Словарные занятия на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Ершова Алла Вячеславовна

Словарные занятия на уроках русского языка – как основное звено по развитию орфографической зоркости и речи обучающихся.

Словарные занятия на уроках русского языка   направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике.    Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» или «Букваря» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_zanyatiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

К.Д.Ушинский

Словарные занятия на уроках русского языка – как основное звено по развитию орфографической зоркости и речи обучающихся.

                 Почему именно эта тема была мною выбрана? На мой взгляд для работы со словарными словами существует недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Словарные занятия на уроках русского языка   направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике.    Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» или «Букваря» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц.  К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению нам всем знакомы.  Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка. Словарная работа на уроках русского языка должна вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса.Мы организовываем работу над словом так, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным. Трудные слова – это слова, имеющие непроверяемые и проверяемые написания. Непроверяемые написания составляют примерно 30-35% по отношению к проверяемым словам. Такие слова надо запоминать. Следовательно, с ними и необходимо работать.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Мне бы хотелось  представить комплекс упражнений и виды работы над словарным словом на уроках русского языкамногие из которых нам известны, а также, опираясь на методические рекомендации авторов - составителей УМК «Школа 2100"

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.

«Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниям»

1.1. Методика словарной работы.:

Упорядочивание словарной работы – одна из важнейших задач развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии, которые постоянно взаимодействуют:

Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений.

Уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно:

-Активизация словаря,

-Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

1.2..Приёмы словарной работы:

 Слова с непроверяемыми написаниями изучать в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова неэффективно.Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям необходимо активизировать мыслительную деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке».

На своих уроках яреализую это с помощью специальных приемов обучения:

1 Запись слов по алфавиту.

Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, я предлагаю переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке, например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

2. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста.я вслух читаю текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

 3. Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.

4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.

6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами

Здесь имеются в виду слова типа:

шоссе – коса.

Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски).

В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.        

  7. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению.

 Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать.

8. Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.

9. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

10. Дописывание орфографических таблиц.

Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив  детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами.

 Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )

12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.

 13.Письменный пересказ текста с использованием данных слов. Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).

 Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке:

- замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами;

 - включение слова в словосочетание, предложение;

- словообразовательный анализ;

-использование толкового словаря, орфографическая тетрадь;

Вот некоторые способы запоминания орфограммы: - составление ребусов; - заучивание слов; - возвращение в этимологию слова.

Для того, чтобы узнать, как же усвоили учащиеся написания изучаемых слов, необходима проверка их  усвоения.

 С целью проверки написания слов в своей работе я использую перфокарты, на которых учащиеся работают с большим интересом и увлечением. Перфокарты представляют собой фигурные картинки, на которых напечатаны слова по определённой теме с пропущенными буквами. Например, на перфокарте в форме ежа находятся слова с пропущенной непроверяемой безударной гласной по теме «животные»; на перфокарте в форме рыбки – слова с пропущенной  безударной гласной  и парной согласной в корне по теме «река»: озеро, ловить, варить, рыбка, улов. Дети вставляют в слова пропущенные буквы и составляют по теме рассказ.

Кроме таких перфокарт использую на уроках задания вида:

Например, «Выбери правильный ответ» выглядит так: слева на карточке даны слова с непроверяемой безударной гласной, а справа – гласные буквы; дети должны обвести нужную букву и написать её в слово.

На уроках использую и такие задания: «Угадай букву», «Сквозная буква», «Угадай слово» (в словах пропущены все гласные буквы, их надо вставить, чтобы получилось слово), «Слова разбежались» (справа на карточке написан текст, в котором пропущены некоторые слова, а слева – слова с пропущенными орфограммами; дети вставляют в слова буквы и правильно их записывают в предложения).

Упражнения со словами могут быть разнообразные:

- выписать слова из словарика на заданную тему; - выписать несколько слов, начинающихся на заданную букву;

- выписать слова с безударной гласной «а» (о, е, и); - выписать слова с мягким знаком в середине слова;

- дописать предложение нужными словами;

- собрать слоги, чтобы получились слова;

- написать потерявшийся слог в слове;

- выписать имена существительные (прилагательные, глаголы);

- составить рассказ по опорным словам и т.д.  

Такие виды работ провожу с учащимися как индивидуально, так и по группам и коллективно.

1.3.Последовательность работы над словом.  

  Последовательность работы над словом может быть разнообразным.

Вот один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1). Предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета. Ученики называют предмет словом, осознают его значение.

 Можно избрать другие варианты начала работы над словом:      

а) читаю загадку, учащиеся отгадывают слово-отгадку;     

 б) предлагаю новое слово выделить из предложения или небольшого текста, записанного на доске или воспринятого на слух.

 2). Учащиеся произносят слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

 3). Прикрепляю на доску карточку (или на доске) с написанным на ней словом. Учащиеся читают его по слогам, устанавливают разницу в произношении и написании.

4). Предлагаю учащимся решить орфографические задачи:

 - Какую букву надо проверить при письме и почему?

 - Как проверить эту букву?

- Можно ли проверить букву, подобрав проверочное слово?

Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют букву, которую нужно запомнить при письме. К изучаемому слову дети подбирают однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, однокоренные слова записываются учащимися в тетрадь. С любым из однокоренных слов дети составляют и записывают своё предложение.     

Вот один из эпизодов урока.

На уроке идёт ознакомление со словом «берёза». Прошу детей отгадать загадку: «Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». Учащиеся называют слово отгадку: «Берёза». Показываю картинку с изображением этого дерева, спрашиваю: - Что это? Каково родовое понятие слова «берёза»? - Берёза – это дерево. - Но ель, сосна – тоже деревья. Чем же они отличаются? - Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные деревья. - Назовите существенные признаки берёзы? - У берёзы белая кора и листья в виде сердечка. - Итак, что же обозначает слово «берёза»? - Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. Затем можно предложить найти объяснение данного слова в толковом словаре. Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе является использование этимологической справки. Этимологическая справка для слова «берёза» может иметь такой вид: «Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры она получила своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили влесных и небесных духов, но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белоствольного дерева – русской берёзы». Работа такого вида повышает интерес учащихся к изучаемому слову, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии. Далее предлагаю детям подобрать однокоренные слова к изучаемому слову: берёзонька, берёзка, берёзовый, березняк, подберёзовик и т.д. Затем идёт работа над сочетаемостью слов. Дети придумывают словосочетания со словом «берёза»: берёза высокая, берёза тонкая, берёза ветвистая, берёза молодая и т.д.; за берёзу спрятаться, на берёзу влезть, под берёзой сесть и т.д.; берёза растёт, берёза цветёт, берёза сбросила листву, берёза гнётся и т.д. К данному слову применимы и пословицы: Берёза не угроза: где стоит, там и шумит. И с берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Берёзой обогреешься, но не оденешься. Применимы и фразеологизмы: «дать берёзовой каши», что означает «наказать розгами, высечь, выпороть».

1.4. Словарную работу над словарными словами строю иногда так:

Работа над новым словарным словом.  

Отгадайте загадку: Он вошёл – никто не видел, Он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз).  

 - Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).

2)Работа в тетрадях:

- Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение. - Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо запомнить.

- Подберите родственное слово. Какую букву пропустили     в слове «отморозил»? (Гласную букву «о», так как эти слова родственные.Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл).

Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Самым известным для начальной школы является   «Орфографическая тетрадь» УМК «школа2100». По даннойорф. тет. дети узнают, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами.

Применение    инноваций, педагогическая обоснованность. Опираясь на термины , взятые из книги Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии», я использую названия трёх групп слов. Эти группы мы называем «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова

    «Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.

«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми  орфограммами.   

 «Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь.

Я использую шуточные слова – рифмовки, взятых из разных источников, которые помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в дальнейшем, по возможности, писать правильно.     

 Я скажу сестре и брату,   

Что железную лопату   

И топор, и молоток   

С буквой «о» пиши, дружок.

Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русского языка заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме.

Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи-запоминалки».Это я позаимствовала из УМК «Перспективная нач.школа»:

К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а»:

Гараж. Автобус, аллея, асфальт и трава. В «опасные» снова играем слова. Аптека, базар, магазин и народ, Калитка, квартира, забор и завод,  Рабочий, работа, газета, багаж.   Приехали снова мы с папой в гараж.  Машина, вагон, пассажир и трамвай-  Пиши с буквой «а» их и не забывай!

Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова записываются в тетрадь.

Кроме этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим многие стороны жизни детей, взрослых, животных.

Пример:

 Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, дятел, свиристель, петух.

 Магазин: молоко, творог, масло, макароны, сахар, компот…

Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова,

Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова.

 Пример: «Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой.  А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке. Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.

Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание.

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа:

1.Ответь письменно одним словом: -комната для занятий в школе; -человек, который едет на поезде или автобусе; -дорога с рядами деревьев по сторонам и т. д.

2.Вместо точек вставь нужные по смыслу слова:  Сообщение по телефону, телеграфу -…. Килограмм- это тысяча… Смотр готовности войск-….

3.Ответь на вопросы и ответы запиши:  Кто продает билеты в кассах? Как называется рисунок в книге?                                                            

4. Разгадывание кроссвордов

5. Разбросанные буквы.

С. Н. Лысенкова предлагает словарную работу ежеурочно и в начале недели записывать группу слов в индивидуальный словарик и работать над ней неделю с ежедневной их записью под детское комментирование. Сюда включены слова не только из словаря, но и по изучаемым темам. Эту инновацию можно включить в свою работу, используя готовые подборки слов из учебников «Русский язык» авторской серии «Свободный ум» Бунеевых.

Работая над темой, я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей.

Выводы:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

- На каждом уроке –Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

словарный диктант на уроке русского языка

вариант интегрирования знаний по краеведению без потери учебного времени в изучении русского языка...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)

В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширен...