидеть много интересного . На высоких диревьях весят скворечники для птиц. Вот прилетели дружные синицы. Вароны учат  литать сваих варанят .Ласточки слипили себе гнёзда под крышей дома. Все рады весне.  

Найди слова с проверяемыми безударными гласными. Подбери проверочные слова.

Рябину называют осенней красавицей. Я очень люблю это скромное ветвистое деревце , почти повсюду растущее в наших лесах. Люблю его перистые зелёные листочки, шелестящие даже при лёгком ветерке.

   Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.

Прочитай текст. Озаглавь. Вставь буквы. Найди слова с проверяемыми безударными гласными. Подбери проверочные слова , поставь ударение.

Раз после д…ждя выгл…нуло солнышко.

П…к…залась дуга – радуга. Все смотрят на радугу и любуются.

Заг…рдилась радуга. Она стала г…ворить , что …на кр…сивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко. Оно ск…зало, что без него и радуги не будет на небе.

А радуга только см…ётся  да хвалится.

Тогда солнышко расс…рдилось и спряталось за тучу. И радуги не стало.                  

Вставь буквы. Подчеркни их. Подбери проверочные слова.

Пиро…         Дроз…        Сне…        Ду…           Но…

Хле…            Гри…           Бра…        Ры…кА    Коро…ка

Берё…кА     Гря…кА      Ска…кА     Ду…ки     Поса…ка

Ро…кий

Вставь пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

Мал золотник , да доро…(……………)

По Сеньке и ша…ка (………….)

Один с сошкой , а семеро с ло…кой(……………)

На языке мё… (…………..), а на сердце лё… (…………)

Старый дру… (…………) лучше новых двух.

Хле… (………..) – батюшка , вода – матушка.

Найди слова со звонкими и глухими согласными в корне этих слов. Напиши проверочные слова к ним.

Капри…(з,с )        брасле…(т,д)        Бага…   (ш,ж)                                      йо…(д,т)               Анана…  (с,з)        бутербро…(д,т)    Арбу…     (с,з)      сала…    (т,д)         Рука…     (ф,в)       бубли…(к,г)         Гла…       (з,с)         магни…  (т,д)      Моро…   (з,с)        гололё…  (т,д)     Барсу…   (к,г)     карни…(з,с)          Ле…        (з,с)               ро…(Г,К)

Прочитай. Какое правило использовали. Вставь буквы. Напиши проверочные слова.

Де…ки        Запла…ка    Дере…це      Оха…ка

Ири…ка     Сла…кий      Ша…ка         Кро…ка

Завя…ка    Бу…ка          Кату…ка       Сколь…кий

Но…ти        Ко…ти         Мер…кий       Кру…ки

Гла…кий

Исправь ошибки. Найди слова со звонкими и глухими согласными в корне слов.

Красив  лес. С утра был морос. Выпал снежок. На  дереве распевает дрозт .Солнце осветило ветви берёс. Тёплое солнышко растопило лёт и снек.  На поляне топчутся ряпчики. Зима укрыла поляну белой шупкой. Слышен сриб  снега. Старый пень покрыт снежной шапкой. Белки зимуют в дупле. У них большой запас сухих ягот и грибов с осени. Им там тепло и сытно. Зима умеет украшать лез серебром. Всё сверкает на солнце.    

Прочитай слова. Обозначь зелёным карандашом – мягкий согласный , синим карандашом – твёрдый согласный, красным – гласный звук. Поставь ударение.

Тёрка, рёв, тётка, тёлка, сёмга

Клюв, глюкоза, сюда, плюшка

Мел, сел, кеды, лес, левый, ветер

Мир, тир, тигр, сито, винт, синий.

Подчеркни мягкий согласный зелёным цветом , твёрдый согласный – синим.

Орёл, увёл, утёнок, брёвна, плётка, вёсла, мётла, полёт, бурёнка, крёстный.

Подчеркни букву «Я» в тех словах , в которых она обозначает мягкость согласного.

Всякий, стоя, прямо, грязь, яма, зять, вязать, тяпка, вишня, Яша,   деревья, хвоя.

Найди ошибки. Исправь их, напиши правильную букву.

Лисата, вишна, селодка, караси, салёт, слозы, тота, Луда, трапка, утуг, брювна, праник, луди,клунул, гразь.

Спиши , вставляя пропущенные буквы. Где возможно объясни какое правило использовали.Напиши проверочные слова.

В воде ры…ки ж…вут,

Нет кл…ва, а клюют.

Есть крылья – не л…тают ,

Нет но… , а гуляют.

Гн…зда не заводят,

Д…тей не выводят.

Сделай звуко – буквенный анализ этих слов.

  Мак, рука, роза, дом.

Сделай звуко – буквенный анализ этих слов.

Кора, мороз, короб, сад, пена.

Сделай звуко – буквенный анализ слов.

Конь, боль, Мальта, долька.

Сделайте звуко-буквенный анализ слов.

Колья, деревья, колье, друзья.

Сделай звуко буквенный анализ слов.

Яблоко, яма, Юля, ёж.

Сделай звуко – буквенный анализ слов.

Съезд, подъехать, въезд, уезд.

Сделай звуко –буквенный анализ слов.

Красивая, дубовое, маяк, каюта.  

Сделай звуко –буквенный анализ слов. Обобщение.

Том, Рим, полька, въезд, моет, ясно, Лена.

Сделай звуко – буквенный анализ слов.

Час, цех, жить, щука, шапка,йогурт.бар…ер, мурав…и, ш…ёт, в…юга, под…ём, под…езд,

Вставь пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой разделительный «ь», двумя чертами –«ь»,как показатель мягкости согласных на письме.

По…т, рол…, коп…ё, сол…, кол…цо, пал…то, ноч…ю, руж…ё,  болезн…, варен..е, сем…я, дерев…я.

Вставь буквы. Подчеркни слова с «ъ».

весел…е.

Запиши слова в 2 столбика, разделяя на слоги.

Пал…ма, с…есть, апел…син, под…езд, обез…яна, об…явление, мел…ница.

Подчеркни слова с разделительным «ь».

Альбом, копьё, пальто, тюлень, заячья, платье, лось, крылья, угольки, друзья, тень, ручьи, счастье, пенники, судья, медведь, олень, тьма, бурьян.

 

 

 Придумай предложения со словами:

Подъехал, мать, братья, гость.

На какое правило эти слова. Докажи. Подчеркни ь, ъ.

 

Спиши. Вставь буквы .Сделай звуко – буквенный анализ (качая).

Колокол…чики м(о,а)и,

Цветики ст(е,и)пные,

Что гл(я,е,и)дите на меня,

Тёмно – голубые.

И о чём звените вы

В ден… в(и,е)сёлый мая

Средь некошеной травы

Г(а,о)ловой качая.

Вставь буквы. Докажи. Вставь слова с «ь».

Ноч…ю тоже ест… ж(ы,и)зн… . Из дупла светятся  с(а,о)виные глаза. Давно уж солнце …….ь  в облака, жара спала, …..ь. зашумели от ветра. Пр(о,а)хладно.  Начинается  ….ь. В норке от холода с…ёж(ы,и)лис…  зайцы. Дожд… идёт как из в…дра. Это настоящий …..ь. С утра будет св(и,е)жо.

Слова для справок: ливень, дождь, скрылось, деревья.

Как сказать одним словом. Спиши, напиши ответ.

(ответы должны быть с «ь»). Подчеркни.

Снежная буря –

Мать, отец, дети-

Ягоды, сваренные с сахаром -  

То, без чего птица не улетит –

Домики для пчёл –

Сделай звуко – буквенный анализ слова: вьюга.

Запиши, разделяя слова на слоги для переноса.

Субботник –                          Аллея –

Хоккей –                                Коллектив-

Перрон –                               Классный-

Пассажиры –                        Кроссовки –

Ванна –

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Проверь. Вспомни правила. Подчеркни  двойные согласные.

Кла….., Ро…..ия, …блака, гру….а, ст…кло, су….ота, ра….каз, килогра…., ко….екция,  с…ва, ска…ка.

Запиши,разделяя слова на слоги для переноса.

Коло….а-                                           ма….а-

Телегра….а –                                    жу….ит-  

А…уратный –                                    ру….кий-

Вставь пропущенные буквы. Допиши проверочное слово.

Чудес…ный-          Грус…ный-            Счас…ливый-

Извес…ный –         Радос…ный-         Чес…ный-

В одну колонку выпишите слова с непроизносимыми согласными, в другую – с безударными гласными.

Звёз..ное, выл…пить, со…нце , н…бесный, сер…це, ст…рожка,мес…ный, тр…пещет, з…лёный, извес…ный, радос…ный, с…сновый, грус…ный.

Выдели 3 правила ,встретившиеся вам. Запиши в 3 колонки. Подчеркни орфограммы.

Выдался славный зимний денёк. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Снежинки блестели на моих варежках. Слышны были детские радостные визги. Многие играли в снежки и катались на лыжах. У наших соседей получился весёлый снеговик. Вместо носа у него была морковка.  Кругом белым- бело. Просто нет слов, рассказать об этой красоте. Это надо было видеть.

Найди слова с глухими и звонкими согласными на концах. Проверьте написание этих слов.

Людоеда людоед

Приглашает на обед.

Людоед ответил : «Нет!

Не пойду к тебе ,сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда!»

Замените первую букву другой так, чтобы получились новые слова. Подберите проверочные слова.

Лев, таз, круг, пруд.

Прочитай. Найди слова с сомнительными согласными на конце. Выпишите их.  Напишите проверочные слова.

Скрипит мороз.

Сердит мороз.

И снег

Сухой и колкий.                             И вяз озяб

                                                           И дуб замёрз.

                                               Насквозь продрогли ёлки.

Замените глухие согласные звонкими и запишите полученные слова вместе с проверочными.

Лук, суп, кот, сок.

Выдели корень. Подбери  ещё однокоренные слова.

Водяной, водица, водолей…  

 

Выдели корень. Подбери ещё однокоренные слова.

Снег, снежный, снега…

Выдели корень. Подбери ещё однокоренные слова.

Пожарить, жаркое…

Исключи из группы слов неродственное слово.

Учительница,  научный, зубрилка, изучать.

Молоко, молочный, молотить.

Дерево, дуб, деревянный.

Ветряная, ветрило, вихрь, ветер.

Сравните корни в словах вода и подводник; подводник и водитель; рисунок и рисовый; пара и попарно. Выделите корень. Одинаковы ли корни, одинаковы ли они по смыслу.

Подберите и запишите родственные слова с корнями

гор(а) и гор(еть).

С корнями мор- (море и морить) и рис- ( рисовать и рис) подберите и запишите четыре группы однокоренных слов.

 Спиши. Вставьте буквы. Выдели корень.

Ветренно в март…,

В апрел… дожди –

В ма… фиалок

И ландышей жди.

С. Маршак

Найди в пословицах однокоренные слова. Выдели корень.

Ученье – свет , а неученье тьма.

Ум да разум надоумят сразу.

Найди в пословицах однокоренные слова. Выдели корень.

Думай, да чтобы не передумывать.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.

Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

Подбери ещё однокоренные слова.

Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

Грибы, бинтовать, холодок, пилить.

Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

Луковичка, рыбачить, говорливый, хлебец.

С помощью приставок вы-, с- ,под- ,при-, по-, недо-,

от-, у-   составьте разные слова с корнем – лёт или      

-лет

Например: влететь.

Выпиши слова с приставками.

Забег, залп, запах, заяц, зал, завал, занос.

Выдели корень, приставку.

С приставками из-, пере-, при-, в-, вы-, за-, от-, у-

Запишите новые слова с корнем –воз

Например: привозить.

Выпиши слова с приставками. Выдели приставку, корень.   Подбери однокоренные слова.

                      В жару.

Стояла сильная жара. Земля высохла и местами потрескалась. Под корнями  старой сосны бегали муравьи. Лес кончился . Тропа вывела нас к полю. Какая красота!

 Напиши правильно.

В су….оту мы (от)правились (в)лес (за)грибами. Мой бра(т)  любит рыжики. Этот гри… весь рыж…й: шля…ка, но…ка, сок. В пуш…стом мху можно (за)метить целый хоровод рыж..ков. (В)наших л…сах они растут (до)глубокой осени.

Исправь ошибки. Какие правила будете использовать.

Я сел уивы и зо кинул удачку. Скоро леска за кружылась . Налеске  крутился лещ. Пушыстая тучька на хмурилась. Хлынул дожть. Чястые капли зошлёпали поводе. Я поспешил дамой. Дома мама  с  варила уху.

С помощью предлогов объедините пары слов так, чтобы получились сочетания слов. Запишите.

Образец: готовиться- праздник

Заботиться- животные, выходить- школа, пойти – друзья, смотреть- окно, гулять- парк, стучать – дверь.

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Мы слепили ….. дворе два огромных снежных кома.

Положили ком …. ком. Затем прилепили снежной бабе руки . Воткнули ей …. Руки метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот,нос.  …. Голову бабе надели шапку.

Выпишите существительные с предлогами.Вставь буквы. Напишите проверочные слова.

Хорошая ранняя в…сна в л…су. Ярко светит весеннее со…нце. По небу плывут голубые …блака. У с…сны р…звятся в…сёлые зайч…та. Под густой елью спрятался ёж…к. На ветках щебеч…т  птицы.

Определи приставка или предлог.

Перезимовать, уйти, объезд, улеса, приморье, убежать, пробежка, надворе, засадом, накормить, вокно, переддверью, заболеть, обАлле.

Напиши правильно.

Подбери однокоренные слова с разными суффиксами, уменьшая одно из них.

Нос- носик, человек- человечек, волос-….., ствол……,река-…...,хвост - ……, борода - ….. .

Кто где живёт:

Напиши, используя суффиксы.

Москва- москвич – москвичка – москвичи

Волгоград-  волгоградец –волгоградка –волгоградцы

Ленинград –

Россия- россияне ,Турция – турки

Египет - ….                , Финляндия- ……. .

Угадай слово.

Корень в нём такой же , как в слове домашний, суффикс такой же , как в слове шарик. Какое слово.

Напишите однокоренные слова. Выделите корень.  

Образуй от данных слов новое слово с помощью указанного суффикса.

Гора +к,  лес+ник, двор+ик, корм+ушк, мороз+н, дед+ушк, гриб+ок.

Выпиши слова ,которые состоят из корня и суффикса. Выдели их.

Столик, столы, домовой, дубок, шубка, луговой, скворечник, вода, пробег, лужок, родник, гриб,грибной,перелесок,игрушечка.

Выпиши слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом .Выдели корень, суффикс.

   Вот уж зимушка проходит,

   Белоснежная проходит.

   Прощай саночки , конёчки,

   Наши зимние дружочки.

   Прощай зимушка- старушка,

   Ты лесная холодушка!  

 

Выпиши существительные  с суффиксами.

Листочки трепещут от ветерка. В осиннике слышен шелест. Под осинкой мы нашли опавшие веточки. Деревце само сбросило часть веток. Осина удивила нас веткопадом.

Разберите по составу : веткопад, разноцветный, удивила.

Определи окончание и основу.

Домики, морской, белая, бежит, думает, печка, сок, падаешь, домишко, корытце, медведь, таракан.

Допиши окончание в единственном числе. Выдели его  и основу.

Вершин…, к вершин…, у дом…, под стол…, за стол…,

над пол…, по пол…, перед пол…,  в дом…   .

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте основу и окончание.

За в…ршинами леса скрылось со…нце. В л…су прохладно и сыро. На з…мле шевелятся мокрые листы, а под ними видны стрелки зелёной травки.

На д…ревьях заливаются певчие дрозды.

В одну колонку запишите слова с окончанием - а, в другую- с окончанием –и.

Гора, лебеди, снега, лодки, лужи, мячи, орехи, ворота, школа, классам, рана, голосу, небо, ветерка, синичка, ветви, тучи, капли, утро.

Выпиши сложные слова .Подчеркни соединительные гласные. Разбери по составу.

Снеговик, островок, землекоп, снегопад, остроумный, паровоз, парник, тепловой, самолёт, колонна, хлеборобка, теплоход, водокачка, ледник.

Разбери слово по составу .

Первоклассник

А как называется ученик 5,6, 7, 8 класса.

Докажи , что эти слова сложные. Но только помни , что в них нет соединительной гласной. Разбери их по составу.

Разбери по составу слова электролампочка, элекроутюг. Придумай ещё слова с корнем электро- .Разбери их по составу.

Напиши только слова, отвечающие на вопрсы кто ,что

Парад, идём, удовольствие, варим, порт, варан, гайга, железная, умный, Алёна, сок, Мурзик, рак, тир, мир.

Напиши существительные в 2 столбика : одушевлённые и неодушевлённые

Заяц, мама, метро, пол, Марина, рог, сумка, кино, летать, птица, чтение, игра, играть, носорог, белка.

Определи род у существительных.

Мех, зонт, сом, марка, отметка, небо, яблоко, пол, роль, ноль, кора, часы, подарок, нож, лес,вата.

Запиши слова во множественном числе. У всех ли оно есть.

Мясо, животное, пальто, кино, столяр, район, радость, помидор, постель, просьба,рассказ.

Выпиши только существительные женского рода.

Сахар, рота, Оля, бабушка, тётя, дядя, муж, мирный,

Масса, кеды, соль, мужчина, пыль, ноль, гора.

Выпишите существительные мужского рода.

Папа, род, нога, тьма, Арсений, лошадь, щука, час, топливо, сито, рожок, Коля, конь , ноль, боль, сон.

Выпишите существительные среднего рода.

Молоко, роса, небо, удивление, тина, ил, пруд, море, поздравление, пюре, лапа, лодка, тетрадь,ландыш.\

Какого рода

Угадай слова. Напиши. Выдели окончание.

С - - о                   р - - а                           б - - т    

Угадай слова. Напиши их. Определи род. Как догадался.

К – т       п - - - х           с - - - - а       б – к      к - - - -а

Спиши слова ж.р. в 1 столбик, слова м.р. во 2 столбик,

Слова ср.р.- в 3 столбик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

Как узнать какого рода слово ботинки. Что нужно для этого сделать.

К данным словам припишите слова, противоположные по значению.

Утро –                                     Тьма -

Добро –                                  Низ -

Жар –                                      День –

К данным существительным из слов для справок припишите другие существительные, близкие по значению.

Беда-                                                 Метель-

Буря -                                                  Труд –

Доктор –

Слова для справок : ураган, горе, шторм, пурга, несчастье, буран, врач, вьюга, работа, дело.

Найди в пословицах слова , противоположные по смыслу. Подчеркните их.

Дружно за мир стоять, войне не сбывать.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни , а зло забывай.

Бедность плачет , богатство скачет.

Найди и запиши парами слова с противоположным значением.

Образец: лёгкий – тяжёлый

Север, высокий, ложь , восход, медленный, день, светлый, мокрый, ночь, быстрый, правда, низкий, сухой, юг, тёмный, закат.

Напиши существительное женского рода к указанным.

Бык -                                     Петух-

Баран -                                  Селезень –

Гусь -                                      Индюк –

Слон-                                      Медведица-

Определи род.

Рябина, дуб, клён, шиповник, ель, берёза, ива, ясень, липа, тополь.

Определи род у существительных.

Любимое дерево, огромный дуб, душистая липа, белая берёза, стройная сосна, вечнозелёная ель, зелёный клён, стройный тополь, плакучая ива.

Определи род у существительных. Вставь пропущенные буквы.

Ночевала туч…ка  з…лотая

На груди утёса- великана;

Утром в он  путь …на умч…лась рано,

По лазури вес…ло играя.

Но остался влажный сле…  в морщине

Старого утёса. Од…ноко

Он ст…ит , задумался глубоко,

И т…хонько плачет он в пустыне.

Напиши существительные во множественном числе .

Стол-                                    брат -

Окно-                                    дерево -

Книга -                                  кони-                                                                                                                                                                                            

Напиши существительные в единственном числе.

Облака-                                Края -

Снега –                                  Друзья-

Моря-                                    Платья –

Определи род у существительных.

Море, веселье, соль, моль, доля, ерунда, картофель, картошка, тюль, ель, ясень, дверь, морковь, край.

Напиши где возможно существительные в единственном числе.

Джинсы, ворота, деньги, законы, руки, сливки, вилы, слова, кудри, перчатки, варежки, ножницы.

Определи падеж .

В роще птичье пение,

А в классе  - тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется «весна».

Определи падеж существительных. (надпиши над словом).

Около речки девочки увидели густой лес. В нём было много ягод и грибов. В кустах прятались ежи и зайцы. От речки дул свежий ветер. На верхушке ели трещали сороки. Но вот в небе раздался гул.Это летел самолёт.

Выпишите имена существительные. Укажите род, число.

Образец: тропинка – ж.р.

Гром, вкусный, выходит, умный, кланяться, свежий, долина, рябина, яркий, смотреть,  жёлтый, бегать, катиться, любимый, холод, шуметь.

Спиши. Определи падеж. Надпиши.

Самолётик- самолёт,

Захвати меня в полёт,

Пролети над облаками,

Над лесами,

Над лугами,

Над полями,

Пашнями,

Над домами

Нашими.

Спиши. Допиши окончание. Определи падеж.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушат…, в корыт…, в лохан…,

В реке, в ручейке, в океан…,

И в ванн…, и в бан… .

Просклоняйте слово зима .Составьте 3 предложения с этим словом так ,чтобы слово зима было с разными окончаниями.

Спиши . Определи падеж у существительных с пропущенными окончаниями. Вставь окончание. Определи род  у всех существительных.

Я прилагаю всё старанье.

Хочу понять правописанье.

Но вызывает, тем не менее,

Правописанье удивление.

Летят на ветк… воробьи,

Чтоб обсудить дела свои.

 Сидят на ветк… воробьи;

Сидят на «е», летят на «и».

Переставь буквы в словах так, чтобы получились новые слова.Определи склонение.

Маяк – ямка, тьма -…, банка - …, кукла - …, кочан -…, волос -…., мошкара -….  .

Запиши в 3 столбика названия овощей. В 1-овощ 1склонения, другой овощ 2 склонения, и ещё овощ 3 склонения. С одним существительным 1 скл. Составьте три предложения, употребив это слово в родительном падеже, дательном, предложном падеже единственного падежа.

Поставьте имена существительные в форму , указанную в скобках.

Образец: книга( П.п.,мн.ч.)- о книгах.

Обед (Д.п., ед.ч.) –

Дерево(Т.п.,мн.ч.)-

Аллея(П.п.,ед.ч.) -

День (Р.п., мн.ч.)-

К каждому из данных существительных подберите соответствующие прилагательные.

Медведь-                                        Лиса-

Ёж-                                                     Заяц-        

Лиса-                                                  Волк-        

Вставь пропущенные окончания прилагательных.С 3 словосочетаниями составь предложения.

Ярк….. солнце, с весенн……. неба, в берёзов… роще, о голуб…… море, к мохнат……. шмелю, зелён…. листом, под больш…. деревом.

Поставьте данные прилагательные в форму, указанную в скобках. С тремя словами(по выбору) составьте и запишите по одному предложению.

Лёгкий (Р.п.,ед.ч.)                        Тихий(Р.п.,ед.ч.)

Младший (Д.п., мн.ч.)                 Широкий(Д.п.,мн.ч.)      

Близкий (П.п.,ед.ч.)                      Гордый(Р.п.,ед.ч.)

Напиши близкие по значению прилагательные.

Мальчик смелый – храбрый

Печальный день-                                 Пасмурный день-

Тихий вечер-                                          Широкая линейка-

Выпиши 2 сущ. мужского рода, 2- женского рода;определи склонение у этих сущ.;выпиши 3 словосочетания с сущ., определи падеж у сущ.

Около дома был глубокий овраг.Там всегда была вода. Она тихо журчала, в темноте искала дорогу. В лесу можно увидеть последние капли этого ручейка.

Спиши. Определи падеж, род, склонение у сущ.

Дядя Никита  жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки. У берега тихо шуршал камыш. Там каждую весну строили гнёзда утки.        

Составьте предложения. Определите падеж у сущ. ,выделите окончание.

Метель, после, началась, весенних, теплых, дней

Снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы

Февраль, ведь, на, исходе

Тепло, скоро, будет, опять

Составьте предложения. Определите род, число, падеж у сущ. Подчеркните по членам предложения.

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочку, бух, да, снег ,в

Громкими, из-под, хлопаньем, стали, снега, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес,  до, перепуганный, смерти, кинулся, в

Стая, снегу, в , живёт, куропаток.

Прочитай. Поставь устно вопрос к каждому слову. Выпишите группами слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

 Усталый день склонился к ночи,

 Затихла шумная волна,

 Погасло солнце, и над миром

 Плывёт задумчиво луна.

К каким -  нельзя поставить вопрос?

 Сделай разбор существительного по образцу.

Гвоздём – сущ.,  нач. форма – (что?) гвоздь, неодуш., м.р., ед.ч.

Зайцу –

Ягоды –

Кошку –

Тетради –

Пером -

Прочитай столбики слов. На какой вопрос отвечают слова в каждом столбике? Что они обозначают? Составь из этих слов предложения, а из предложений текст. По ходу записи обозначай орфограммы.

Рассвет                       наступает              медленно

Листья                         не шелестят                                    на

Деревья        

Птицы                           не поют                 ещё

Капли   прозрачные  сверкают                                       на

Роса

Трава

Солнце  алое                покажется            скоро              из-за

Прочитай. Найди в тексте предложение , в котором заключена главная мысль .Поставь вопрос к каждому слову . Какие это части речи?

Выпиши слова группами по частям речи.

Слово – дело великое. Слово может соединить людей , слово может и разъединить их. Слово может служить любви , а может служить вражде и ненависти.

 Прочитай. Найди и выпиши имена существительные, рядом напиши вопрос в скобках.

- Славный домик,                                          - Вход , лисичка,

Милый Крот,                                                     В самый раз:  

Только больно                                                  Он не пустит  

Узкий  вход !                                                      В домик вас !    

Спиши текст. Подчеркни имена существительные , укажи , какие они  - одушевлённые или неодушевлённые. Обозначь орфограммы.

Есть у всех  животных

В Африке жильё.

Разное , конечно.

Каждому – своё.

У кого – домищи,

У кого – домишки,

Нету дома только

У одной мартышки !

Выпиши синоним к слову жильё (2 -3).

Спиши. Укажи род имён существительных.

Жидкость, кино, киносъёмка, питьё, новоселье, троллейбус.

 Разбери по составу : рассада, поездка, подъезд, светильник.

Прочитай сочетания слов. Выпиши в 1 столбик одушевлённые имена существительные , а в другой – неодушевлённые. Укажи род.

Сказочная принцесса, храбрый портняжка, чайное блюдце, цветочная рассада, длинное письмо, больное сердце, крутой подъём, мой одноклассник, просторный класс, еловая аллея.

Подбери и запиши по 5 существительных мужского рода, женского, среднего. Какие из них одушевлённые , а какие – неодушевлённые.

Укажи.

Прочитай. Подумай какого рода существительные (у некоторых : кенгуру, кофе, какао, шампунь – один и тот же род). Укажи.

Я видел в зоопарке кенгуру. На завтрак я люблю пить кофе или какао. Не хочу шампунь , лучше вымою голову детским мылом!

Подбери и напиши три существительных мужского рода, три – женского рода и два – среднего рода с разными окончаниями.

Спиши. Продолжи перечень существительных,(по 5 ) которые нызывают овощи, фрукты, ягоды.

Лук, свёкла,…                                                          Вишня,…

Груша, яблоко,…

Укажи род существительных, выдели окончание, основу в каждом слове.

Понаблюдай , как образуется множественное число у существительных среднего рода. Запиши слова парами, выдели окончания у существительных во множественном числе.

Растение, животное, платье, блюдце, плечо, лицо.

Прочитай . Спиши. Разбери эти слова по составу. Понаблюдай , чем кроме окончаний , отличаются формы единственного числа и множественного числа.

Лисёнок – лисята, волчонок - ….., поросёнок - ….., воронёнок - …., утёнок - …., телёнок - ….  .

Отгадай загадки. Спиши, рядом в скобках напиши отгадки.

Синенькая шубёнка покрыла весь мир. Конь бежит , земля дрожит.

Белая скатерть всю землю покрыла. Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.

(Ответ: снег, поезд, ночь, туча).

Прочитай. Слова какой части речи здесь перечислены? Как ты это определил?

Совесть, ученик, подружка, рюкзак, гроза, болезнь, доброта, ум, поэт, тетрадь, землетрясение, Бобик, радость, путешественник, Барсик, объявление, печаль.

Спиши слова группами так :

….., ……., … - люди

….., …., …. - животные

…..,   ….., … . - предметы, вещи

…., …., …. - качества человека

…, ….,  …. -качества человека          

…, …, … - явления природы

…, …, … - состояния человека.

Обозначай орфограммы.

Продолжи запись и составь тематические группы имён существительных.

Названия деревьев: берёза, пальма,…

Названия цветов: колокольчик, гвоздика,…

Названия машин: …

Какие имена существительные вы записали – одушевлённые или неодушевлённые?

Расскажи всё , что вы знаете о слове «перо» по плану.

Состав слова.     Звукобуквенный анализ.  Слово как части речи.

 Подчеркни, поставь ударение, подбери проверочное слово.

Прочитай текст. Найди в нём имена существительные . Спиши. Подчеркни имена существительные. Обозначь орфограммы в словах и между словами.

Черёмуха душистая                                           А рядом , у проталинки,

С весною расцвела                                             В траве между корней

И ветки золотистые,                                       Бежит ,струится маленький                                                                  

Что кудри ,завила.                                               Серебряный ручей.

Прочитай текст. Найди имена существительные, выпиши в 3 столбика.

М.р.                                      ж.р.                                      ср.р.

Петя мечтает.

…Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

 И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было !

Если б скажем мне волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы мог

Отвечать любой урок…

Подумай , могут ли быть парные соответствия женского рода. Напиши, если они возможны.

Учитель - …., писатель - …., журналист -….., певец - …., чемпион - …., гимнаст - …., баскетболистка - …., врач -…., лётчик - …., механик - … .

Состав слова   1 

Спиши . Понаблюдай , как образуются имена существительные, которые называют животных и их детёнышей. Выдели суффиксы.

Ёж, ежиха, ежонок, ежата ;волк -…., …., …., ….; олень - …, …, …, ….; медведь - …,  …, …,  …  .

 2.

Какие слова надо написать вместо точек ? Запиши эти слова, выдели суффикс, с помощью которого они образованы.

Водит машину (кто?) водитель

Книги пишет (кто?)

Учит детей (кто?)

Воспитывает детей (кто?)

Изобретает (кто?)

1.

Выдели суффиксы, корень слов.

Чай – чайник, молоко – молочник , малина – малинник, молоко – молочная, роза – розовый , лес – лесной, снег – снежный.

1.

Допиши слово по образцу.

Поле – пол(суф., оконч.) – полюшко,

Коса – кос (оконч.) , Таня – Тан(суфф.,оконч.) , кукушка – кукуш (суфф., оконч.), дом – дом (суфф., оконч.), море – мор (суфф.,оконч.).

 2.

Прочитай слова. В какие группы их можно объединить ? Спиши слова группами , выдели суффиксы.

Истребитель, крестик, чемоданчик, мыслитель, изюмчик, нолик, воробьиха, слониха.

 2.

Придумай слова с суффиксами : -юшк (-ушк), -оньк (-ёньк) , -чик,   ник, -онок, (ёнок) , -ниц, -ят (-ат).

3.

Спиши.Вставь вместо точек имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

У малышки …. Много игрушек. Больше всего она любит пушистого серого …. и ….   с длинным хоботом. Их ….. берёт с собой на прогулку.

  Мама тепло одевает свою ….. на прогулку. На голове у ….  яркая …, на руках пёстрые ….. . Меховая ….. подпоясана ….,  ….. обуты в тёплые ……   .

3.

Прочитай текст.

Я сидел на озере в лодке. По зелёным тростникам ползли лучики солнца.

Вдруг в тростнике зашуршало и вылез толстый нос. Утка!

У всех уток всегда ужасно деловой вид. Она выбралась на чистую воду , а за ней  заторопились пуховые утята.

Выпиши слова , в которых есть такие орфограммы по порядку : проверяемые безударные гласные в корне, проверяемые согласные в корне слова, непроизносимые согласные.

1 Образуй от данных существительных другие существительные с помощью суффиксов – ок, - ик, - чик, - ник, - онок, -ёнок.

Карась, лист, бутон, кот, двор, лес.

2.  Образуй слова с этими суффиксами – ик, - ник, -чик, - ок, -ниц,-ушк, -ечк, - очк.

3.   Раздели на 3 группы. И выпиши в 3 столбика. Подумай и выдели корень. Однокоренные ли эти слова?  

  Барский, барс, барствовать, барсовый, барсук, барсучий.

Разбери по составу :барский, барсовый.

Имя прилагательное

Прочитай. Что общего у этих слов? Запиши их и существительные, от которых они образованы.

Фруктовый, тенистый, яблоневый, старый, высокое, голубое, звёздное, ночное, народная, весёлая, мелодичная, эстрадная.

Прочитай . Составь и запиши  сочетания слов  прилагательное + существительное.

Новенький                                             настроение

Праздничное                                         актриса

Известная                                               шары    

Воздушные                                             соловьи

Голосистые                                              почерк

Аккуратный                                              костюм

Укажи род, число существительных и прилагательных.

Прочитай. Напиши вместо точек подходящие существительные.

Сладкий чай, сладкая …., сладкое …. , сладкие конфеты. Синий карандаш, синяя ….., синее ….., синие …. .

Какие имена существительные ты запишешь вместо точек.Запиши сочетания слов , укажи род, число сущ.

….(какой?) чудесный                             …. (какая?) известная

….(какое?) праздничное                        ….(какие?) окрестные

Какое правило встретилось, в скобках напиши проверочные слова.

Спиши , выдели окончания. Понаблюдай за окончаниями ,из скольких букв они состоят?

Майская короткая ночь

Майские короткие ночи

Майскими короткими ночами

Морозный зимний день

Морозные зимние дни

Морозными зимними днями

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

У пр…хожих на в…ду

В…село ябл…ко в с…ду.

А к…тенку всё р…вно:

Кисл….. -  зачем оно?

- Что вы! –

Шепчет ч…рв…чок, -

Сла…к…… у него б…чок!

Допиши сочетания слов : вместо точек напиши прилагательные. Укажи род,число.

Аромат (какой?) …….                         Винегрет (какой?) ……

Метро (какое?) ……..                          почерк (какой?) …….

Хозяйка (какая?) …….                         Кофе (какой?) ………

 

Подбери прилагательные , у которых были бы такие окончания. Напиши. Укажи род , число.

…..ой                         …..ая                             ….ое                     ….ие            

…..ий                         …..яя                             …..ее                     ….ые

Составь и запиши сочетания слов прилагательное+ существительное. Укажи род , число.

Правильный                       календри

Вкусный                               картина        

Настенные                           черёмуха

Старинная                            характер

Весёлый                               обед      

Пахучая                                 поступок

Подбери антонимы к данным прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограммы.

Вопрос какой? Соответствует окончаниям –ой, -ый, -ий в мужском роде.

С нов…. другом – со ……. другом

За больш….. деревьями – за …….. деревьями

На высок…. заборе  - на  …….. заборе

Из-за мелк….. дождика – из-за ……. дождика      

Свеж….   хлеб - …….   хлеб

   

Выполни разбор прилагательного как части речи.

Образец: белую (какую?) гречиху –прилаг. , нач. форма – белый(какой?), ж.р., ед.ч.

Тёмной ночью, праздничным днём.

Глагол.

Прочитай слова. Какие это слова? Найди глаголы. Выпиши глаголы, напиши вопросы.

Бег, бегал, беглый, беженцы

Петь, пение, певец, певучий

Старик, стареть, старый

Писать, писатель, письменный, письмо

Ходики, ходить, ходули, поход, выходка

Прочитай. Выпиши глаголы. Поставь вопрос и укажи время глаголов.  

Пятачок мужественно почесал за ухом и сказал , что до пятницы он совершенно свободен и с большим удовольствием пойдет с Пухом , в особенности если там Настоящий Бука.      

Подбери к данным  существительным и запишите глаголы в настоящем, прошедшем, будущем.

Девочка                                  что делает?...

Художница                             Что делала?....

щенок                                      Что будет делать?....

Определи время глаголов.

Грустил, вечереет, пожарю, скрывался, подтяну, узнаю, читал, смеюсь, бегу.

Спиши. Подчеркни все орфограммы. Определи время глаголов.

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат её, мальчик Иван,

Тоже разбил стакан.

Найди четвёртый лишний глагол. Определи время глаголов.

Встречает, празднует, отвечал, трещит

Поскрипывал, визжал, жужжит, пролетал

Вытащила, рассказала , одевает, уточнила

Прочитай. Определи время глаголов. Запиши во множественном числе. Выдели суффикс –л в глаголах. Глаголы прошедшего времени  измени по родам.

Белел -           пробежит -              разъезжал –

Красил -         засвистит -                замечал –

Краснел -        наденет -                   осветил –

Прочитай текст. В каком времени , числе  стоят глаголы? Спиши. Подчеркни глаголы двумя чертами. Подчеркни орфограммы.

На другое утро дядя Фёдор , пёс и кот  дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Дом и так был не очень грязненький , а тут совсем заблестел.

Разбери по составу : грязненький.

Спиши. Определи части речи. Обозначь корень в однокоренных словах.                      

Белый, белизна, белеет

Полёт, лётчик, летают, лётное

Танцуют, танец, танцор, танцевальный

Дружный, друг, дружить, друзья

Подчеркни орфограммы.

 Выпиши только глаголы. Напиши , на какой вопрос отвечает каждый глагол.

За окном кричали мальчишки. Солнце светило , очень сильно пахла сирень. Меня тянуло во двор, к ребятам. Но на столе лежали мои учебники . Они держали меня в душной комнате и заставлять решать задачи и вставлять пропущенные буквы.

Прочитай. Выпиши глаголы .Определи время глаголов.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Выпиши слова с проверяемыми безударными гласными  (проверочные слова), с непроизносимыми согласными, с разделительным  ь .

Спиши. Определи время глаголов. Измени по родам глаголы в прошедшем времени.

Увидел, догадался, вынимает, заметил, додумался, вытаскивает, извлекает, приметил, сообразил.

Спиши текст. Допиши подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени. Укажи число, род.

                                 Был конец ноября.

Несколько дней ….. дождь. В  саду ….. мокрый ветер. В четыре часа  дня мы уже ….  лампы.

Кот ….. весь день и …… во сне, когда дождь …..в окна.

Слова для справок: лить, зажигать ,шуметь, вздрагивать, спать, хлестать.

Подбери и запиши к данным существительным глаголы в настоящем времени, прошедшем, будущем.

Мальчик, бабочка, птица, музыка.

Исправь ошибки во времени глаголов. Вставь буквы.Подчеркни орфограммы.

В к…нце д…сятого века киевский кня…ь Владимир решит защитить  Русь от набегов вр…гов. Он заключить военный сою… с императором Византии (государство на территории Греции).

Чтобы сою… был проч…ным , Владимир согласишься на кр…щение Руси. После крещения св…щенники д…вал людям новые имена. Б…льшинство этих имён пришёл из греческ….. языка.

Спиши. Выполни разбор 1 существительного ,1 прилагательного ,1 глагола как части речи. Подчеркни орфограммы.

 На одной из горных вершин жил орёл Дэвис. Он летал высоко- высоко и однажды залетел на звезду.

 На звезде стоял маленький домик , в нём жила Мэри со своей овечкой. Дэвис постучал в дверь и представился. Мэри накрыла чай, все уселись за стол.  

Спиши. Напиши к каждому глаголу вопросы. Определи время, если возможно.

Сеять, лаял, полает, посеет, сеял, лаять, лает, сеет.

Прочитай. Образуй от каждого глагола неопределённую форму глагола. Подчеркни орфограммы.

Образец: замечаю – замечать

Замечаю, живёт, чувствуют, гляжу, рассвирепел, берегут, надеюсь, испечём, везём, дружим, течёт.

Прочитай . Найди четвёртый лишний глагол в каждой группе. Спиши глаголы без лишних. Укажи время и число глаголов. Выдели суффиксы –ть, - ти  в глаголах, глагольные суффиксы перед – ть, -ти.

Играть, гулять, думать, пел

Читает, пишет, считает, дружить

Привезти, привести, отпустил, вынести

Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил

Выпиши в 1 столбик глаголы , от которых можно образовать все три формы времени , во 2 – только прошедшее время и будущее.

Рассказать, показать, вычислить, жужжать, подвернуть, уточнять.

От данных глаголов в неопределённой форме образуй глаголы в настоящем , прошедшем и будущем времени. Запиши в столбик.

Бежать                               брать                                    плести

Выполни разбор по образцу.

Плыла – (что делала?) –глагол, неопред. форма –плыть, пошедш. время, ед.ч., ж.р.

Блеснуть – (что делать?) –глагол, в неопред. форме .

Бежать, упал, скачет, воет.

Прилагательное

Спиши . Подчеркни прилагательные. Определи род у существительных.

Вот уж снег последний  в поле тает

Тёплый пар восходит от земли ,

И кувшинчик синий расцветает ,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес , в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Подбери как можно больше прилагательных .

Апельсин – большой, оранжевый, вкусный, огромный,сладкий, кислый, ароматный.

Печенье, яблоко, карандаш, море.

Запиши в 1 столбик хорошие качества человека, а в другой – плохие.  

   Душевный                                      неряшливый

Составь сочетания слов сущ.+прилаг., изменяя окончания.Укажи род, число.

Яблоко, ароматный

Сосед, замечательный

Чувство, сильный

Человек, молодой

Суббота, рабочий

Составь предложения с данными сочетаниями слов.(окончания можно изменять).

Лунная дорожка, пушистые снежки, узкая тропинка, молодая зелень, устный счёт, стальные пружины.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные.Обозначь орфограммы.

Завыла, закружилась (какая?) вьюга.

Закачались, зашумели (какими?) ветвями (какие?) ели и сосны.

Попрятались (какие?) обитатели в (какие?) норы, в (какие?)дупла, зарылись в (какие?) сугробы.

Выпиши прилагательные .Выполни разбор прилагательного .Разбери по составу: краснолапый, беленькая,детки.

Папа важный , краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья ?

Какие прилагательные можно образовать от этих существительных? Напиши.

Столица –                                        добро -

Краса –                                             человек –

                                     

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка к уроку русского языка в 3 классе

Карточка составлена  к уроку по УМК "Перспективная начальная школа"...

Карточки к урокам русского языка 1-4 класс

карточки по русскому языку...

Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России

Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России...

Задания для индивидуальной работы по карточкам на уроках русского языка 4 класс УМК "Школа России" .

Задания для индивидуальной работы  по карточкам на уроках русского языка 4 класс  УМК "Школа России"...

Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» для учащихся 2 класса

Дидактический материал  «Тренинговые карточки на уроках русского языка» представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предн...

Карточки для уроков русского языка 2 класс

       На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учето...

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"...