Формирование письменной речи у первоклассников
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Представлены варианты заданий, опыт дистанционного обучения по русскому языку. И варианты заданий в период обучения грамоте, и задания дистанционного обучения способствуют формированию и развитию письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_pismennoy_rechi_u_pervoklassnikov.doc785 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование письменной речи у первоклассников

                Не менее  у трети учащихся класса могут быть логопедические проблемы, что влияет на успешность обучения ребёнка в школе, результативность овладения письменной речью.

          Формирование письменной речи начинается уже на уроках обучения грамоте.

Огромное значение для успешного освоения программы по  русскому языку имеет развитие фонетического слуха.

Упражнения, направленные на развитие фонетического слуха:

- Задание 1. Медленное чтение учителем предложений (скороговорки): «У Бори винт. У Вити бинт». Затем предложить учащемуся назвать слова, которые начинаются с одинаковых звуков, обозначить эти звуки буквами из разрезной азбуки.

- Задание 2. Назови каждый предмет и среди слов-названий найти слово, в котором есть звук [ц], обозначь этот звук буквой из разрезной азбуки.

- Задание 3. Слушая внимательно, назови слово, где слышим звук [щ'].

Где щи и каша, там и место наше.

Постепенно задания можно усложнить.

- Задание 4. Слушая внимательно, назови сначала слова, где слышим звук [ч'], а затем - [щ'].

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

- Задание 5. Определи, какой звук повторяется в каждом слове. Произнеси этот звук. Какой это звук: согласный или гласный; если согласный, то звонкий или глухой, мягкий или твёрдый?

Шесть мышат в камышах шуршат.

       При несформированности функции фонематического анализа и синтеза слов ребёнок затрудняется  в сохранении последовательности звукового ряда, а также  в слиянии отдельных звуков в слоги, а слогов – в слова. Эта  разновидность нарушения фонематического слуха может проявляться в самых разных искажениях звуко-слоговой структуры слов. Искажение звуко-слоговой структуры слова преодолевается через развитие слогового и фонематического анализа слов.

- Задание 1. Прочитай слово, сколько в слове слогов, назови первый слог (второй). Эффективнее использовать односложные и двусложные слова.

кот   ко-ты

       При  нарушении функции фонематического анализа и синтеза ребёнок будет испытывать трудности и при изучении йотированных гласных: я, ю, е, ё.

 - Выделение звуков, определение их позиции в слове, обозначение буквой (я, ю, е, ё).

- Эффективны и задания на различение йотированных гласных.

        Трудности при формировании навыка письменной речи могут возникнуть у детей с дислексией.

       Оптическая дислексия связана с функциональной незрелостью, что обуславливает задержку в формировании у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Различаются литерные (не узнаются отдельные буквы) и вербальные (отдельные буквы называются, но слова не узнаются).

Пути преодоления.

  • Ученики приучаются детально анализировать различия и сходства между близкими по начертанию буквами в данном слове. После подобного анализа  и называния каждой буквы всё слово прочитывается и записывается или складывается из букв разрезной азбуки с проговариванием. Полезно чтение рукописного текста. Например, «Бу-бы-ба – из окна торчит труба».
  • После прочтения слова с новой буквой к ней и ко всему слову подбираются сходные буквы (к букве с подбираются е, щ, б в печатном тексте, в рукописном – е, о.); сходные буквы подчёркиваются и произносятся;
  • Неустойчивые буквы разбираются на свои элементы, а затем складываются из них;
  • Рекомендуется кинестезические подкрепления зрительных образов букв путём ощупывания рельефных букв;
  • Применяются буквы, изображённые в форме сходных предметов (д – в виде дома, о – в виде кольца);
  • При сужении зрительного поля помогает закрывание нечитаемой части слова.

         Аграмматическая дислексия обусловлена несформированностью у ребёнка грамматических обобщений. Этот вид дислексии, возможно, преодолеть, если развивать у учащегося грамматические системы словоизменения и словообразования, приучать его к дочитыванию слов до конца с обращением особого внимания на их окончание.

Задание 1. Прочитай слоги и составь слова, используя стрелочки.

Задание 2. Прочитай слова. Сравни эти слова со  словами, которые ты только что читал. Были похожие слова? Чем они различаются?

               

        В конце третьей четверти, когда уже закончен период обучения грамоте, я постепенно начинаю привлекать первоклассников к выполнению небольших  работ по русскому языку на let's test. Сначала, с разрешения родителей, я зарегистрировала обучающихся на сайте. Предварительно была разработана система оценивания результатов для первоклассников:

  • 90%-100% - отлично;
  • 75%-90% - хорошо;
  • 50%-75% - ещё нужно поработать;
  • 0%-50% - плохо.

     В каждый сеанс работы на let's test  входит 6-7 заданий.

Варианты заданий:

  1. Выбери слово, в котором ударным будет первый слог.

Варианты ответов к этому заданию:

  1. Котик;
  2. Машина;
  3. Игра.

Обучающийся выбирает правильный вариант задания – котик, переходит к выполнению следующего задания.

2)  Выбери слово, которое состоит из трёх слогов:

1. Дерево;

2. Куст;

3. Лесник.

3) Определи слово, при написании которого допущена ошибка:

  1. Машина;
  2. Шышка;
  3. Рыжик.

4) Определи слово, в котором звуков больше, чем букв:

1.  Яблоко;

2.  Мяч;

3.  Меч.

5) Определи слово, в котором букв больше, чем звуков:

1.  Малыш;

2. Лень;

3. Юла.

6) Выбери предложение, которое написали верно:

1.  кот Васька ловит мышей.

2.  кот Васька ловит мышей

3. Кот Васька ловит мышей.

        Подобные задания помогают ребёнку «видеть» слово, задумываться над написанием слова, способствуют формированию и развитию орфографической зоркости.

Безусловно, чтобы не перегружать первоклассников, задания появляются на сайте не чаще 1 раза  в течение трёх недель.

        У ребёнка  есть 3-4 попытки выполнить задания правильно в течение достаточно продолжительного времени, что позволяет спросить у учителя о том задании, которое вызвало затруднение.

        Родителям же предоставляется ещё одна возможность увидеть, в какой степени ребёнок усвоил программа по русскому языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....

Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....