Мой лучший урок "3 склонения имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка

к уроку русского языка  в 3 классе по теме

«Три склонения имен существительных»

 

Автор:

Шутова Ольга Михайловна

 

Тема, класс:

Три склонения имен существительных, 3 класс

 

Тип:

Урок изучения нового материала

 

Характеристика класса

В классе 22 человека. 11 мальчиков и 11 девочек. Общеобразовательный класс со средним и выше среднего показателем качества обученности.

 

Программа:

Русский язык, автор проф. Н.Ф.Виноградова

 

Учебник:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова – Издательский центр                «Вентана-Граф», 2008

 

Раздел:

Раздел  «Как устроен наш язык»

 

Количество часов: 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю

 

 

Цель:

  1. Дать понятие о 3-х склонениях существительных.
  2. Учить  определять склонение у существительных.
  3. Развивать речь и обогащать словарный запас учащегося, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память.
  4. Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, уважительное отношение к старшему поколению.

 

 

Методы:              метод проблемного обучения. частично-поисковый        

проблемно-

Оборудование:

 ПК, интерактивная доска, карточки со словами для игры, учебники, презентация

 

Формы работы:

самостоятельная, групповая работа, фронтальная работа.

 

 

 

 

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.  

С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.

2 этап -  актуализация знаний и мотивация(4 мин) используются знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина. Зачитываются учителем отрывки из известных сказок данного писателя. Сопровождается этап слайд-презентацией, использование которой позволяет анимировать объяснения. Игровая форма данного этапа позволяет учесть возрастные особенности учащихся 3 класса, с интересом повторить творчество писателя. Знания сказок необходимы для изучения нового материала. Отгадывание сказок и первенство в этой работе задает определенный азарт,  а его содержание невольно приводит к проблемному вопросу «Какая же это сказка? И зачем сказки на этом уроке?»

3 этап – постановка учебной задачи (3 мин) Начинается он с постановки проблемной ситуации и вовлечением учащихся к решению задачи «В названии какой  сказке есть однокоренные слова?» Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к решению задачи, анализируют ее и выявляют зависимость между словами и р езультатом. Определив некоторые закономерности, рассуждая, учащиеся самостоятельно отвечают на вопрос «Почему же они однокоренные?» Составляют однокоренные слова и производят разбор по составу

4 этап – «открытие» учащимися нового знания (8 мин) учащимся предлагается посмотреть фрагмент сказки. В процессе просмотра идет работа над лексическим значением слова НЕВОД. Предстоит ответить на вопросы: «Что объединяет все слова?».Дети желают помочь деду. Но как? (обсуждают).

5 этап – физ.минутка  (3мин)

6 этап – первичное закрепление материала (7 мин).

Учащиеся, выдвинув свои гипотезы, узнают из учебника о названии данных групп слов.

7 этап – включение нового знания в систему знаний (8 мин)

На этом этапе учащиеся продолжают работать над темой урока в игровой форме. Идет самостоятельная работа  с проверкой, требующей доказательства. И снова вопрос «Почему?»

8 этап – рефлексия (2 мин).

Объясняют старику и старушке почему же именно три окна.

9 этап - домашнее задание (3 мин) дается в двух формах: 1) практика – упражнение  по учебнику;

 2) теория  - выучить правило.

Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления (три ученика у доски), самостоятельной работы (весь класс), эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.

На протяжении всего урока царила «живая», насыщенная обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_rybake_i_rybke.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет: Русский язык. Тема : Три склонения имён существительных . Тип урока: Изучение нового материала . Цели : 1. Дать понятие о 3-х склонениях существительных. 2. Учить определять склонение у существительных. 3. Развивать речь и обогащать словарный запас учащегося, орфографическую зоркость, 4. зрительную и слуховую память. 5. Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, уважительное отношение к старшему поколению . Методы и приёмы: 1. Выращивание «нового» понятия. 2. Самопроверка . 3. Взаимопроверка . 4. Коллективная работа. 5. Работа в парах. 6. Индивидуальная (самостоятельная) работа. 7. Дифференцированный подход . Оборудование: учебник русского языка 3 класс «Начальная школа XXI век», мультипроектор , сказки А.С. Пушкина, презентация.

Слайд 2

«Сказка о рыбаке и рыбке » на новый лад (или три склонения имён существительных)

Слайд 3

«Пошёл дед к морю, забросил невод , приплыл невод, нет, не с рыбкой, а со словами: Газета Кастрюля

Слайд 4

« Второй раз дед забросил невод, пришёл невод с другими словами»: * Молоток * Картофель *Облако * Солнце

Слайд 5

«А в третий раз дед неводом вытащил следующие слова»: * Морковь * Фасоль

Слайд 6

«Ничего дед не понимает, почёсывает затылок, лоб вытирает: - Что же старухе сказать? Так и воротился к старухе со словами. Старика старуха бранит: - Что за слова притащил?»

Слайд 7

Посылает баба сварливая снова деда к морю. Она пуще прежнего бранится, из дома выгнать грозится: -Иди и рыбу поймай, что ты за рыбак. Спроси у неё, что это она прислала. Избу нам надо красную распрекрасную. Он думать да гадать, как эти слова связать?

Слайд 8

Пошёл дед, забросил невод и поймал рыбку говорящую: - Отпусти меня, старче. - Отпущу, - говорит дед, - если откроешь тайну и исполнишь желание моей бабы. Избу ей надо красную распрекрасную.

Слайд 9

- Ступай домой! Но прежде слушай! В Краснодарском царстве, в Полтавском государстве, в школе № 1, что на улице Ленина, в светлой горнице на 2-м этаже учатся 11 добрых молодцев и 11 красных девиц. Они и помогут тебе, старче. Коль разгадают они загадку слов, исполню я желание твоей старухи, подарю вам избу красную распрекрасную.

Слайд 10

Ну вот мы и добрались к избе красной-распрекрасной. Встречает нас дед с бабой. Рады очень. - Почему три окна в той избушке, объясните старику и старушке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...