Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.
план-конспект урока по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Панова Марина Александровна
Открытый урок окружного тура
                                                          конкурса
                                              «Учитель года – 2015».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                 «Краснянская средняя общеобразовательная школа»

                          Новохопёрского муниципального района

                                            Воронежской области

 

                                        Открытый урок окружного тура

                                                          конкурса

                                              «Учитель года – 2015».

 

                                                        Подготовила

                                               учитель начальных классов

                                               МКОУ «Краснянская СОШ»

                                         Панова Марина Александровна.

   

                                                       

                                                                   Декабрь 2014 г.

Тема: Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.

     Тип урока:  закрепление изученного материала; урок – экскурсия.

     Цель: закрепить знания учащихся о правописании слов с парными согласными в конце, используя форму урока – экскурсии, воображаемое путешествие с использованием видеослайдов.

     Задачи:

- углубить знания детей о столице Черноземья – г. Воронеже;

- развивать орфографическую зоркость, умение работать коллективно, высказывать своё мнение      научным языком;

- воспитывать чувство гордости и любовь к родному краю.

Личностные результаты:

   - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  - осознание практической и личной значимости результатов каждого типа урока;

  - адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Метапредметные результаты:

   - умение в сотрудничестве с учителем ставить конкретную задачу;

   - осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;

   - выполнение учебных действий, руководствуясь изученными правилами.

Предметные результаты:

   - умение соотносит проверяемые и проверочные слова;

   - умение графически обосновывать орфограмму и её проверку;

   - способность контролировать свои действия, проверять написанное.

                                                        Этапы урока.

   - Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

   - Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной  работе с новой информации. Расширять и активизировать словарный запас детей.

  - Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

  Оборудование и материалы:

  - мультимедийная презентация;

  - компьютер;

  - экран для демонстрации презентации;

  - учебник «Русский язык», авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, 2 класс;

  - карточки со словами при ответе на вопрос;

  - портреты Кольцова А.В. и И.С. Никитина.

Ход урока.

  1. Мотивация учащихся.

  Учитель: Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Улыбнитесь друг другу, хлопните в ладошки со своим соседом. Пожелайте друг другу хорошего настроения и удачи на уроке. Начинаем работать. (раздаю конфеты «Воронеж).

  1. Стадия вызова. (звучит музыка песни «Воронежский край»)

 А) Читаю стихотворение «Воронеж».

Воронеж!.. Родина. Любовь.

Всё это здесь соединилось.

В мой краткий век, что так суров,

Я принимаю, словно милость,

Твоей листвы звенящий кров.

Согрей меня скупою лаской,

Загладь печальные следы,

И приведи на мост Чернавский

К раскатам солнечной воды.

И что ты там, судьба, городишь?!

Тебе вовек не сдамся я,

Пока на свете есть Воронеж –

Любовь и родина моя.

- С этими строками Анатолия Жигулина я приглашаю вас совершить воображаемую экскурсию по главному городу нашей области – Воронежу.

Б) (открыть запись на доске): Горо. Вороне. (слайд 1)

- Что такое? Исчезли две буквы. Кто поможет вернуть их на место?

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать их? (ответы детей)

(Правило правописания парных согласных на конце слова).

-Как нужно проверить написание слов «город Воронеж»?  Запишите их в тетрадь.

(Город  Воронеж – города, по Воронежу)

- Так чем мы будем заниматься, какова  тема урока?  (правописание парных звонких и глухих согласных).

В) (на доске девиз урока)

- Прочитаем вместе девиз урока, который я вам предлагаю:

                «Чтоб ошибок избежать,

                 Зоркость будем развивать.

                На уроке сможешь проверить сам

                      Своё внимание к словам».  

- Я вам в помощь предлагаю карточки со словами, которыми вы можете пользоваться при ответе на вопрос:

- Я считаю, что…

- Я думаю, что…

- На мой взгляд...

Г) Учитель:  - Назовите парные согласные. (ответы детей)

(открывается доска с парными согласными).

- Они отправляются с нами в путешествие, помогут быть грамотными, будут предлагать задания.

 3. Стадия осмысления.

- Итак, отправляемся в путешествие!

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число: 17 декабря.  Классная работа.

А) Закрепление знаний о правописании парных согласных на конце слова.

    Знакомство с гербом и главной площадью города.

Учитель: - Воронеж имеет богатую культурную историю. Чтобы познакомиться с нею, не обязательно идти в библиотеку. Можно просто побродить по городу.

- Главным опознавательным знаком города является герб. (слайд 2)

- Парные согласные дают задание: найти проверочное слово для слова «герб» и записать их парой:   Гербы – герб. (один ученик записывает на доске, остальные – в тетради).

- Все встретившиеся на экскурсии слова с парными согласными на конце тоже запишем в тетрадь.

-  Первая остановка – центральная площадь города Воронежа – площадь Ленина.(слайд 3).

- Здесь находятся областная научная библиотека имени И.С.Никитина, или Никитинка, как ласково её называют в Воронеже. На здании администрации мы видим флаг России. (слайд 4).

- Напротив Никитинки стоит театр оперы и балета. (_слайд 5). В центре – памятник  В.И.Ленину. (слайд 6).

- Какие слова мы запишем после посещения главной площади? (площади – площадь, флаги – флаг, памятники – памятник).

- В Воронеже есть ещё площади: (слайды…) площадь Победы, Черняховского, Адмиралтейская, Заставы, Славы.

- Составьте предложение со словом «площадь». (Работа в парах). Запишите в тетрадь. (Например, В Воронеже есть красивая площадь Победы.) Запись с комментированием (один ученик диктует, объясняя орфограммы.

Б) Слова с парными согласными в художественной литературе.  Знакомство с памятниками воронежским поэтам.

- Продолжим экскурсию. С площади Ленина мы зайдём в живописный Кольцовский сквер.(слайд 7).

-  В честь кого он назван? ( В честь  поэта Алексея Васильевича Кольцова).(слайд  8).

-Памятник А.В. Кольцову стоит в сквере уже больше века. Многое изменилось в городе с тех пор, а поэт неизменно наблюдает с этого места за всем, что происходит вокруг него. (портрет на доске).

- Что мы запишем в тетрадь? (поэты –поэт).

- Под диктовку запишите предложение: Поэт Алексей Васильевич Кольцов родился в городе Воронеже. (взаимопроверка). Назовите имена собственные. Как вы их записали?

- Далее мы направляемся в сторону кинотеатра «Пролетарий» и оказываемся на Никитинской площади. (слайд 9).  Раньше она называлась Театральной, т.к. здесь располагается  старейший в Воронеже драматический театр. (слайд 10).

- Сейчас мы подойдём ещё к одному памятнику – известному воронежскому поэту Ивану Саввичу Никитину. (слайд 11); (портрет на доске).

- Послушайте отрывки из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы». Подумайте, почему я выбрала именно это стихотворение для нашего урока. (работа в парах).

Приём «Корзина идей».

(Читаю стих.)

Поутру вчера дождь                                        

В окна стёкол стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит.

- Итак, на что вы обратили внимание? (ответы детей)

- Запишите слова с парной согласной на конце, которые вы услышали в стихотворении. ( Дождь, пушок, грязь, снежок, лёгок, чист, снег, мороз, кровь). Проверка.

Физкультминутка. («Игра в мяч», слова с парными согласными).

В) Работа с учебником. Самостоятельная работа. Развитие речи.

- Отвлечёмся от экскурсии и  выполним  упражнение 7 на стр.114.

Прочитайте задание. Всё понятно? Приступайте.

(Взаимопроверка).

Г) Исторические места города Воронежа.

                                 Берегами древней старицы,

                                 Новых дней объяв разбег,

                                 Через весь Воронеж тянется

                                 Революции проспект.

- От Никитинской площади по проспекту Революции мы идём с вами к Петровскому скверу, чтобы взглянуть на памятник Петру 1. (слайды 13 и 14). По указанию Петра 1 в Воронеже построен первый в России военно-морской флот.

- Проспект знакомит нас с театром Кукол, с площадью Победы. (слайды 15 и16).

- Какие слова с парными согласными нам надо записать? ( Проспекты – проспект, флоты – флот).

- За сквером поворачиваем направо, спускаемся по улице Степана Разина к Воронежскому водохранилищу. И вот оно Воронежское море. Чернавский мост соединяет правобережную часть города с левым берегом. ( слайды 17 и 18).

- Запишем: Мосты – мост.

- Остановимся на мгновение на мосту и полюбуемся замечательным видом города. (слайды 19 и 20).

- Экскурсия закончена.

4.Стадия рефлексии.

А) Проектная деятельность.

Класс делится на 4 группы (по 4цветам конфет, которые были розданы детям в начале урока).

1 группа воссоздаёт вид г. Воронежа (надо сложить из разрезанных частей целую картинку) и подписать под ней «Город Воронеж».

2 группа выполняет аналогичную работу, подписывает «Герб г. Воронежа».

3 группа выполняет аналогичную работу, подписывает «Площадь Победы».

4 группа вырезает портрет поэта И.С. Никитина, готовит  и приклеивает рамку, делает подпись «Поэт И.С. Никитин».

Затем выполненные работы собираются вместе для создания папки « Город Воронеж».

Б)  - Понравилась ли вам экскурсия?

     - Что нового узнали?

    - Что вам особенно понравилось?

    - Было ли на уроке трудно?

   - Что вызвало затруднение?

   - Выполнили ли задачи урока?

    - Как оцениваете свою работу и работу одноклассников?

В) Подведение итогов урока.

   - Вы молодцы! Работали отлично! Спасибо всем за работу, за старание!

5. Домашнее задание.

а) обязательное:

б) задание по выбору учащихся:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова

Урок является обобщающим. Подобраны самые  разнообразные формы и виды работ, методы и приемы, направленные на закрепление данной орфограммы. В целях повышения эффективности уро...

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

«Закрепление правописания парных звонких и глухих согласные на конце слова»

Конспект на тему: «Закрепление правописания парных звонких  и глухих согласные на конце слова»Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»Цель: Закрепить умения написания парных звонких и глухи...

Урок русского языка "Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок способствует формированию умению видеть орфограмму, совершенствованию навыков правописания слов с глухими звонкими согласными в корне. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащи...

Конспект урока по предмету «Русский язык» Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Конспект урокапо предмету «Русский язык»Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»...

«Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными» 2 класс

Развитие орфографической зоркости обучающихся является важным аспектом образовательного процесса...